Легкий танк армии США “Стингрей”: боевые возможности Abrams М1 на легкой платформе

Фото: thaidefense-news.blogspot.com. Совсем недавно США приняли к массовому производству танки «Грифон 2» (об этом 38-тонном «лёгком» монстре мы подробно писали, таким образом завершив многолетнюю историю с поиском замены лёгкого танка «Шеридан», в ходе которой военными было изучено немало интересных прототипов, так и не получивших путёвку в жизнь. Однако одному из этих проектов повезло. Им был «Стингрей» – боевая машина, сочетавшая огневую мощь тяжёлого М1 «Абрамс» и массу чуть более 21 тонны. На вооружение американской армии он не поступил, но был радушно принят военными Таиланда. Нет никакого смысла отрицать очевидный факт, что Советский Союз и США, являясь противоборствующими сверхдержавами, активно готовились к полномасштабной войне, включавшей в себя как классические виды вооружения, так и ядерное оружие.

Источник: militerbanget.blogspot.com

Источник: militerbanget.blogspot.com

К счастью, ожиданиям не было суждено сбыться, однако альтернативой атомному апокалипсису и превращению Европы в сплошное поле битвы стали локальные конфликты на совершенно отдалённых территориях, где СССР и Штаты отстаивали свои интересы и сферы влияния. Примером могут служить вьетнамская и корейская войны.

В США прекрасно понимали, что прямое столкновение с советской армией менее вероятно, чем очередная «заварушка» в отдалённом уголке света, потому и приоритеты в середине 1970-х годов у американских военных стали постепенно меняться.

Если говорить проще: внимание вояк сместилось на обеспечение сил быстрого реагирования, которые могли бы оперативно добраться в удалённые районы и приступить к выполнению боевых задач задолго до прибытия основных сил, если таковые вообще понадобятся.

Отдельным вопросом стало вооружение мобильных группировок. В особенности – танковое. На тот момент в американской армии уже находился лёгкий алюминиевый танк «Шеридан», однако опыт его использования во вьетнамской войне, хоть и включал некоторые положительные моменты, но в целом оценивался как негативный. Была нужна альтернатива.

Танк "Шеридан" в ходе "Войны в заливе". 1991 год. Источник: arsenal-info.ru

Танк «Шеридан» в ходе «Войны в заливе». 1991 год. Источник: arsenal-info.ru

Логистические требования к новому лёгкому танку, которые со временем частично менялись, включали в себя небольшую боевую массу для возможности либо десантирования с парашютом, либо, что позднее стало приоритетным, перевозку сразу двух боевых машин за один рейс в транспортном самолёте.

Не менее важным было и орудие будущего танка. Учитывая, что бронирование советской техники не стояло на месте, главным вооружением должна была стать высокоимпульсная пушка, способная пробить броню противника.

Все эти запросы военных были сформированы в стартовавшей в 1981 году программе AGS (Armored Gun System) – очередной эпопее по созданию лёгкой боевой машины. В ней приняли участие сразу несколько компаний, среди которых была «Кадиллак Гейдж», представившая на суд военных свою инициативную разработку – лёгкий танк «Коммандо Стингрей». Танк, который до сих пор признаётся некоторыми экспертами как оптимальное соотношение огневой мощи и мобильности, в том числе и авиатранспортабельности.

Компоновка и броня

Опытный танк "Стингрей" во время испытаний. Источник: arsenal-info.ru

Опытный танк «Стингрей» во время испытаний. Источник: arsenal-info.ru

«Коммандо Стингрей», название которого впоследствии сократилось до просто «Стингрей», выполнялся в рамках классической компоновки с отделением управления в носовой части корпуса, боевого отделения в средней части и моторно-трансмиссионного отсека – в корме.

Рассадка членов экипажа в принципе соответствовала тому же «Абрамсу»: механик-водитель располагался посередине корпуса в носовой части, наводчик и командир находились друг за другом в башне справа от пушки, а заряжающий – слева.

При создании танка инженеры решили полностью отказаться от «микса», который применялся на «Шериданах», когда корпус выполнялся из алюминиевой брони, а башня – из стальной. Потому выбор пал исключительно на сталь высокой твёрдости под маркировкой «Кэдлой».

При максимальной толщине стальных листов до 25 мм, броня «Стингрея» обеспечивала полную защиту от 14,5-мм пуль в лобовой проекции, а также от всего стрелкового оружия калибром 7,62-мм по бортам и корме. Необходимые параметры стойкости обеспечивались также за счёт больших углов наклона броневых поверхностей во лбу башни и корпуса. Впрочем, данная мера приносила не только пользу, но и неудобства: клиновидная башня при развороте на «12 часов» не позволяла механику-водителю покинуть своё место через люк, поэтому её приходилось отворачивать на 90 градусов влево или вправо.

Тем не менее, несмотря на некоторые недостатки, бронирование «Стингрея» соответствовало всем требованиям и даже несколько превышало их, поскольку лобовая защита уже отчасти была аналогична советской БМП–2.

Компоновка танка "Стингрей". Источник: arsenal-info.ru

Компоновка танка «Стингрей». Источник: arsenal-info.ru

Ходовая часть и двигатель

Ходовая часть танка от «Кадиллак Гейдж» состоит из шести сдвоенных опорных катков на каждый борт с расположением ведущих колёс в кормовой части и направляющих – в носовой. Подвеска, по классике, индивидуальная торсионная, причём с торсионами не стали изобретать велосипед и взяли их от 155-мм самоходной артиллерийской установки М109. Сюда же, в качестве «донора», можно отнести танк М41 «Уокер Бульдог», от которого подвеска «Стингрея» получила некоторые элементы.

