Военно-воздушные силы Китая: от бомбардировщиков до многоцелевых истребителей

На фото: Многоцелевой истребитель J-11. Фото Wikimedia Commons. К настоящему времени в составе Народно-освободительной армии Китая созданы многочисленные и развитые военно-воздушные силы и морская авиация военно-морских сил. Они способны решать различные боевые задачи, и одной из главных является нанесение ударов по наземным или надводным целям. Вести подобную боевую работу могут многочисленные соединения и самолеты тактической и дальней авиации. По данным справочника The Military Balance 2022, дальняя авиация ВВС НОАК включает семь полков и одну бригаду. Эти соединения укомплектованы бомбардировщиками H-6 разных модификаций. В основном это техника последних версий, но в учебных подразделениях имеются и более старые образцы. Общая численность H-6 в ВВС оценивается в 176 ед., из них более 160 могут участвовать в боевом дежурстве.

Авиация ВМС располагает всего двумя дальнебомбардировочными полками. Эти части тоже эксплуатируют H-6 разных версий, соответствующих задачам морской авиации. Численность такой техники – до 45 ед.

Дальний бомбардировщик H-6K с крылатыми ракетами. Фото Wikimedia Commons

Следует отметить, что справочник World Air Forces 2022 от FlightGlobal приводит иные данные. Согласно ему, в ВВС имеется только 120 дальних бомбардировщиков, а в морской авиации служит 30. Почему информация от двух авторитетных изданий так сильно отличается, неясно.

В зависимости от модификации, бомбардировщик H-6 способен нести до 10-12 т ракетно-бомбового вооружения. Разработаны управляемые и свободнопадающие бомбы в обычном и ядерном исполнении. Также используются крылатые ракеты ряда типов с разными характеристиками. В частности, имеется ПКР YJ-62 с дальностью пуска 400 км.

В тактическом звене

В составе ВВС также имеется тактическая боевая авиация, развитая в количественном и качественном отношении. Сообщается о наличии 22 истребительных бригад, 24 бригад истребителей-бомбардировщиков и 6 бригад фронтовых бомбардировщиков. В составе этих соединений служит ок. 1500 самолетов ряда основных типов. Базы тактической авиации распределены по приграничным регионам Китая с большей плотностью на стратегически важных Южном и Восточном направлениях.

Наиболее массовым истребителем-бомбардировщиком НОАК является J-10 – более 520 машин разных модификаций, которых хватило на 14 бригад. За ними по численности следуют китайские варианты развития российского Су-27. Так, 130 самолетов J-11B/BS эксплуатируется в восьми истребительных и одной истребительно-бомбардировочной бригаде. Более новые J-16 в количестве 160 ед. служат в пяти бригадах. Осуществляется плановое перевооружение части соединений с переходом на новейший истребитель-бомбардировщик J-20. Уже освоено не менее 50 таких машин.

Современный истребитель-бомбардировщик J-16D. Фото Wikimedia Commons

Заметное место в истребительно-бомбардировочной авиации занимают самолеты российской постройки. Так, две бригады полностью укомплектованы машинами Су-30МКК, еще в одной такие истребители эксплуатируются вместе с Су-35. Численность Су-30МКК превышает 70 ед., Су-35 поставлены в количестве 24 ед.

Одним из самых многочисленных самолетов ВВС является истребитель-бомбардировщик / фронтовой бомбардировщик JH-7A. В строю имеется от 70 до 140 машин этого типа. Ими укомплектовано шесть бригад бомбардировочной авиации. Основной задачей таких самолетов является поражение наземных и надводных целей. Возможности по ведению воздушного боя ограничены.

На вооружении тактической авиации состоит широкий круг вооружений «воздух-поверхность». Имеются неуправляемые ракеты и бомбы разных калибров, а также корректируемые и управляемые боеприпасы. Разработаны и используются ракеты разного назначения, в т.ч. противорадиолокационные и противокорабельные. В зависимости от типа оружия, обеспечено поражение целей как на дистанциях прямой видимости, так и на расстояниях 200-230 км.

Морская авиация

Тактическая авиация военно-морских сил заметно меньше сухопутной, как по числу соединений, так и по размерам самолетного парка. В ее составе имеется всего четыре бригады истребителей-бомбардировщиков, одна бригада фронтовых бомбардировщиков и два полка многоцелевых палубных истребителей. При этом текущее развитие флота предусматривает формирование новых соединений и частей.

