Космизм Вернадского как осознание всеобщей взаимообусловленности: поиск места человека в Космосе

Прочитал и обалдел и записал себе конспект книги выдающегося отечественноого космиста академика Вернадского о роли живого вещества на Земле. Написал он свою работу целых 80 лет назад. Ощущение, что мог бы 10 лет назад такое написать и все равно современно звучит. – Космизм – это идея начала 20 го в.: осознание всеобщей взаимообусловленности, поиск места человека в Космосе, соразмерноость космических и земных процессов, деятельности человека с целостностью мира. Вернадский начинал с геологии, а вывел, что появление человека и его влияние на природу не случайность, а закономерный этап эволюции биосферы. И под влиянием научной мысли и труда объединенного человечества (удовлетворение всех материальных и духовных нужд) биосфера Земли перейдет в новое состояние – ноосферу, греч. разум – сфера взаимодействия общества и природы из-за разумной деятельности.

I. Научная мысль как геологическая сила в биосфере

– Человечество тесно связано с живым веществом планеты, от которого никаким физическим процессом не может быть уединено. Каждый организм в биосфере – это живое природное тело. Живое вещ-во – совокупность организмов, живущих в биосфере, достигает стратосферы, нескольких км в глубину земли (бактерии) и на десяток км сложной жизни в океан.

– Организованность не есть механизм, это что никогда ни одна из ее точек (материи или энергии) не возвращается закономерно в ту же точку биосферы, где была раньше. Этот ток атомов и энергии туда и обратно сквозь биослой стремится к равновесию, но не в исторических временных масштабах (столетия), а в геологических (сотни тыс лет). При этом в природе нет тождественности – “любые два листа всегда разные, даже химически” (Лейбниц, Теодецея), и уж тем более – личности.

– Человек есть итог биопроцесса за 2 млрд лет – появился мозг, и его эволюция никогда не откатывалась – живое вещ-во необратимо. Причем переход эволюции в ноосферу ускорился относительно эволюции в геологическое время. В начале XX в. человечество освоило всю биосферу + само стало связным (книги, телеграф, полеты), и в итоге придёт к полному единству, поверх сопротивляющихся государств, это макротренд природы. Идеалы демократии идут в унисон со стихийным геопроцессом и законами природы, отвечают ноосфере.

– Философия порождает пространство для научных изысканий. Все религиозные и философские учения почему-то связаны с представлением о бессмертии личности. Наиболее глубокое: метампсихоз – решающее вопрос не с т.зр. человека, а с т.зр. всего живого вещества. Религозная мысль по миру вспыхнула одновременно: Зороастр, Пифагор, Конфуций, Будда, Лао-цзы, Махавира, и до сих пор с нами. Сбор макс. объема фактов и их научное обобщение неотделимы от последующего философского осмысления результатов (хоть там и есть субъективность интерпретаций).

– Огонь дал пережить ледниковый период, а избавление от голода – неограниченное размножение и уход от кровного родства к городам. Америки цивилизационно были не менее развиты, просто Европа раньше открыла огнестрел. Городской быт открыли и утеряли на тысячи лет, вернули и распространили уже по всему миру (письменность не идет дальше 3 тыс лет, не дает изучить).

– Взрыв науки в XX в будет осмыслен позже, готовился всем прошлым биосферы и назад не откатится, хоть и может замедляться в своем темпе. Регресс цивилизаций на сотни лет случался (Рим, Греция, Индия, Китай), и путь был тернист – на протяжении столетий христианские гос-ва белой расы вели колониализм, декларируя равенство, но истребляя небелых, а буддизм и мусульмане нет; или через 20 лет и десятка млн убитых в мировой бойне (книга 1938г) мы на пороге более бессмысленной войны. Но страхи и обывателей, и гуманитарных дисциплин о гибели мира связаны с недооценкой силы процессов перехода биосферы в ноосферу.

– 3 пласта реальности: явления космических просторов, планетные (природа), и микро (тут гравитация отходит на второй план). Неоднородности реальности отвечает гибкость научной методики, единиц, эталонов. Пример: теория относительности полна экстраполяций и упрощений реальности, проверка которых пока недоступна. Так что пока интересует философа, а не натуралиста.

