Отечественные ракеты-носители. Часть 3.

После войны но инициативе ряда развитых стран начинается разработка и оснащение армий новым оружием – боевыми ракетами дальнего радиуса действия. Наша страна, вынесшая на своих плечах основное бремя самой страшной и разрушительной в истории человечества мировой войны, вынужденная восстанавливать разрушенное этой войной хозяйство, не могла в то же время пренебрегать своей обороноспособностью. Создать невиданную доселе технику предстояло своими силами, и вот в мае 1946 года на базе артиллерийского завода № 88 в Подлипках создается Государственный союзный научно-исследовательский институт (НИИ-88) по ракетному вооружению с проектно-конструкторской и производственной базой. В августе 1946 года начальником и главным конструктором 3-го отдела специального конструкторского бюро, где должны создаваться мощные баллистические ракеты, назначают С. П. Королева.

РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ “ЭНЕРГИЯ” им С.П. КОРОЛЕВА.

В 1947 г. в составе НИИ-88 создан отдел систем управления, который возглавил Борис Евсеевич Черток. В 1936 г. командование германского вермахта перевело работы по баллистическим ракетам из-под Берлина на армейский исследовательский центр Пенемюнде, создаваемый на островах Балтийского моря. Строительство центра началось в 1936 г.

В 1937 г. в нем поселились первые 90 сотрудников. Техническим руководителем центра назначается Вернер фон Браун, ставший впоследствии одним из ведущих специалистов США по ракетной технике.

Разработки, исследования и испытания шли параллельно со строительством, которое в основном было закончено за три года. Фирму, осуществляющую строительные работы, возглавил будущий президент ФРГ Генрих Любке.

РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ “ЭНЕРГИЯ”

В Европе шла подготовка к войне, но ни одна из разведок союзных стран не представляла себе истинных целей и масштабов работы в Пенемюнде. В центре проектировались ракеты, имелись производственные цеха и испытательные стенды, установка для запуска баллистических ракет и катапульта для пусков самолетов-снарядов «Фау-1». В Пенемюнде работало около 15 тысяч человек. Здесь были разработаны «Фау-1», «Фау-2» (А-4), испытаны в полете ракеты А-3, А-5, начата разработка двухступенчатых ракет А-6 – А-10, испытаны противосамолетные ракеты «Вассерфаль» и «Тайфун».

К концу войны Германии удалось создать управляемую баллистическую ракету дальнего действия А-4, или «Фау-2», способную перебросить около 1 т взрывчатки на расстояние 270 км за 5 мин. Двигатель «Фау-2» работал на жидком кислороде и 75-процентном этиловом спирте, развивал силу тяга 0,25 МН (25 тс). Ракета имела несовершенную конструкцию и малую точность полета. Американцы, захватившие несколько сот ракет А-4, с помощью основных участников их разработки развернули в США широкую программу исследований. За рубежом были уверены, что обескровленному войной советскому народу еще долго не удастся самостоятельно решить проблему создания мощных управляемых ракет.

Однако 10 декабря 1948 года успешно стартовала и, пролетев около 300 км, попала в заданную цель баллистическая ракета дальнего действия Р-1 на жидком топливе, копия ракеты «Фау-2», созданная под руководством С. П. Королева. А вскоре в ОКБ Королева был разработан вариант ракеты Р-1, специально предназначенный для запуска по вертикальной траектории и получивший обозначение В-1А. Стартовая масса ракеты около 14 т. Высота подъема до 100 км. На ракете установлен ЖРД РД-100. Высотная ракета В-1Б отличааась отделяемой головной частью и двумя закрепленными на корпусе «мортирами». В них находились контейнеры с аппаратурой геофизического института (ГеоФИАН) для взятия проб воздуха на большой высоте.

В 1950 г. в составе НИИ-88 создано особое КБ-1 под руководством С. П. Королева. В том же году была создана баллистическая одноступенчатая ракета Р-2 с прицельной дальностью 600 км. В 1951 г. она принята на вооружение.

