Единая система управления тактического звена “Созвездие” для ведения сетецентрических боевых действий: подробности проекта

Этот термин, “сетецентрическое”, с чем бы он не употреблялся, у большинства, скорее всего, ассоциируется с зарубежными весьма дорогостоящими проектами. Игрушки для заокеанских дядек, которым деньги не то чтобы некуда девать, а когда можно попилить что-то новое (особенно если старое уже распилено), то почему нет? Однако, как это странно не будет звучать, но о новой методике управления войсками начали думать и работать еще в Советском Союзе, при таких руководителях военного ведомства, как маршалы Советского Союза Сергей Леонидович Соколов и Дмитрий Тимофеевич Язов. При этих министрах в СССР была в теории создана, просчитана в плане стоимости и сроков концепция «системы сетецентрического типа». Более того, концепцию отработали количественно в плане оборудования и даже разработали учебные программы для военных академий, чтобы обучать высший командный состав новым методам ведения войн.

Естественно, все рухнуло в 1992 году. Но стоит отметить, что на тот момент в НАТО, у наших потенциальных, речи пока еще не шло о таких прорывных проектах совершенно. У них все началось много позже, но вот с реализацией намного успешнее. Причем, с реализацией по их методике ведения войны.

Но да, солдатам НАТО было где обкатывать новые приемы и концепции. У нас же после Афганистана настало некоторое затишье, вплоть до Чеченских войн. И тогда стало понятно, что прежняя система управления войсками, ведущая родоначалие с Первой Мировой войны, окончательно устарела и ее надо менять.

И после окончания Второй чеченской задача была поставлена. Но так как ничего нового не надо было изобретать в концептуальном плане, все выглядело довольно просто. Использовать советские разработки с российской технической базой. За работу взялся концерн «Созвездие» в 2001 году.

В 2010 работы были закончены.

На выходе получилось изделие ЕСУ ТЗ («Созвездие-М»), единая система управления тактического звена, которое предназначалось для комплексного управления войсками с использованием систем навигации, а также спутниковых и беспилотных средств наблюдения. Отдельные элементы системы начали поступать на испытания в войска в 2007 году.

Задумка поражала масштабами: каждая единица техники, от КШМ командира бригады до БТР командира отделения мотострелкового подразделения оснащается бортовым компьютером, позволяющим получать и отдавать боевые распоряжения, определять координаты своего местоположения и выводить на экран ноутбука электронную карту с боевой обстановкой.

Система управления должна была связать между собой ВСЕ подразделения оснащенной ею бригады (именно бригадные комплекты должны были реализовываться). Так как предполагалось связывать с собой разнородную технику в больших количествах, то управляющая программа получилась просто гигантской: более 50 000 000 строк кода, что изрядно масштабнее Microsoft Windows.

Кстати, стоит отметить, что аналогичные работы в США зашли в тупик. Велись разработки Future Combat Systems, еще более глобальной системы, предполагающей перевооружение армии США. Проект потянул на 300 миллиардов долларов, но после израсходования 18 миллиардов президент Обама его закрыл в 2009 году. Не потянули.

Наши каким-то непостижимым образом дотащили работу до конца и в декабре 2018 года был подписан государственный контракт на поставку изделий для ЕСУ ТЗ. Контракт заключен до 2027 года. Согласно контракту, концерн «Созвездие» должен будет поставить в войска 40 бригадных комплектов ЕСУ ТЗ и обеспечить их функционирование. Комплекты будут включать в себя 11 подсистем, управляющих системами радиоэлектронной борьбы, артиллерией, ПВО, инженерным и материально-техническим обеспечением, а также единую информационную сеть, в которую интегрированы различные виды связи, в том числе радиорелейная, тропосферная и цифровая.

И что? И пока тишина. Нет, не то чтобы полная, но информацией не балуют совершенно.

А начать разговор меня подтолкнул оказавшийся у Соловьева в телевизоре Александр Сергеевич Ходаковский, личность очень своеобразная и примечательная. Старожилы ВО должны помнить несколько его довольно ярких выступлений перед нашей аудиторией на нашем видеоканале (к сожалению, уничтоженном Ютубом). Да, командир «Востока» ворчлив и может показаться, что он из числа «вечно недовольных», но ведь никто не скажет, что Ходаковский страдает отсутствием ума и смелости.