В основе силовой установки нового танка был использован поперечно расположенный 8-цилиндровый дизельный двигатель 8V-92 TA мощностью 535 лошадиных сил производства «Детройт дизель». Вместе с ним, в едином съёмном блоке, монтировалась автоматическая пятиступенчатая трансмиссия XTG-411-2A. Работая в паре, они разгоняли «Стингрей» массой 21,6 тонны до 71 км/час по шоссе.

Но собранная из элементов САУ и лёгкого танка подвеска, гасящая колебания корпуса, а также автоматическая трансмиссия – не все удобства, способствующие комфортной езде на больших скоростях. Было ещё и рулевое управление, благодаря которому снижались энергозатраты механика-водителя.

Вооружение и комплекс управления огнём

Как уже говорилось ранее, американские военные учитывали тот факт, что лёгкий танк с большой долей вероятности может столкнуться с современными советскими танками, бронирование которых не так-то просто было взять даже мощными орудиями, не говоря уже про низкоимпульсные. Поэтому к вооружению «Стингрея» отнеслись со всей серьёзностью.

Однако выбор был невелик. Наиболее мощным орудием, имевшимся в серийном производстве на начало 80-х годов в США, была лицензионная копия британской нарезной пушки L7 калибра 105 мм. Она же устанавливалась в танки М1 «Абрамс», пока позднее не была заменена на более мощную калибром 120 мм.

Источник: thaidefense-news.blogspot.com

Источник: thaidefense-news.blogspot.com

Но стандартное 105-мм орудие установить в лёгкий танк было нельзя – слишком большая сила отката оказывала мощное воздействие на корпус и башню, которые в конечном счёте не выдерживали нагрузок.

Решением этой проблемы стала доработанная для лёгких боевых машин версия пушки. В отличие от своего собрата, она имела дульный тормоз, улучшенный эжектор пороховых газов и модернизированную противооткатную систему. Все эти мероприятия позволили вдвое снизить силу отката при выстреле и тем самым смягчить ударное воздействие на корпус и башню «Стингрея».

Таким образом лёгкий танк «Стингрей», имея унифицированный с М1 «Абрамс» боекомплект на 36 выстрелов, располагал практически идентичной этому тяжёлому танку огневой мощью, которая могла стать серьёзной угрозой для советских боевых машин того времени.

Дополнялось вооружение танка двумя пулемётами: спаренного с пушкой калибра 7,62 мм и 12,7-мм, установленного на крыше башни перед люком командира. Впрочем, имелась возможность выбора калибра, поэтому на башню мог «переехать» и 7,62-мм пулемёт.

Управление вооружением – наведение на цель – осуществлялось с помощью двухканального прицела наводчика, работающего как в дневных условиях, так и в ночных – в инфракрасном диапазоне. В прицел также был интегрирован лазерный дальномер, позволяющий значительно увеличить точность огня с минимальными задержками при подготовке выстрела.

Командир танка, несмотря на свою вторичную роль в наведении пушки на цель, также мог самостоятельно вести огонь из орудия. Для этого у него имелся дневной/ночной прицел-прибор наблюдения и, как дополнение для увеличения обзорности из танка, семь перископических приборов панорамного обзора.

Повышенная точность стрельбы также обеспечивалась электронным баллистическим вычислителем, перекочевавшим в «Стингрей» из бронеавтомобиля V-150, вооружавшегося 90-мм пушкой. Это вычислительное устройство, в реальном времени собиравшее такие данные, как дальность до цели, её скорость, угол крена собственно танка, атмосферное давление, скорость и направление ветра и прочее, в автоматическом режиме выдавало нужные поправки для ведения огня.

Заключение

Первый прототип «Стингрея» в собранном виде был представлен в конце лета 1984 года. Военным эта машина очень понравилась, хотя это и было ожидаемо, поскольку танк вышел довольно удачным и сочетал в себе высочайшую огневую мощь при небольшой массе и крайне высокой подвижности. Он даже был рекомендован к принятию на вооружение 9-й моторизованной пехотной дивизии США. Однако планам помешали банальные обстоятельства.

Танк вышел довольно дорогим – порядка миллиона долларов за единицу по тем временам. Да и сама программа по созданию нового облегченного танка уже трещала по швам: сказывался консерватизм высших военных чинов, которые не желали менять старое на новое.

В конечном итоге от «Стингрея» отказались в США, но заинтересовались им в Таиланде, куда в период с 1986 по 1990-е годы было поставлено 106 единиц. Также «Кадиллак Гейдж» пыталась заключить договор на поставку танков в Малайзию, но положительных результатов не добилась.

Танк "Стингрей" для Таиланда. Источник: arsenal-info.ru

Танк «Стингрей» для Таиланда. Источник: arsenal-info.ru

В середине 90-х «Кадиллак Гейдж» решила снова выйти на рынок бронетехники, но уже с обновлённым вариантом танка «Стингрей 2». В отличие от базовой модели, эта машина имела усиленное бронирование, способное защитить от 30-мм бронебойных снарядов в лобовой проекции и от 20-мм снарядов – в бортовой. Изменения коснулись также системы управления огнём, которая теперь была полностью идентичной танку М1А1 «Абрамс», включая автоматизацию прицеливания и тепловизионные приборы наблюдения.

«Стингрей 2» предлагался для покупки армиям Таиланда и Тайваня, но получил отказ.

Танки "Стингрей" армии Таиланда. Источник: grogheads.com

Танки «Стингрей» армии Таиланда. Источник: grogheads.com

На сегодняшний день «Стингрей» продолжает исправно нести боевую службу в Таиланде, чей танковый парк уже стал одним из самых разнообразных в мире: начиная от американских М41 «Уокер Бульдог» и М60 и заканчивая китайскими VT-4 и украинскими «Оплотами».

Автор: Эдуард Перов
Источник: https://topwar.ru/