Фото: БТ-3Ф с дополнительным бронированием. Российская промышленность продолжает работы по перспективному плавающему бронетранспортеру БТ-3Ф. К настоящему времени была проведена основная часть необходимых испытаний, что позволяет переходить на новые этапы и готовиться к производству в интересах тех или иных заказчиков. Кроме того, разрабатываются и испытываются дополнительные устройства и специальные комплектации техники. О текущих работах и успехах проекта БТ-3Ф рассказали накануне форума «Армия». 12 августа агентство ТАСС опубликовало большое интервью с исполнительным директором предприятия «Курганмашзавод» Петром Тюковым. Темой беседы стали современные и перспективные образцы бронетехники, в т.ч. новый плавающий бронетранспортер. ТАСС напомнило, что в феврале сообщалось о проведении предварительных испытаний БТ-3Ф.
На тот момент эти работы приближались к своему завершению. По словам П. Тюкова, к настоящему времени этот этап испытаний успешно пройден. Теперь предприятие-разработчик оформляет нормативно-техническую документацию, необходимую для присвоения проекту литеры «О».
После этого БТ-3Ф сможет полноценно выйти на международный рынок. Имея необходимое разрешение, завод-изготовитель начнет поиск покупателей, а также будет проводить переговоры и подписывать контракты на технику. При этом представитель «Курганмашзавода» отметил, что на коммерческих перспективах новой машины может сказаться текущая международная обстановка.
Проясняется вопрос возможных поставок БТ-3Ф российским вооруженным силам. Министерство обороны планирует провести государственные испытания, по результатам которых БТР сможет поступить на вооружение. На данный момент, как сообщил П. Тюков, заказчик и исполнитель обсуждают возможные объемы поставок техники.

Арктический вариант, представленный в 2021 г.
Также вспомнили об арктической версии БТ-3Ф, представленной в прошлом году. Перспективы такой модификации тоже зависят от будущего прохождения государственных испытаний. Поставки этого варианта можно будет начать лишь после завершения опытно-конструкторской работы и проведения всех требуемых проверок.
К сожалению, точный график последующих мероприятий не назван, и обошлись только общими формулировками. БТ-3Ф сможет выйти на международный рынок «в скором времени». Сроки начала испытаний в интересах российской армии неизвестны.
Новая комплектация
В начале августа АО «СКБМ» из состава холдинга «Высокоточные комплексы» («Ростех») рассказало, какие образцы планирует показать на будущем форуме «Армия». Так, анонсировали несколько вариантов дополнительной защиты для существующих бронемашин. Один из таких комплектов, разработанных совместно с «Курганмашзаводом», предназначался для плавающего бронетранспортера БТ-3Ф.
Как и было обещано, на одной из статических стоянок «Армии» был показан опытный БТ-3Ф с новым комплектом защиты и другим оснащением. Точные характеристики навесного бронирования не сообщаются. Вероятно, лобовые преграды по-прежнему выдерживают попадание малокалиберных снарядов и сохранена всеракурсная защита от крупнокалиберных пуль и осколков. При этом обстрел может осуществляться с меньшей дистанции.
Дополнительное бронирование выполнено в виде листов необходимых форм и размеров. Они на болтах закрепляются поверх корпуса машины с созданием необходимого зазора. Проект предусматривает использование накладной брони для верхнего лобового листа – переднего элемента надстройки корпуса. Функция дополнительного бронирования нижней части лба по-прежнему выполняется волноотражательным щитком. Также используются две крупные составные панели, прикрывающие борта корпуса с надстройкой и, частично, гусеничное шасси.

