Не исключено, что когда-нибудь средствами кремниевой фотоники весь огромный ЦОД можно будет превратить в единый гипермасштабируемый компьютер, а если принять во внимание достигнутые к тому времени успехи в области искусственного интеллекта, то несложно представить себе нечто наподобие Океана на Солярисе, описанного Станиславом Лемом. Пока же нынешние серверы и ЦОДы по своему состоянию напоминают ПК в их бытность до появления SATA и USB: внутри — нескладные ленточные кабели, снаружи — последовательные и параллельные порты для мыши, клавиатуры и колонок. Но уже в 2025 году картина станет иной: все будет унифицировано и подключено по оптоволокну, что обеспечит качественно иной подход к целому ряду задач, в частности, к масштабированию и высокопроизводительным вычислениям. И все это станет возможным благодаря достижениям в области кремниевой фотоники.
Кремниевой фотоникой называют синергию двух групп технологий — электроники и оптики, которая позволяет принципиально изменить систему передачи данных на расстояниях от миллиметров до тысяч километров. По значимости результат внедрения кремниевой фотоники сравнивают с изобретением полупроводников, потому что ее внедрение позволяет еще на много лет вперед сохранить действие закона Мура, составляющего базис развития информационных и коммуникационных технологий.
Тем, кому интересны фундаментальные основы этого направления, можно порекомендовать вышедшую в 2017 году научно-популярную книгу «Кремниевая фотоника — источник следующей информационной революции» (Daryl Inniss, Roy Rubenstein “Silicon Photonics: Fueling the Next Information Revolution”). Более серьезные введения в кремниевую фотонику — книга «Silicon Photonics III: Systems and Applications» группы авторов и «Silicon Photonics: An Introduction» (Graham T. Reed, Andrew P. Knights). Также на эту тему есть несколько полезных материалов на сайте компании Mellanox.
Отличие традиционной архитектуры ЦОДа от схемы с использованием кремниевой фотоники
Как это работает
Если же ограничиться практическими приложениями к компьютингу, то, как и в случае с электроникой, оптику и физику твердого тела можно оставить в стороне. Для понимания на системотехническом уровне достаточно самых поверхностных сведений о предмете. Казалось бы все очевидно: последовательность электрических сигналов преобразуется передатчиком T в последовательность оптических сигналов. По кабелю она попадает в приемник R, который возвращает им электрическую форму. В качестве источников света могут использоваться несколько типов лазеров, а для передачи одно- или мультимодальные кабели.
Но не стоит забывать о научной и инженерной сложности проблем, возникающих при реализации принципов кремниевой фотоники. О ней можно судить хотя бы по тому, что первые экспериментальные работы в этом направлении датируются еще серединой 80-х годов ХХ века, попытки коммерческих разработок были сделаны в начале 2000-х годов, а первые коммерческие результаты были получены только после 2016 года. Сорок лет… При том, что практическое использование оптоволоконной связи началось в середине шестидесятых, а экспериментальные работы — намного раньше.
Суть проблемы материалов на основе кремния заключается в невозможности работать на тех же частотах, которые используются в волоконной оптике, а использовать альтернативные материалы практически невозможно по экономическим причинам. В существующие технологии полупроводникового производства вложены колоссальные средства. Для реализации принципов кремниевой фотоники их нужно адаптировать к существующим технологиям. Решением может быть включение в состав микросхем миниатюрных приемников и передатчиков и прокладка между ними соответствующих волноводов. Это сложнейшая инженерно-техническая задача, которая по состоянию на 2017 год решена.
Раньше других это удалось сделать Intel – корпорация уже предложила свои продукты рынку. Вскоре следует ожидать объявлений от IBM, за ними последуют Mellanox, Broadcom, Ciena, Juniper и ряд других крупных компаний. Параллельно скупаются добившиеся успеха стартапы. Процесс пошел, но не быстро. Трудности вызваны тем, что создание новых продуктов требует значительных средств и времени, что дает преимущества крупнейшим вендорам.
Четыре уровня коммуникаций
Технологии кремниевой фотоники уже сегодня позволяют создавать 100 Гбит Ethernet, а в обозримом будущем 400 Гбит и 1 Тбит. Такие скорости обмена данными открывают возможности для конвергенции современных архитектур в качественно новые — на уровне стойки RSA (Rack-Scale Architecture) и на уровне ЦОДа ESSA (Extended-scale system architecture). Предел первой ограничен так называемым подом (одной или несколькими стойками), вторая охватывает весь ЦОД. Компоненты этих инфраструктур связываются удаленно по шине PCIe (PCIe-bus interconnects at a distance).
Средствами силиконовой фотоники создается иерархическая система коммуникаций, разделенная на 4 уровня:
Уровень 1 «Чип»: Внедрение технологий кремниевой фотоники внутрь чипа интересно по нескольким соображениям:
- Чипов существенно больше, чем стоек, следовательно, потребность в приемниках и передатчиках велика, и эти технологии будут быстро развиваться.
- Существенно повысятся скорости обмена вне чипа, поэтому могут заметно измениться принципы системного проектирования.
- В отдаленной перспективе можно представить, что и между компонентами чипа могут использоваться оптические коммуникации, например для обмена между ядрами. Но на таких коротких расстояниях медь надолго сохранит свои позиции.
Уровень 3 «ЦОД»: Дальнейшее продвижение дезагрегации на уровень ЦОДа станет возможным при увеличении области действия кремниевой фотоники на дистанцию от 500 метров до 10 километров.
Уровень 4 «Телеком»: При передаче данных на дальние расстояния и внутри городской среды (metro) оптика давно и успешно используется. Применение кремниевой фотоники не приведет к каким либо радикальным переменам, но возможно повысится эффективность и качество. По оценкам аналитиков, в 2018 году заканчивается период затишья, и в 2019-21 годах наступит переломный момент, за которым последует широкое распространение кремниевой фотоники.
Источник: http://www.tadviser.ru/