И вот 7 августа я лицезрел его у Соловьева. Там теперь часто интересные люди появляются. Так что посматриваю время от времени.

И что я слышал?

А слышал я большое количество критики в сторону российского командования, реально неспособного организовать артиллерийскую и авиационную поддержку действиям пехоты и тратящим ЧАСЫ на всяческие согласования.

В итоге пехота, оставшись без поддержки, оставляет занятые рубежи и отходит, теряя людей. Понимаю Александра Сергеевича, речь идет о бойцах, имеющих за плечами не один год войны.

Увы, но мои личные разговоры с участниками событий только подтверждают то, что говорят критики с той стороны: российская армия в плане управления все еще на уровне советской образца 1945 года. Только ТА армия была менее уязвима. Не было толком РЭБ, не было китайских радиостанций и сотовых телефонов, через которые сегодня столько утекает информации, а деваться некуда.

Сегодня вполне обычное дело в войсках, сам был неоднократно свидетелем: «Баофенги» и «Моторолы» – наше все. Со всеми вытекающими последствиями.

Так чем может быть полезна система ЕСУ ТЗ в армии, где пока существует проблема связи на уровне отделение-взвод-рота?

Вообще может быть полезна самим своим наличием в войсках. Есть информация, что АСУ ТЗ
(автоматизированная система управления тактического звена) «Созвездие-2015», доработанная «Созвездие-М», начала боевую проверку в частях. Четыре бригады российской армии уже полностью укомплектованы этой системой и принимают участие в СВО.

Вообще путь, который прошла «Созвездие-М» до «Созвездие-2015» был тернистый и сложный. Тут бесспорно, очень сложная система, требующая особого подхода. И – немаловажно – обучения личного состава. Это очень непросто. Один из наших авторов и экспертов был свидетелем шоу, которое устроил генерал, обучавший офицеров пользованием этой системой в тестовом режиме.

«Мы стояли, как стадо, глядели, как он мечется, отдает указания, тыкает в клавиатуру и шмыгает мышкой. А на экранах и – жуть – на планшетах загорались отметки целей, по которым можно было работать. Мы стояли, совершенно не понимая, как это все работает и на ум приходили «Ку!» и «Ыыы!» из знаменитого фильма».

«Созвездие-М» трижды не проходило испытаний, трижды систему отправляли на доработку, пока, наконец, на маневрах «Кавказ-2016» она не отработала полноценно. Первый блин не то чтобы вышел комом, но результаты не обрадовали: «красная» сторона откровенно запуталась в данных, а «синие» не растерялись и практически парализовали своими средствами РЭБ изрядную часть подразделений противника, включенных в тактическую сеть.

Но все поняли, что это исключительно от недостаточной подготовки личного состава и недоведенной системы. И вот, наконец, потихоньку, но в войска начали поступать комплекты этой системы, получившей в итоге название ЕСУ ТЗ «Созвездие-2015».

В итоге получилась действительно продвинутая система, состоящая из 11 подсистем, способных осуществлять информационный обмен данными о тактической обстановке, передачи приказов и взаимодействием с другими родами войск в виде целеуказания.

То, что система автоматизированная – это весьма хорошо. То, что представители разных родов войск находятся в едином информационном пространстве – это просто роскошно, тут стоит напомнить тем, кто забыл, что у нас радиочастоты для каждого рода войск свои, что не создает комфортного пространства для передачи информации.

В целом, такой комплекс на борту делает танк или БМП/БТР элементом сетевой структуры, куда интегрируются данные от БПЛА, воздушной разведки, наземной разведки, РЭБ, идут данные от радиолокационных систем обнаружения и наведения, комплексов контрбатарейной борьбы, целеуказания.

Это выглядит на бумаге просто замечательно, в демо-режиме тоже. На поле боя – вот тут есть сомнения.

Но сперва несколько слов о том, как работает «Созвездие» без высокопрофессиональной лексики.

Все просто: в единую информационную сеть (или в среду поля боя) включаются все командиры в бригаде, от командиров отделений/боевых машин/танков до командования бригады. Разведка, штабы, пункты МТО и так далее. Приоритет, естественно, определяется в соответствии с занимаемой должностью. Командир бригады может получить информацию от кого угодно, на любом уровне.

Есть момент, который в боевых условиях полезен: при одномоментном выводе из строя всего штаба бригады, соседи, находящиеся в системе, могут принять на себя руководство подразделениями, оставшимися без командования.