Истребитель 5 поколения J-20. Фото Wikimedia Commons

Ударные возможности имеет порядка 290 самолетов морской авиации. Самыми многочисленными являются бомбардировщики JH-7 разных модификаций – ок. 120 ед. Также имеется более 70 истребителей J-11B/BS, 24 российских Су-30МК2 и не менее 20 J-10. Все эти машины базируются на сухопутных аэродромах вблизи морских рубежей.

В настоящее время у ВМС НОАК имеется два авианосца с авиационными группами из нескольких десятков летательных аппаратов. Основу палубной авиации составляют многоцелевые истребители J-15, способные атаковать цели в воздухе и на поверхности. По разным данным, на службе состоит не менее 45-50 таких самолетов.

На вооружении морской авиации состоят в целом те же боеприпасы, что и в ВВС. Соответственно, эти рода войск имеют близкие боевые возможности. Однако, по понятным причинам, в ВМС уделяется больше внимания противокорабельным ракетам основных типов.

Сегодня и завтра

Таким образом, дальняя и тактическая авиация ВВС и ВМС НОАК отличается достаточно крупными размерами, а также имеет широкий выбор техники и вооружений. За счет этого обеспечивается достаточно высокий потенциал для решения всех основных задач, в т.ч. для уничтожения наземных или надводных целей. При этом заметны некоторые характерные особенности существующего авиационного парка, а также известны перспективы его развития.

Опытный J-35. Фото Airwar.ru

В первую очередь, обращает на себя внимание специфический облик дальней авиации. Этот род войск до сих пор строится исключительно на бомбардировщиках H-6 – китайской версии старого советского Ту-16. Регулярно проводятся различные модернизации, но потенциал конструкции практически исчерпан, что ограничивает технические и оперативные возможности.

Современная замена в виде совершенно нового бомбардировщика H-20 ожидается только во второй половине десятилетия. При этом переоснащение всех соединений и частей займет немало времени, и старые H-6 еще долго будут оставаться на вооружении – со всеми своими ограничениями и недостатками.

Состояние тактической авиации тоже имеет свои особенности. Одновременно на вооружении состоит восемь типов истребителей-бомбардировщиков, не считая их модификаций. Имеются как иностранные самолеты, так и техника китайской разработки и постройки. Все это существенно затрудняет совместную эксплуатацию и боевое применение. Впрочем, наиболее старые образцы, такие как J-8 или Су-27 будут постепенно выводиться из строя и заменяться современной техникой.

С целью перевооружения и обновления парка продолжается производство самолетов J-11 и J-16. Кроме того, освоен серийный выпуск истребителей-бомбардировщиков 5 поколения J-20. В средней перспективе последние заменят большое количество более старой техники.

Перспективная авиабомба, показанная в 2020 г. Кадр из репортажа т/к CCTV7

В морской авиации главные процессы развития связаны со строительством палубных авиагрупп. Для оснащения имеющихся и строящихся авианосцев продолжается производство палубных истребителей J-15. Кроме того, разрабатывается палубная версия самолета J-35 / FC-31. Вероятно, такие машины тоже будут строиться десятками, но уже для авианосцев следующих проектов.

Параллельно развивается сфера авиационных средств поражения. Китайская промышленность регулярно демонстрирует новые управляемые бомбы и ракеты всех основных классов с разными особенностями и характеристиками. В дальнейшем некоторые подобные образцы выходят за пределы выставок, и их замечают на самолетах, несущих боевое дежурство.

С широкими возможностями

Таким образом, ВВС и морская авиация ВМС НОАК имеет крупный парк самолетов разных классов и типов с широкими ударными возможностями. В зависимости от характера цели и других факторов, эти задачи могут быть поручены дальним бомбардировщикам или самолетам тактического звена. Также имеется возможность выбрать наиболее эффективный для конкретной цели боеприпас, сочетающий необходимую дальность и мощность.

Текущие ударные возможности боевой авиации НОАК в целом соответствуют предъявляемым требованиям и предполагаемым задачам. Кроме того, принимаются меры по дальнейшему развитию как самой авиации, так и ее средств поражения. Все это означает, что потенциал боевой авиации и в дальнейшем будет оставаться на требуемом уровне – и Китай сохранит возможность реакции на возникающие угрозы.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/