БОЕВЫЕ РАКЕТЫ
ПЕРВЫЕ РАКЕТЫ ОКБ-1 (НАЧАЛО ПУТИ)
ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ

В июне 1951 года принято решение об организации в Днепропетровске нового завода по ракетостроению с передачей ему серийного изготовления ракет Р-1, а в дальнейшем ракет Р-2 и Р-5.

В 1953 г. проведены первые пуски ракеты Р-5 с дальностью полета 1200 км, ее модификация – носитель атомного заряда – положила начало созданию ракетно-ядерного щита СССР.

Первая оперативно-тактическая ракета Р-11 на долгохранящемся топливе была создана в 1953 г. Она имела такие же характеристики, как Р-1, но массу в несколько раз меньшую, а также принципиальные преимущества в эксплуатации.

В 1958 г. ведение работ по этой тематике передано КБ, руководимому В. П. Макеевым, в городе Миасс на Урале. Крупнейшим мероприятием в научной жизни послевоенного периода стал Международный географический год. проходивший с 1 июля 1957 года по 31 декабря 1958 года. К этому времени в нашей стране под руководством С. П. Королева были созданы новые ракеты, во всех отношениях превосходящие ракету В-1А. Они и послужили основой для разработки геофизических ракет второго поколения.

В 1956 г. из НИИ-88 выделилось ОКБ-1, ставшее самостоятельной организацией под руководством С. П. Королева.

Первый пуск построенной на базе ракеты Р-2 геофизической ракеты В-2А был осуществлен 16 мая 1957 года. При этом полезный груз массой 2200 кг был поднят на высоту более 200 км и успешно возвращен на Землю.

С 1958 г. начинается третий этап систематических исследований верхней атмосферы до высот более 500 км при помощи геофизических ракет В-5А, В-5В. Эксперименты С помощью ракеты В-5А дали ценнейший материал для разработки систем, обеспечивающих жизнедеятельность и спасение человека в космическом полете.

МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА Р-7

21 августа 1957 года совершила первый успешный полет межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, разработанная коллективом Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королева. Выдающийся организаторский талант, настойчивость и воля С. П. Королева способствовали созданию мощной кооперации научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, обеспечивших необходимые научные исследования и разработку систем, агрегатов и приборов нового по своей концепции изделия ракетной техники. Задуманная и эксплуатируемая как боевая ракета, Р-7, получившая индекс 8К71, обладала энергетическими возможностями, позволявшими вывести в космос на околоземную орбиту головную часть весом до 1400 кг. Поэтому после успешных пусков ракеты 8К71 как баллистической она была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли.

История создания ракеты Р-7 началась задолго до ее первого старта – в конце 40-х – начале 50-х гг. Тогда по результатам разработок одноступенчатых баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-3 и Р-5. которыми руководил Сергей Павлович Королев, стало ясно, что для достижения территории потенциального противника на другом континенте необходима значительно более мощная составная многоступенчатая ракета, идея которой была предложена еще К. Э. Циолковским.

Техническая реальность создания таких ракет и достижения с их помощью не только больших дальностей полета, но и выведения на орбиты ИСЗ полезных грузов впервые в нашей стране была понята Михаилом Клавдисвичем Тихонравовым. В 1947 г. он организовал в НИИ артиллерийских наук группу, которая начала проводить систематические исследования возможности создания составных баллистических ракет. Он же предложил создавать такие ракеты на основе «пакета» одноступенчатых ракет. Полученные этой группой результаты в конце 1947 г. были доложены Сергею Павловичу Королеву и академику Анатолию Аркадьевичу Благонравову, который в то время руководил всеми работами по исследованию верхних слоев атмосферы. Оба ученых сразу поняли всю важность этих результатов и открываемые ими перспективы.