Базовый вариант БТ-3Ф
В таком проекте модернизации приняты меры по улучшению обзора. Так, на накладной лобовой броне надстройки установлены три защищенные видеокамеры. Они направлены в переднюю полусферу и должны упрощать работу водителя.
Установка дополнительного бронирования, повышая уровень защиты, должна приводить к некоторому увеличению боевой массы. Рост этого показателя остается в приемлемых рамках и не оказывает негативного влияния на подвижность, как на суше, так и на воде. В остальном БТ-3Ф с дополнительной защитой практически не отличается от базовой модификации, представленной несколько лет назад.
Возможность выбора
Таким образом, «Курганмашзавод» и СКБМ делают все возможное для скорейшего завершения опытно-конструкторской работы, и уже могут похвастать определенными успехами. Кроме того, осуществляется развитие исходного проекта, направленное на привлечение внимания потенциальных заказчиков и удовлетворение их требований.
В первую очередь, предприятиям-разработчикам удалось создать удачную современную бронемашину на базе существующего образца. БТ-3Ф основывается на конструкции БМП-3 и сохраняет ряд ее преимуществ, таких как уровень защиты или высокая подвижность. При этом обеспечена перевозка и высадка десанта из 14 чел. с возможностью огневой поддержки разными средствами.
Предлагается несколько вариантов доработки и улучшения БТ-3Ф с теми или иными задачами. Так, в базовой конфигурации БТР оснащен дистанционно управляемым боевым модулем с 12,7-мм пулеметом КОРД. Такой ДУБМ может заменяться другим изделием с иным вооружением, вплоть до малокалиберного орудия.

БТ-3Ф обладает достаточной защитой, но ее можно усилить. Недавно был показан комплект накладного бронирования, улучшающий устойчивость машины без потерь в подвижности и других характеристиках.
Обитаемый отсек изначально оснащается системами вентиляции и обогрева. Также разработана арктическая комплектация БТР, рассчитанная на суровый климат. В этом случае обитаемый объем утепляется и получает более мощное климатическое оборудование. Кроме того, используются более широкие гусеницы, снижающие давление на поверхность и улучшающие проходимость.
По всей видимости, наработки и нововведения различных модификаций могут комбинироваться. Заказчик имеет возможность выбрать оптимальную конфигурацию бронетранспортера с требуемыми возможностями и компонентами. Так, один покупатель может приобрести БТ-3Ф в исходной комплектации, а другой затребует накладную броню, утепление и иной боевой модуль.
Коммерческие планы
Испытания и доработка БТ-3Ф пока продолжается, но будущее проекта уже известно. Так, в апреле 2019 г. «Рособоронэкспорт» и министерство обороны Индонезии подписали контракт на поставку БМП-3Ф и БТ-3Ф. В соответствии с ним, индонезийская морская пехота в обозримом будущем должна была получить 21 БТР нового типа.
Поставки предполагалось начать после завершения опытно-конструкторской работы и основных испытаний. Несмотря на известные трудности последних лет, этот этап приближается к своему окончанию. Соответственно, в скором будущем российская промышленность сможет запустить производство и отгрузить серийные БТ-3Ф первому иностранному заказчику. Вполне вероятно, что на этом российско-индонезийское сотрудничество не закончится, и затем появятся новые заказы на дополнительные партии плавающих БТР.

Кроме того, «Курганмашзавод» уже открыто говорит об интересе со стороны российского Минобороны. В ближайшее время ожидается старт государственных испытаний, и после этого можно ожидать размещение нового заказа. Требуемое количество БТ-3Ф пока не определено. Возможно, для перевооружения закажут, как минимум, десятки подобных машин.
Также можно ожидать, что наше Минобороны использует все или почти все возможности БТ-3Ф в контексте комплектаций. В таком случае в строй встанут машины в базовой конфигурации, с дополнительной защитой, с разным вооружением и т.д.
Очевидный прогресс
Таким образом, проект плавающего бронетранспортера БТ-3Ф успешно продвигается вперед. Проводятся необходимые работы и испытания; на данный момент с прицелом на экспорт. Также составляются планы по обеспечению нужд российской армии. Одновременно продолжается развитие проекта в техническом отношении.
Все это означает, что в ближайшем будущем БТ-3Ф дойдет до серийного производства, и затем заказчики получат желаемую технику. Пока речь идет только одном контракте и еще одном потенциальном заказчике, но в будущем возможно появление новых покупателей с теми или иными требованиями и пожеланиями.
Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/