Интернет-магазины
Интернет-магазинов в мире сотни тысяч. Но смысл их существования один — быть посредником между производителем и покупателем, зарабатывая на комиссии. И понятно, что, с одной стороны, ни один интернет магазин не торгует всеми производимыми в мире товарами, а с другой — один и тот же товар можно найти на страницах тысяч магазинов.
Мы вполне понимаем необходимость во множестве производителей — конкуренция, региональные рынки и пр. Но зачем нам столько сетевых магазинов? Вроде, очевидно, что также для поддержания конкуренции среди посредников. Но цель любой конкуренции — понизить транзакционные издержки, а любой посредник их только множит.
Да и к тому же давайте обратимся к исходной постановке задачи. Спросим, что же нужно производителю? Сообщить о наличии своего товара и желательно один раз и сразу максимальному числу потребителей, то есть всем. А что нужно покупателям? Максимально быстро и удобно среди всего множества произведенных в мире товаров найти именно то, что ему нужно.
Решение, способное удовлетворить запросы и производителей и покупателей, очевидно: надо иметь одну базу данных для всех товаров. А чтобы исключить злоупотребление возможного посредника, эта база данных не должна никому принадлежать, у нее не должно быть владельца и единого центрального сервера.
Производитель из любой точки мира будет добавлять туда свой товар, а покупатель сразу сможет найти его. Система анализа спроса подскажет производителю, в каком количестве и на какие региональные склады разослать свою продукцию.
Что получит покупатель?
- огромный выбор товаров со всего мира;
- снижение цены товара, вследствие устранения посредников.
А если к таблице с товарами в этой единой базе данных будут добавлены еще и таблицы с данными покупателей, то к плюсам еще можно присовокупить:
- удобство оплаты;
- простоту оформления доставки (адрес уже будет в базе данных).
Ответы на естественно возникающие “но” по поводу безопасности, сохранности данных, возможных конфликтов между недобросовестными производителями и покупателями будут приведены чуть ниже.
Банки, VISA, PayPal и др.
Теперь на очереди банки и прочие посредники вроде Visa или PayPal.
Там все устроено еще проще, чем в интернет-магазинах: одна ключевая табличка с суммами на счетах.
Клиенты ежегодно тратят сотни миллиардов долларов на то, чтобы значение в одной ячейке было уменьшено, а в другой увеличено на некоторую сумму:
Опять же, таких табличек тысячи и тысячи (по количеству банков), и традиционно мы имеем свои записи не в одной из них, а сразу в нескольких. Так почему бы и их не собрать в одну глобальную базу данных, которая никому не принадлежит, в которой у нас уже есть таблицы с производителями и покупателями?
И опять всплывают законные вопросы: а кто будет решать проблемы клиентов, у которых украли со счета деньги или которые по ошибке оплатили что-то не там и не то? Где будут располагаться сервера, на которых будут храниться эти таблицы? Ведь любой, кто сможет получить к ним доступ, приобретет власть над всей финансовой системой мира. Прибавим эти вопросы к прежним “но”, а сами двинемся дальше.
Понятно, что участь магазинов и банков должны разделить и сервисы типа Linkedin, предназначенные для представления профессиональных компетенций и поиска работы. Зачем нам иметь множество баз данных с таблицами пользователей и компаний, если у нас уже есть единая?
Надо только к нашей никому не принадлежащей глобальной базе данных добавить таблицы с резюме и вакансиями. И тогда сервис поиска работы охватит не 100 миллионов пользователей Linkedin, которые составляют всего лишь 3% от трудоспособного населения планеты, а всех. Единожды размещенное резюме будет сразу видно всем работодателям.
Airbnb
Еще один типичный посредник – Airbnb. Только за то, что он поддерживает базу данных с таблицами объектов недвижимости, арендодателей и арендаторов и программное обеспечение для поиска нужных объектов, мы платим около 15% с каждой сделки (6-12% комиссии с гостей + 3% с владельцев).
И опять же таких сервисов в сети огромное количество, плюс классические агентства недвижимости, у которых комиссия при аренде жилья иногда составляет 100%. Если к нашей глобальной базе данных добавить единый реестр недвижимости, то освободившиеся посредники смогут заняться чем-то более интересным и полезным.
Блокчейн
Итак, подведем промежуточный итог: естественным решением, устраняющим множество посредников и бесконечное дублирование информации в сети и одновременно повышающим достоверность данных, могло бы стать создание единой глобальной, никому не принадлежащей базы данных с реестром персон (покупателей, арендодателей, профессионалов, владельцев компаний), реестрами счетов, недвижимости, организаций, резюме, вакансий и т.п. Однако само это решение породило и множество вопросов, на которые мы сейчас попробуем ответить.