С. П. Королев принял решение провести эскизное проектирование мощной составной ракеты (получившей индекс Р-7). В мае 1954 года вышло постановление Правительства, в котором официально перед ОКБ-1 была поставлена задача создания баллистической ракеты, способной нести термоядерный заряд на межконтинентальную дальность. Одновременно была создана комиссия во главе с генерал-лейтенантом Василием Ивановичем Вознюком, которая должна была рассмотреть вопрос о строительстве специальною испытательного полигона.

На новом полигоне должны были быть предусмотрены районы падения всех отделяемых частей такой ракеты и необходимый для отработки точности стрельбы полигон падения ее головных частей. Комиссия остановила свои выбор на местности в районе станции Тюра-Там Кзыл-Ординской области, ставшей затем космодромом Байконур, а соответствующие полигоны падения были запланированы в Акмолинской области (для отработанных ступеней ракеты) и на полуострове Камчатка (для головных частей ракеты). Уже в июне 1955 года военные строители под командованием генерала Георгия Максимовича Шубникова начали работы на территории будущего космодрома.

Непосредственно конструирование ракеты Р-7 началось в ОКБ-1 в 1953 г. Новые мощные двигатели для Р-7 параллельно разрабатывались в ОКБ-456, руководимом Валентином Петровичем Глушко. Систему управления проектировали Николай Алексеевич Пилюгин и Борис Николаевич Петров, стартовый комплекс – Владимир Павлович Бармин. К работе был привлечен и ряд других организаций.

Работы по созданию первой межконтинентальной ракеты возглавил Сергей Павлович Королев. Они должны были проходить в три этапа; с января 1954 по март 1957 года – отработка конструкции в НИИ и на заводах; с марта 1957 по июль 1958 года – летно-конструкторские испытания; с сентября 1958 по ноябрь 1959 года – зачетные государственные испытания.

Коллективу конструкторов предстояло решить ряд сложных задач, связанных в первую очередь с проблемой разделения ступеней, надежным запуском второй ступени, решением проблем низкочастотных колебаний корпуса ракеты. Кроме этого, необходимо было разработать новую конструкцию головной части, которая могла бы совершать вход в атмосферу со скоростями, близкими к первой космической. Довольно сложной оказалась задача обеспечения синхронизации и одновременного опорожнения баков различных ракетных блоков.

Опыта создания двухступенчатых ракет к тому времени практически не было ни в нашей стране, ни за рубежом, кроме экспериментальных пусков в США в 1948—1950 гг. двухступенчатой жидкостной ракеты по проекту «Бампер». На этой ракете в качестве первой ступени использовалась доработанная ракета «Фау-2», а в роли второй ступени – небольшая экспериментальная ракета с вытеснительной системой подачи. Эти пуски подтвердили принципиальные преимущества двухступенчатых ракет. Часто можно услышать мнение, что ракета Р-7 была создана на основе немецкого опыта ракетостроения. Действительно, наши первые ракетчики многому научились у немцев. Ракета Р-1 была копией немецкой «Фау-2». Ракеты Р-2, Р-5 явились развитием Р-1. Это была школа. Немецкую школу «Фау-2» прошли и американцы.

Ракета Р-7 явилась экзаменом на зрелость. Это яркий пример самобытного, творческого подхода к решению сложнейших задач, которые до этого даже не возникали в технике. В ней отчетливо проявились черты «королевской» школы в отечественном ракетостроении. Для проведения летных испытаний на созданном полигоне была сформирована специальная войсковая часть, которая 15 мая 1957 года с площадки № 1 произвела первый пуск «семерки» (так неофициально стали называть новую ракету). Он оказался неудачным: один из боковых блоков отстыковался за десять секунд до срока, вследствие чего возник пожар в хвостовом отсеке. Очередной пуск, запланированный на 11 июня 1957 года, не состоялся из-за неисправности двигателя центрального блока – на старте вследствие попадания влаги «замерзли» кислородные клапаны. Пуск 12 июля 1957 года тоже оказался аварийным из-за неисправности системы управления – ракета упала в 6 км от старта. И только попытка 21 августа 1957 года была успешной: головная часть долетела до Камчатки и упала в заданном районе.

