Финансово-промышленный аудит – эффективный инструмент повышения привлекательности активов и загрузки производственных мощностей

Финансово-технический аудит – независимая экспертиза проекта, направленная на защиту финансовых интересов инвестора, кредитора или заказчика строительства. Проводится с целью получения объективной оценки состояния проекта на этапе их реализации, а также выработки предложений по устранению допущенных отклонений и успешному завершению проекта. Финансово-технический аудит позволяет избежать нежелательные последствия расхождения подходов подрядчиков и заказчика к вопросам финансирования капитальных вложений, защищает экономические и юридические интересы кредитора, инвестора и заказчика. Большинство промышленных активов в стране сегодня входят в состав холдинговых интегрированных структур, которые сталкиваются со сходными проблемами:

Картинки по запросу промышленный аудит

  • наличие профильных, но убыточных активов;
  • наличие непрофильных активов (непрофильные и профильные, но убыточные активы часто называют токсичными);
  • наличие дублирующих активов или элементов активов;
  • неоптимальные или избыточные связи между активами и т.п.

Все эти проблемы плодят убытки, снижают прибыльность холдингов, не позволяют выделять достаточные средства на развитие, особенно в конкурентной среде.

Нелегко приходится и банкам, финансовым институтам. Они бы и рады профинансировать развитие промышленных компаний, но как можно, говоря языком строителей, возводить мощное здание на совершенно неподготовленной для этого и сильно замусоренной площадке?

КАК ВЫБИРАТЬСЯ ИЗ ТУПИКА

Очевидно, путем повышения привлекательности активов и обеспечения эффективной загрузки производственных мощностей. Опыт реализации подобных проектов показывает, что избавление от токсичных активов и внутрихолдинговые преобразования повышают прибыльность холдингов не на проценты, а в разы.

Понятно, что холдинги, в соответствии со своими стратегиями и во взаимодействии с финансовыми структурами, сами расставляют приоритеты и выбирают основные задачи, которые нужно решить для достижения требуемых результатов. Вот несколько примеров таких задач:

  • повысить инвестиционную привлекательность актива для последующей целевой продажи;
  • обеспечить сбалансированную загрузку имеющихся мощностей за счет оптимизации внутрихолдинговой кооперации (формирование центров компетенций);
  • повысить операционную эффективность деятельности путем организационно-технических улучшений в рамках существующей продуктовой стратегии  и т. п.

КАК ПОДГОТОВИТЬ ХОЛДИНГ К ПРЕОБРАЗОВАНИЯМ И ИНВЕСТИЦИЯМ

Комплекс подготовительных работ включает в себя:

  • Аудит текущего состояния актива (активов) с целью получения объективной информации о состоянии производственных мощностей и потенциале развития;
  • Формирование облика будущего состояния актива и определение целевых показателей;
  • Оценку инвестиционных затрат для поэтапной реализации преобразований;
  • Оценку результатов преобразований;
  • Оценку рисков инвестиционной программы и методов их компенсации или снижения.

Одним из наиболее эффективных и доказавших свою практическую значимость подходов к вариативному проектированию и реализации этого комплекса подготовительных работ является финансово-промышленный аудит.

Организационно он начинается с создания на уровне управляющей компании холдинга рабочей группы, возглавляемой одним из руководителей холдинга, с обязательным привлечением в ее состав независимых экспертов, владеющих соответствующей методологией.

Картинки по запросу Технологический аудит

В результате проведения финансово-промышленного аудита руководство холдинга и руководство финансовой структуры (банка):
  • получает обоснованное экспертное заключение о текущем состоянии актива, а также набор рекомендаций и концептуальных решений, необходимых для достижения целевого состояния актива;
  • принимает взвешенное решение о стратегических преобразованиях;
  • минимизирует финансовые и временные риски;
  • получает комплект обосновывающих документов, достаточных для одобрения инвестиционного финансирования.

ПРИМЕР ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОГО АУДИТА

Холдинг состоит из восьми машиностроительных предприятий, расположенных в шести городах. Они изготавливают схожую, но не пересекающуюся по ассортименту продукцию. В условиях падающих (в силу рыночных изменений) объемов производства в целом по холдингу необходимо:
  • сбалансировать производственные мощности;
  • повысить гибкость производства;
  • снизить себестоимость изготовления базовых изделий.