Каждая боевая машина, подразделение, средство разведки и поражения передает в общее поле данные о выявленных целях, другую важную информацию. Это видят все прочие участники операции, имеющие доступ к ЕСУ ТЗ «Созвездие», тем более – вышестоящие командиры. Если головной дозор попал в засаду при движении колонны бронетехники, о проблеме немедленно будут извещены в реальном времени все.

На основании общей информационной картины командир бригады (полка, батальона) сможет весьма оперативно принять решение о действиях.

В обычном бою такая система тоже весьма и весьма полезна, потому что сможет «подсказать», что лучше при внезапно появившихся силах противника, нанести удар своими силами, перебросив часть к месту прорыва, или скоординироваться с соседями, которые смогут нанести удар по указанным координатам.

Говорят, что использование «Созвездия» в цепочке «взвод-бригада» ускоряет процессы управления в 4-5 раз именно за счет того, что система действует автоматически. Где-то в укромном месте стоят сервера, на которых развернуто информационно-аналитическое поле программы, а войска, оснащенные программно-техническими комплексами (перевод – рация и тактический планшет) через центры обработки и распределения данных получают необходимый им объем информации. А те, в чьи обязанности входит поставка в систему информации, те, соответственно, ее туда вносят.

Единый организм – так многие отзываются о «Созвездии». А общаться этот единый организм должен через радиостанции нескольких типов и голосовых, и для передачи данных, естественно, по защищенным каналам. И здесь начинается скептика, поскольку до сегодняшнего времени с радиостанциями у нас в войсках сильно так себе. Если отбросить «Баофенги» и «Моторолы», то и совсем плохо.

И возникает несколько вопросов о том, как все это будет работать. Информационное поле только тогда будет таковым, если будет обеспечен обмен между всеми входящими в него абонентами.

Разберем простейшую ситуацию. Колонна с боеприпасами движется в тылу. На колонну нападает ДРГ противника, как это много раз бывало во время СВО, особенно в первой ее части.

Сценарий первый: командир колонны жмет «тревожную кнопку» на планшете, в штабе бригады загорается сигнал тревоги и маячок, который показывает на тактической карте, где происходят события. Радисты колонны орут в эфир сведения о количестве и оснащении противника. Из ангаров с ревом стартуют БМП с группами быстрого реагирования, дежурное звено вертолетов взлетает с площадки (хотя оно и так должно висеть над колонной, но всякое бывает) и так далее. Водители БМП представляют, куда надо мчать, а пилоты вертолетов – куда лететь и кого бить сверху.

Идеально, правда?

Что для этого нужно? Малость: покрытие всей зоны ответственности бригады интернетом. Без разницы, какой это будет интернет, спутниковый или WiMAX, но без него вся задумка с «Созвездием» не будет стоить ничего.

Сценарий второй: ситуация будет выглядеть так же, как и последние лет 70: радист будет орать в рацию, пытаясь донести до штаба где все происходит хотя бы примерно, а посланные на помощь отряды как всегда смогут найти сгоревшие грузовики.

Вот в этом и будет самое слабое место ЕСУ ТЗ. Интернет. Как сегодня радиосвязь, только хуже, потому что покрыть надо будет довольно приличную площадь. Выход – ретрансляторы на базе радиорелейных станций типа «Гранит» или «Андромеда», либо МП-1ИМ «Медногорец» на базе БТР, как более проходимый вариант.

«Созвездие-2015»: долгожданное и противоречивое

Учитывая, что сеть должна действовать постоянно, станции будут работать постоянно и здесь широкое поле для противодействия. Станция, которая постоянно работает, включенной в общую сеть – объект для атак. Как показали учения, на которых использовалось «Созвездие-М», отдельные элементы вполне нормально выводятся из строя системами РЭБ.

Второй неприятный момент – противорадиолокационные ракеты, которые можно запускать с самых разных носителей.

Система военного интернета потребует особого внимания и защиты, это факт.

Второй вариант – спутниковый интернет. Но для этого у нас должна быть действительно сильная группировка спутников, способная обеспечить бригады интернетом в любое время суток и в любом месте.

Сложно сказать, что проще обеспечить.