Параллельно с работой над ракетой шла разработка и первого искусственного спутника Земли, возможность запуска которого с помощью двухступенчатой ракеты была просчитана еще в конце 1953 г. группой М. К. Тихонравова. Первый простейший спутник был сделан очень быстро, буквально за месяц, и уже 4 октября 1957 года был осуществлен его успешный запуск. Большой вклад в реализацию этой идеи внес Мстислав Всеволодович Келдыш, бывший в те годы президентом АН СССР.

Первые «семерки» были изготовлены в подмосковном Калининграде – на заводе № 88, который являлся опытным производством ОКБ-1. Возможности опытного завода были ограничены, поэтому в феврале 1958 года ведущий конструктор «семерки» Дмитрий Ильич Козлов получил назначение в г. Куйбышев для организации на базе авиационного завода № 1 (ныне завод «Прогресс»), на котором изготавливались бомбардировщики, серийного производства ракет Р-7. И уже в декабре 1958 года со сборочной линии завода сошли первые серийные изделия.

Для модернизации изготавливаемых заводом ракет на территории завода № 1 С. П. Королев в июле 1959 года создал специальное конструкторское бюро (отдел 25), ставшее родоначальником будущего ЦСКБ. Изготовленные заводом № 1 серийные межконтинентальные ракеты поступили на вооружение вновь созданных ракетных войск стратегического назначения. В течение 1958-1959 гг. ОКБ-1 провело модернизацию ракеты Р-7. Усовершенствованная ракета Р-7А получила индекс 8К74. Завод начал серийное производство нового изделия с III квартала 1960 г. Ракета 8К74 находилась в эксплуатации до 1967 г.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ “СПУТНИК”
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЖРД РД-107
    1 — Рулевые камеры;
2 — Узел поворота рулевой камеры;
3 — Трубопроводы окислителя рулевых камер;
4 — Трубопроводы горючего рулевых камер;
5 — Основные камеры;
7 — Парогазо-генератор;
8 — Турбина;
9 — Насос окислителя;
10 — Насос горючего;
11 — Датчик давления системы регулирования тяги;
12 — Главный клапан окислителя;
13 — Трубопроводы окислителя основных камер;
14 — Главный клапан горючего;
15 — Трубопровод горючего основной камеры;
16 — Пуско-отсечный клапан перекиси водорода;
17 — Редуктор давления;
18 — Насос перекиси водорода;
19 — Воздушный редуктор с электроприводом;
20 — Насос жидкого азота;
21 — Дроссель системы опорожнения баков с электроприводом
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ “СПУТНИК”
ДВИГАТЕЛЬ ВТОРОЙ СТУПЕНИ РД-108

МБР Р-7 имела стартовую массу 278 т и обеспечивала доставку головной части (ГЧ) массой 5.4 т на дальность до 8800 км. Модификация Р-7А оснащалась более легкой ГЧ, массой 3.0 т, которую она «забрасывала» на дальность 12500 км при стартовой массе ракеты 275 т. Боевое дежурство данных МБР было организовано и на севере страны, в Архангельской области, недалеко от железнодорожной станции Плесецк. Ракета Р-7А требовала 14 часов подготовки на технической позиции и 9 часов на старте, поэтому она не удовлетворяла все возрастающим требованиям по боеготовности и в качестве боевой просуществовала недолго. Однако идеи, заложенные в конструкцию ракеты, оказались настолько плодотворными, что вот уже более 40 лет РН, созданные на ее основе, являются основным транспортным средством выведения космических аппаратов как научного, так и военного назначения.

На базе ракеты Р-7 создано несколько ее модификаций. Первой среди них является РН «Спутник», с помощью которой на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. Фактически это была ракета Р-7 с доработанной системой управления. Спутник (ПC-1) выполнен в виде шара диаметром 58 см, массой 83.6 кг. В октября 1957 года в эфире зазвучали позывные первого спутника, началась космическая эра человечества.