1. Анализ текущего состояния производственных мощностей, процессов и структуры себестоимости продукции

Результаты анализа показали, что практически все предприятия холдинга имеют избыточные производственные мощности с высокой степенью их износа. В контуре холдинга обнаружены задублированные незагруженные производства (литейное, кузнечное, инструментальное, производство метизов, прочие производства).

В результате анализа текущего состояния предложено:

  • ликвидировать  дублирующие производства путем создания девяти центров компетенций в рамках холдинга;
  • более компактно разместить производственные мощности под целевые объемы с пересмотром технологии производства на двух производственных площадках (создание объединенного серийного производства профильного продукта и создание опытного производства профильного продукта);
  • оптимизировать организационную структуру под более компактное производство.

Специалисты по финансово-промышленному аудиту, вошедшие в рабочую группу под управлением одного из руководителей холдинга, сформировали облик будущего состояния предприятий холдинга и приняли решения о комплексной вариативной аналитической оценке проектов:

  • организации опытного производства;
  • организации серийного производства;
  • организации центров компетенций и центров специализаций.

2. Комплексный сравнительный анализ вариантов (сценариев) развития

С учетом неопределенности будущей ситуации было решено рассмотреть восемь вариантов (сценариев) развития. В качестве трех основных переменных были выбраны:
  • план производства для будущих периодов (2 варианта);
  • максимальное/минимальное достижение уровня компактности производства и изменение организационной структуры;
  • принципиальное изменение технологического уровня производства или точечные производственные и организационные улучшения.

Была проведена комплексная сравнительная аналитическая оценка сценариев развития  (инвестиционные затраты, достигаемые результаты, риски реализации).

В результате по совокупности факторов наиболее предпочтительным оказался вариант 4 (максимальный уровень компактности производства с максимальным изменением технологического уровня).

Руководство холдинга и руководство финансовых структур уже на этом этапе могут обсудить свои возможности, ожидания и согласовать некую взаимоприемлемую позицию.

Конечно, детальные технико-экономические расчеты могут отличаться от результатов макрооценки, но, как показывает многолетний опыт специалистов по финансово-промышленному аудиту, отличие это не превышает 10-15%, что приемлемо при стратегическом выборе варианта. Таким образом, подобный аудит позволяет в короткие сроки существенно снизить уровень неопределенности и наметить пути развития актива.

3. Детализация принятого варианта развития производства (концептуальное проектирование)

Выбранный вариант развития производства был подвергнут детальной проработке:

3.1. Перераспределение номенклатуры деталей и узлов при более компактной организации производства и изменение баланса трудоемкости в связи с организацией в рамках холдинга центров компетенций.
3.2. Выполнение ряда  организационно-технологических и экономических расчетов:

  • разработка новой технологии, в том числе моделирование технологических процессов с помощью специализированных программных продуктов;
  • определение количества и опционального состава технологического оборудования и загрузки производственных мощностей;
  • определение численности основного и вспомогательного персонала, разработка оргструктуры производства;
  • разработка планировочных решений;
  • формирование бюджета инвестиционных затрат;
  • разработка дорожной карты реализации проекта;
  • определение текущих затрат по статьям плановой себестоимости для производства будущих периодов.

3.3. Построение производственно-логистической имитационной модели создаваемого производства. Модель позволила просчитать транспортные потоки и необходимое количество транспорта, буферные места и необходимые складские площади.

3.4. Разработка на завершающем этапе детальной финансово-экономической модели на основе дисконтированных потоков (рис. 5). Динамическая модель, имитирующая будущее финансово-экономическое состояние создаваемого производства, позволила:
  • оценить достижимость целевых показателей проекта (в частности, безубыточность, себестоимость базовых изделий, период окупаемости и т.д.).
  • подобрать в рамках допустимых диапазонов оптимальный состав исходных данных, в свою очередь позволяющих достигнуть целевых показателей, внося соответствующие корректировки в проектные решения;
  • оценить чувствительность результатов проекта к изменению исходных данных.

Источник: http://www.umpro.ru/