Нет, конечно, с увольнением Рогозина забрезжила надежда в том, что у нас-таки будет спутниковая группировка по полной. И Роскосмос превратится в надежного помощника армии. Но надежда – штука такая…

Но представьте себя на месте командира, у которого в руках тактический планшет, с помощью которого можно решить все проблемы, известить штаб, вызвать помощь в конкретную точку пространства – и все это бесполезно, потому что нет связи с сервером. И вся надежда на расторопность радиста и оперативность штаба, до которого доорется радист.

В общем – ничем не отличается от моментов Второй Мировой войны, если честно.

Идем дальше.

Стоит представить, сколько для бригады понадобится планшетов? Соответственно. В любом случае, нужны будут люди, которые станут эти планшеты ремонтировать и «откачивать» после сержантов-контрактников. Я ничего не имею против тех прекрасных парней, которые сегодня идут на контракт. Но я прекрасно осведомлен, насколько они, зачастую, «успешны» в плане компьютерной подготовки.

Снова моделируем ситуацию. Бой в поселке, которых сейчас не просто много на территории Украины. Заполошная стрельба со всех сторон, броски, перекаты, уходы, рывки. Гранаты, пулеметные очереди, мины… До планшета ли? И сколько планшетов будет уничтожено, растоптано и так далее? Или не брать его в бой?

С пехотным отделением не просто. С танком проще. Наш эксперт Алексей Кузнецов (который АлексТВ) считает, что командир танка вполне справится с появлением еще одной составляющей танкового боя.

Вообще хочется сделать небольшой анонс статьи именно о работе командира танка, которую в самое ближайшее время опубликует Алексей. И во время прочтения каждый сможет сделать для себя вывод о том, насколько все это реально.

Вообще все реально. Планшеты в танках, БПМ, БТР, у зенитных расчетов, противотанкистов… Люди, которые будут обслуживать сервера и планшеты – отдельная головная боль. Этих людей пока еще в армии нет, они должны будут там появиться.

Почему так минорно? Потому что достаточно посмотреть на стоимость отечественных IT-специалистов, чтобы понять, насколько это непростая задача, что в количественном, что в финансовом смысле. А то, что в каждой бригаде должно быть приличное количество специалистов, способных в кратчайшие сроки справиться с любой проблемой. Задача не самая простая, учитывая, что в мотострелковой бригаде будет около 1500 планшетов. Которые ожидаемо будут выходить из строя, портиться пользователями и все в таком духе.

Плюс обучение должной работе с этими приборами тех, кто будет на них работать.

И немаловажная часть работы – это оснащение техники. Да, практически все образцы современной техники для сухопутных войск имеют такие программно-технические комплекты. «Курганцы», «Бумеранги», «Тайфуны», «Коалиция-СВ», «Арматы», «Терминаторы», в общем – все, чего в войсках пока нет. На них подобные приборы (вроде «Акведука») предусматриваются еще на стадии изготовления. Это плюс.

Старая техника в оснащаемых бригадах получает «Созвездие» в процессе модернизации. В первую очередь оснащаются танки Т-90М, САУ «Мста-СМ2», РСЗО «Смерч», все комплексы ПВО.

Большая работа.

Сегодня очень многие обыватели очень громко говорят о том, что темпы проведения СВО необходимо ускорить. Причем, в 3-5 раз минимум. Но для этого необходимо не увеличивать количество войск и техники (как это делали в Первую и Вторую мировые войны), а эффективность использования уже имеющихся в распоряжении командования СВО войск.

И здесь «Созвездие» будет очень полезно. Именно для того, чтобы солдаты того же Ходаковского не уходили, матерясь, с занятых позиций потому, что авиация так и осталась на земле, а РСЗО долбили какие-то другие цели. Штурм укрепрайона с легкими минометами и пулеметами с последующим отбиванием атак противника, поддержанного бронетехникой – это было допустимо 80 лет назад, в Великую Отечественную, а вот сегодня это смотрится просто недопустимо.

То, что в новостях от военкоров время от времени появляются КШМ Р-149МА1 с аппаратурой от «Созвездия» и радиостанции Р-142НМР на шасси «КаМАза» – это очень так неплохо обнадеживает.

Создание, запуск «Созвездия» при четкой организации всех моментов и преодолении всех сложностей может реально вывести российскую армию на передовые места среди других армий мира. Но для этого действительно необходимо проделать огромную работу по внедрению «Созвездия» в войска и создания орбитальной группировки, способной обеспечить работу системы.

Автор: Роман Скоморохов
Источник: https://topwar.ru/