Беспилотный тейлситтер ANCILLARY для армии США: подробности проекта

На иллюстрации: Общий вид БПЛА ANCILLARY. Агентство перспективных разработок DARPA продолжает развивать направление беспилотных авиационных комплексов. На этот раз в интересах сухопутных войск и флота предлагается разработать многоцелевой БПЛА с особыми летными возможностями. Изделие ANCILLARY будет относиться к классу тейлситтеров. Беспилотник сделают похожим на самолет и сможет совершать горизонтальный полет, но взлет и посадку предлагается осуществлять вертикально, в т.ч. на площадки минимальных размеров. О старте новой программы агентство DARPA сообщило 7 сентября. В официальном пресс-релизе упоминаются основные требования и пожелания к перспективному БПЛА. Также показан возможный облик такого изделия – пока в виде трехмерной модели. Кроме того, опубликован анимационный ролик с демонстрацией некоторых возможностей такого беспилотника.

Программа получила название «AdvaNced airCraft Infrastructure-Less Launch And RecoverY» – «Передовой летательный аппарат, не нуждающийся в инфраструктуре для взлета и посадки». Длинное и сложное название сокращают до ANCILLARY (дословно «Вспомогательный»).

Целью программы является создание БПЛА самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой. Такой аппарат должен взлетать и садиться с любой доступной площадки ограниченного размера. Взлет и посадка должны выполняться без использования какого-либо вспомогательного оборудования, такого как пусковые установки.

Сборка беспилотника

БПЛА такого рода можно будет использовать на боевых кораблях или судах обеспечения. Кроме того, он сможет найти широкое применение в сухопутных подразделениях. Отмечается, что перспективный беспилотный комплекс сможет решать широкий круг задач, но при этом удастся сократить необходимый персонал, уменьшить стоимость производства и эксплуатации, а также снизить риски при реальной работе.

На данный момент программа ANCILLARY находится на стадии приема заявок. В ближайшее время DARPA планирует собрать технические предложения от потенциальных участников программы и выбрать наиболее интересные, которые получат развитие на этапе конкурсной разработки. На 20 сентября назначен «день предложений» – состоятся слушания и выставка технологий от потенциальных участников программы.

В агентстве предполагают, что программа ANCILLARY может заинтересовать самых разных подрядчиков. Ожидаются заявки как от лидеров оборонной отрасли, так и от компаний, не имеющих большого опыта в выполнении военных заказов. Впрочем, список потенциальных участников ANCILLARY пока не сообщается.

Возможный облик

DARPA уже предложило свой вариант облика перспективного БПЛА и показало его в анимированном виде. По всей видимости, он еще не прорабатывался во всех подробностях, однако и в этом случае показаны все основные пожелания и взгляды заказчика. Вероятно, те или иные черты и особенности нарисованного беспилотника попадут в реальные проекты.

Внешне изделие ANCILLARY похоже на самолет. Используется выраженный фюзеляж обтекаемой формы и переменного поперечного сечения. В носовой части находится сферическая оптико-электронная станция наблюдения и разведки. В центральной части фюзеляжа, между другими агрегатами, предусматривается внутренний грузоотсек.

Изделие в полете

На фюзеляже находится среднерасположенное прямое крыло большого удлинения. Центроплан и консоли соединены шарниром; консоли могут складываться назад по полету. За крылом радиально установлены три воздушных винта в кольцевых каналах. Хвостовое оперение выполнено Y-образным и состоит из трех плоскостей.

Конструкция БПЛА может быть выполнена разборной. Так, в демонстрационном ролике аппарат доставляется на борт корабля в разобранном виде в деревянной укупорке. Сборка и подготовка к полетам осуществляются силами расчета и, вероятно, не требуют много времени.

В связи с необходимостью вертикального взлета и посадки БПЛА представляет собой т.н. тейлситтер. На земле аппарат должен находиться в вертикальном положении и буквально стоять на хвосте. При этом воздушные винты создают вертикальную тягу и позволяют беспилотнику взлететь. Поднявшись на некоторую высоту, он должен будет раскрыть крыло, набрать скорость и перейти в горизонтальный полет «по-самолетному». Посадку предлагается выполнять в обратном порядке.