– Наука, кроме логики и математики – это всегда живая, не окончательная конструкция. С т.зр. геологии мы живем в психозое (эра человека) – видно резкое уничтожение нами флоры и фауны. При этом homo sapiens не есть венец творения с совершенным мыслительным аппаратом, а, видимо, промежуточное звено в длинной цепи существ и куда-то в будущее (!).

– Рост научного знания ХХ в. стирает грани между науками. Мы специализируемся не по наукам, а по проблемам. Математика и логика – это просто способы построения науки. Метод научной работы – это не часть логики, и уж тем более не теории познания. Описываем все математическими “символами”, создаваемыми интуицией, т.е. бессознательным для исследователя охватом бесчисленного множества фактов – новое понятие, отвечающее реальности. Математика работает, даже если пока не можем понять смысла всех символов.

– В науке делается много лишней работы, но и эволюция работает так же. Но наука стремится затем связывать точно установленные факты, обобщать и распределять их в систему и в порядок. Наука на взлете, а философия в упадке и с XVIII в. ничего всеобъемлющего не предложила. Философия Китая сотни лет в дремоте и не бьется с наукой, а индийская может и повлиять на науку будущего. Часто сложно отличить общеобязательное ядро научных построений от той части науки, которая является условной, преходящей (т.е. логически равноценной религии).

II. О научных истинах

– Религии и страны тысячелетия пытались силой включить всех в единое понимание цели и смыслы жизни. Единое же гособъединение всего человечества для организованности ноосферы стало реально только сейчас. Идею о “научном мозговом центре человечества” дали в Гарварде в 1936г. Но маловероятно, что атеистические представления (тоже ведь предмет веры, просто из философии) могут дать человечеству единое представление. По сути это религия, плюс философские истины все время меняются. Философия сильна разнородностью. Философами становятся не в учебе, а размышляя.

– Общеобязательность достижений науки в ее области ведения – основное отличие от философии и религии, их выводы не так обязательны (это области глубокого проявления личности – веры, интуиции, характера + этических норм в пределе может быть столько, сколько есть людей).

– Научный аппарат 158 наук впервые отделил от философии Аристотель, но все утратили и переоткрыли только в средние века. Предсказательные науки взорвал Ньютон, описательные – Линней.

III. Новое знание и переход из биосферы в ноосферу

– Организмы живы пока идет материальный и энергообмен между ними и биосферой. Биогеохимия изучает планету на ее тонкой оболочке у космоса: под влиянием жизни геология поверхности полностью другая не как в неизменных породах на нескольких км и глубже. Homo sapiens стал создавать новую форму биохимической энергии – культурную

IV. Науки о жизни в системе научного знания

– Неизвестно, жизнь только земное явление, или должна быть признана космическим выражением реальности (как пространство-время, материя и энергия). Ждем: до конца XVIII в. даже понятие воды не могли дать.

– Неживое – геометрично и замкнутые процессы, а живое – всегда стабильно асимметрично (открыл Пастер), живое никогда не рождается от неживого. Гибриды косного и живого: почва, ил. Неживое вещ-во – бОльшая доля массы планеты, живое – доли %, но это самая мощная геологическая сила. Живое вещ-во пластично, адаптируется к среде, но, возможно, идет свою эволюцию на масштабе геологического времени, вне зависимости от среды.

– Наука есть (пока неосмысленное) необратимое развивающееся проявление живого вещ-ва, вовлекает в себя все больше живой массы (а она поглощает бОльший объем биосферы, а она бОльший объем неживой природы). Биогеохимия определяет живое вещ-во некого вида: числом входящих в него атомов, массой, скоростью расселения в биосфере.

– Масса живого вещества на Земле, похоже, близка к пределу и остается неизменной в течение геологического времени (лимитируется количеством солнечной энергии). Биологические науки должны стать наравне с физикой и химией среди наук, охватывающих ноосферу.

Автор: Victor Osyka
Источник: https://habr.com/