Первый вопрос – это «как?». Как что-то вообще может работать если оно никому не принадлежит? Как возможно обеспечить сохранность и достоверность такого большого объема данных? Как защитить данные от фальсификации?
И ответ на эти «как?» известен, и состоит он из одного слова: «блокчейн». Тот самый блокчейн, который с 2009 обеспечивает надежную работу сетевой платёжной системы под названием Биткоин. Блокчейн – это именно та технология, которая гарантированно обеспечивает сохранность, достоверность, защищенность от изменений любого объема данных и, самое главное, исходно подразумевает отсутствие централизованного управления, не требует наличия владельца. Сеть равноправных узлов, хранение всего массива данных на каждом узле и специальный криптографический протокол – это и есть ответ на все «как?».
Смарт-контракты
Второй вопрос – это «кто?». Кто будет отвечать за регистрацию персон, организаций, объектов недвижимости? Кто будет разруливать конфликты? Кто будет обеспечивать безопасность? Ведь реестры никому не принадлежат.
Процессы, которые на данном этапе развития технологий не поддаются автоматизации, будет контролироваться людьми. Люди могут объединяться по любому принципу, например, территориальному. Главное здесь не правила организации, а надежный контроль за соблюдением этих правил. И тут нам опять на помощь приходит блокчейн, вернее, реализованная на нем технология смарт-контрактов и смарт-законов. Что это? А это, по сути — точнее, по содержанию — такие же контракты и законы как и бумажные, но только записанные в программном коде и хранимые в блокчейне.
Контракты реализуют все необходимые операции с объектами реестров, а законы контролируют что разрешено, а что запрещено делать контрактам. Да еще следят за тем, кто имеет и кто не имеет права вносить изменения в контракты и в сами законы. Если уж прописано в одном смарт-законе, что изменить другой смарт-закон можно только при наличии половины электронных подписей от лиц, занесенных в особый реестр «парламент», — значит, так тому и быть. И обойти это нельзя. Разве что через конституционный суд, если таковой был создал и наделен соответствующими правами. Поскольку блокчейн. Если уж предписано, что в реестр парламентариев можно попасть только если за тебя проголосовало своими электронными ключами (скажем, с мобильников) такое-то количество членов сообщества, — значит иначе не сработает. Ведь блокчейн.
Сейчас наиболее известны смарт-контракты блокчейн-платформы Ethereum. С надежностью, достоверностью там более или менее нормально. Но вот с контролем проблема. Там никто ни за что не отвечает. Только разработчики в случае спорной ситуации могут вмешаться и сделать хард-форк, по сути, сломать систему для того, чтобы вернуть средства тем, кого они посчитали обманутыми. Все равно пока что без людей не обойтись. Так значит, надо изначально строить систему, в которой будут прописаны формы контроля и варианты решения спорных ситуаций и, самое главное, процедуры заполнения реестров достоверными данными.
Итак, опять подведем очередной итог: работа нашей глобальной базы данных немыслима без некой человеческой организации, а также без контроля над действиями отдельных членов этой организации средствами блокчейна – с помощью смарт-законов и смарт-контрактов. И давайте эти человеческие объединения со своими законами и средствами контроля над соблюдением этих законов называть государствами. А их членов — гражданами.
Права и контракты
А вот теперь можно и немного технических подробностей — давайте рассмотрим как эта глобальная база данных может выглядеть изнутри. Как, к примеру, устроен реестр граждан?
На картинке сверху размещено название таблицы «124_citizens», где 124 — это идентификационный номер государства, которому принадлежит данный реестр, то есть подразумевается, что государств может быть множество. Хотя, конечно, не исключено, что кто-то решит создать единый внегосударственный реестр граждан. В глобальной базе данных это не запрещено, но скорее всего это не осуществимо по причине невозможности в наше время создать такое масштабное объединение людей. Поэтому будем рассматривать вариант с разделением реестров по государствам. При этом надо понимать, что разделение не означает запрет на чтение данных, читать смогут все. Это же блокчейн. А вот записывать, вносить данные — только те, у кого на это есть права, прописанные в смарт-законах.
В нашем примере (на картинке) права определяются записью ContractAccess(NewCitizen), которая читается так: вносить данные в реестр разрешено только контракту NewCitizen.
Вот исходный код этого контракта:
Изменить контракт NewCitizen, который добавляет нового гражданина, можно только через контракт ChangeSourceCode. Последний выполняет простые операции: берет текст измененного контракта из таблицы NewSourceCode и обновляет текст контракта NewCitizen. В таблице ChangeSourceCode тексты с поправками могут появится только при наличии подписи большинства граждан, перечисленных в реестре ParlamentList. Процедуру можно представить в виде схемы:
Подобным образом происходит изменение данных и в других реестрах: есть некие органы власти, которые имеют права на внесение изменений в реестры и контракты. В целом система управления и контроля над реестрами и контрактами может иметь любую структуру. Даже такую:
Для разрешения конфликтов в «глобальном магазине» также необходим особый орган, скорее межгосударственный, естественно, действующий в рамках строго прописанных контрактов.