Силовая установка ANCILLARY будет состоять из трех электродвигателей, непосредственно связанных с воздушными винтами. Тип энергосистемы еще не определен. В зависимости от технических возможностей, БПЛА может получить аккумуляторы необходимой емкости, топливные элементы или гибридную установку на основе двигателя внутреннего сгорания. Оптимальный вариант энергетики выберут на стадии разработки проектов.

Тейлситтер нуждается в развитой системе управления. Она должна эффективно работать на разных режимах полета, а также обеспечивать переход между ними. При этом нагрузка на оператора должна быть минимальной, а процесс управления следует максимально упростить. Так, в демонстрационном ролике оператор управляет БПЛА с планшетного компьютера, отдавая команды отдельными касаниями.

Посадка на палубу корабля

Точные габариты и весовые характеристики ANCILLARY не названы, но имеются определенные намеки. Так, в видео показана эксплуатация БПЛА на эсминце типа Arleigh Burke. В один из кормовых ангаров для вертолета умещается не менее 6-8 беспилотников в вертикальном положении. Более плотная расстановка и/или использование второго ангара позволяет увеличить авиационную группу корабля.

Желаемые возможности

В DARPA ожидают, что за счет специфической конструкции и различных особенностей перспективный БПЛА ANCILLARY сможет решать широкий круг различных задач, причем с повышенной эффективностью. В ряде ситуаций он будет иметь преимущества перед беспилотниками более распространенных архитектур.

Главные преимущества будут обеспечены за счет схемы «тейлситтер», которая позволит взлетать и садиться на площадки минимального размера. Это даст известные преимущества перед БПЛА самолетного типа. Кроме того, сохранится возможность горизонтального полета, и с точки зрения скорости или экономичности ANCILLARY превзойдет беспилотные вертолеты.

Предложенный БПЛА от DARPA сможет нести разведывательную аппаратуру и получит внутренний грузоотсек. Благодаря этому он сможет осуществлять патрулирование, искать различные объекты и выдавать целеуказание. Также его можно будет использовать для перевозки небольших нетяжелых грузов. Нельзя исключать, что грузоотсек станет бомболюком, и ANCILLARY получит ударные функции.

Следует отметить, что программа ANCILLARY интересна не только своим будущим результатом в виде многоцелевого БПЛА. Для создания такого летательного аппарата подрядчикам предстоит найти и отработать целый ряд различных технологий и решений. Необходимо определить оптимальные материалы конструкции, наиболее эффективный вариант энергоустановки и двигателей, а также создать новую систему управления.

Размещение полезной нагрузки

Все эти наработки пройдут проверку и доводку в рамках проекта ANCILLARY, а затем их могут использовать при создании беспилотных комплексов других типов. Это означает, что удачное завершение нынешнего проекта позволит начать активное развитие целого направления. До недавнего времени тейлситтеры получали определенное внимание, но реализовать все их преимущества не удавалось. Теперь же ситуация может измениться.

Впрочем, будущее многообещающего направления зависит от проекта, который пока находится на самой ранней стадии. DARPA лишь высказало свои пожелания, а конкретные идеи и предложения пока отсутствуют. Кроме того, неясно, удастся ли их реализовать в полной мере и получить все желаемые результаты в разумные сроки.

Ожидания и сложности

Таким образом, в неопределенном будущем в распоряжении Пентагона может появиться новый многоцелевой беспилотный летательный аппарат со специфическими характеристиками и возможностями. Реальные работы по программе ANCILLARY начнутся в ближайшее время, и в течение нескольких следующих лет могут появиться их первые результаты.

Тем не менее, успех новой программы пока не гарантируется. Перед ней ставятся достаточно сложные задачи, решение которых потребует сил и времени. Удастся ли справиться с ними, и насколько успешными будут эти работы, станет ясно позже. А пока главной задачей DARPA является поиск подрядчиков и запуск полноценной разработки проекта.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/