Да, вроде еще не получили ответ на вопрос «а где будет размещаться эта единая база данных?». Исходно ответ на него однозначен: раз это блокчейн, то полные версии реестров должны храниться на каждом из множества равноправных узлов. А поскольку объем единой базы будет таков, что для размещения ее экземпляров и обработки поступающих транзакций потребуются мощнейшие датацентры, то естественно предположить, что узлы такой сети должны быть ассоциированы с государствами. Если потребуется, я могу подробно объяснить данное утверждение в одной из следующих статей.
И узлы-государства будут подписывать блоки с транзакциями (это терминология блокчейна) по очереди. Это можно рассматривать как дополнительную гарантию равноправия государств и обеспечение их суверенитета.
Аналитические данные
Одним из самым очевидных и ценных бонусов, которые получат правительства и бизнес от перехода на единую базу данных, можно считать доступность для анализа огромного массива достоверных данных в режиме реального времени. А это и исследование эффективности медицинских процедур и лекарств в зависимости от локальных факторов, и планирование строительства инфраструктуры, и точные маркетинговые предсказания, и многое-многое другое.
Описанная в данной статье схема может функционировать и параллельно с существующей сейчас системой политического устройства. Но полноценно она заработает только при условии, если будет принята существующими государствами. Только они на данный момент имеют реальные возможности и власть для организации процедуры заполнения реестров достоверной информацией. И конечно, именно они в первую очередь ощутят эффект от внедрения единой блокчейн-платформы в виде экономии триллионов долларов от устранения документооборота и бессчетных органов контроля, от существенного снижения коррупции, подавления теневой экономики и преступности.
Продолжение следует
В следующих статьях, посвященных единой блокчейн-платформе можно будет узнать про:
API и смарт-контракты
Существует заблуждение, что платформы или разные базы данных могут взаимодействовать друг с другом через API и смарт-контракты. Мы расскажем, к чему это может привести.
Валютные союзы и международные организации
Как создавать контракты и реестры вне государства?
Защиту государств от намеренных или случайных атак
Как справиться с атаками на государство со стороны другого государства, собственных граждан или анонимов?
Защиту от вызова контрактов внутри контрактов
Как защитить гражданина от перевода средств без его ведома?
Конституционный/верховный суд
Любой контракт, любой реестр может быть изменен по заранее установленной процедуре лицами, имеющими эти полномочия в соответствии со смарт-конституцией данного государства.
Анонимное владение недвижимостью
Как реализовать скрытое владение недвижимостью при открытых реестрах? Конечно, скрытое от других граждан, но не от государственных органов. По сути, как и сейчас.
Анонимное голосование
Как скрыть выбор конкретного гражданина, но при этом гарантировать достоверность выборов.
Анонимное владение счетом
Система, где один счет — один гражданин, очень красива, но многим захочется, чтобы об их финансовом состоянии знало как можно меньше людей.
Интерфейс
Специально или по случайной ошибке государственный орган может показать гражданам другой интерфейс, к примеру, не тот вопрос на референдуме, и получится, что граждане проголосовали за стократное увеличение зарплат чиновников. Это проблема решается сохранением интерфейсных страниц, как и контрактов, в блокчейне.
Заключение
Технически, создание единой блокчейн-платформы, или правильнее сказать блокчейн-протокола, возможно уже сегодня — все необходимые технологии уже разработаны и обкатаны. Дело за малым — требуется решение правительств. И понимание этого привело к зарождению нового политического движение под общим названием “блокчейн-интернационал”. В него входят партии, которые ставят перед собой цель убедить граждан своих стран, а самое главное, правительства, в том, что единственным способом преодолеть проблемы, которые как снежный ком накатывают на мировую экономическую и политические системы в последние годы, является оптимизация всех процессов, где заняты целые армии посредников, которые тормозят экономический рост. Моментальное вступление в действие смарт-законов позволит проводить реформы в мгновение ока; регистрация компании, найм сотрудников со всего мира, аренда офисов в несколько кликов ускорит появление новых бизнесов и как следствие рабочих мест; доступ к аналитической информации всего мира позволит прогнозировать спрос на любой товар или услугу с точностью до нескольких метров. И это лишь малая часть позитивных эффектов, которые мы будем наблюдать.
Конечно, есть множество организационных и даже психологических, этических проблем, связанных с переходом к единому мировому информационному пространству. Но как показывает опыт технологической эволюции человечества, эти проблемы никогда не были преградой, а служили лишь дополнительным стимулом для нового прорыва.