Ракетные системы “Калибр” и “Искандер”: качественное сравнение характеристик и условий применения

Сегодня сводки заполнены рапортами о применении современного ракетного оружия самого разного характера, от РСЗО до тактических и оперативно – тактических комплексов по различным целям. Оставим на потом РСЗО, сегодня на рассмотрении крылатые ракеты, представителем которых выступит “Калибр” и баллистические, которых представляет “Искандер”. Оба комплекса применялись в ходе спецоперации на Украине, естественно, с осколочно-фугасной БЧ. Было успешно поражено значительное количество объектов военной инфраструктуры и нанесен приличный урон ВСУ. Есть еще «Кинжал», который чем-то схож с «Искандером», в плане той же траектории (квазибаллистическая), но «Кинжал» – это чисто комплекс авиационного базирования, а «Искандер» и «Калибр» применяются с земли, или, как частный случай – с корабля. В любом случае, наземное и корабельное базирование от воздушного будут отличаться и весом, и размером.

Versus. «Искандер» или «Калибр»?

История

Исторически оба вида ракет идут из сороковых годов прошлого века, из Германии.

«Фау-1» конструкции Фрица Гросслау из компании «Аргус» стал прообразом всех крылатых ракет современности, а «Фау-2» конструкции Вернера фон Брауна – первая баллистическая ракета, которую с натяжкой можно назвать и межконтинентальной.

Великобритания хоть и не отдельный континент, но… В любом случае, можно считать, что дебюты «Фау-1» как крылатой ракеты, а «Фау-2» как баллистической, были успешными. Ракеты стартовали («Фау-2» даже с воздушных носителей), долетали до целей и те, которые не были сбиты зенитками или истребителями ПВО, наносили определенный ущерб.

После войны «Фау-1» и «Фау-2» стали прообразами для крылатых и баллистических ракет, которые на их базе начали создавать СССР, США и Великобритания. Конечно, современные образцы этого оружия очень далеко ушли в эволюционном развитии от творений немецких инженеров, но общая концепция сохраняется. Разберемся в сходствах и различиях.

Траектория, скорость и дальность

«Искандер» летит по баллистической траектории. Двигатель ракеты работает только на стартовом отрезке, разгоняя ракету по максимуму. Далее ракета выходит в верхнюю точку траектории и начинает спуск вниз уже без участия двигателя, за счет первичного ускорения и силы тяжести Земли.

Максимальная высота подъема «Искандера» около 100 км. Максимальная дальность полета – 500 км ракетой 9М723. Основная часть траектории пролегает на высоте более 50 км, что делает «Искандер» недоступным для противоракет.

Скорость в конце разгонного участка – 2100 м/с. Скорость в начале финишного участка – 2600 м/с. Скорость при подлете к цели – 800 м/с.

«Калибр», как и положено крылатой ракете, летит на высоте от 20 до 150 метров, огибая все неровности рельефа, в соответствии с картой, заложенной в память блока управления.

Скорость крылатой ракеты на маршруте намного ниже, если перевести в привычные для баллистической ракеты метры в секунду, то около 280. Или 1000 км/ч. Но на подходе к цели у «Калибра» включается форсаж и ракета разгоняется почти до 3500 км/ч или 970 м/с.

Дальность полета «Калибра» с ракетой 3М-54 составляет по озвученным данным до 1600 км.

Таким образом, ракеты, которые двигаются по разным траекториям, в принципе, обладают примерно равными скоростями на финише. И перехват ракет на конечном участке траекторий – дело непростое, особенно если в распоряжении нет современных средств обнаружения и поражения высокоскоростных целей.

Однако, КР летит на протяжении всего маршрута медленнее БР, потому является более уязвимой для действий авиации ПВО и зенитных ракетно-пушечных комплексов. Кроме того, вполне возможен перехват КР с помощью ПЗРК.

Баллистическую ракету перехватить намного сложнее, в основном из-за огромной скорости на всем протяжении маршрута.

Маневрирование

Ракета «Искандера» может маневрировать по всему участку траектории. На разгонном и финальном отрезке за счет аэродинамических рулей, на участке в верхних слоях атмосферы – за счет газодинамических во время работы двигателя.

Это делает категорически сложным расчет точки встречи для компьютера, управляющего противоракетами, ведь по сути, БР описывает весьма странную траекторию, проложенную через множество точек, лежащих на пути ракеты. Выбор следующей точки, через которую пролетит нос ракеты, абсолютно случаен, поэтому выяснить закономерность и направить в очередную точку противоракету неимоверно сложно.

Да, такое маневрирование вызывает значительную потерю скорости БР, но оно стоит того. Невнятное и хаотичное болтание ракеты вокруг гипотетической траектории – это сложнейшая задача для ПРО, и, соответственно, значительно облегчает задачу БР по преодолению рубежей ПРО и ПВО на пути к цели.

Плюс БР комплекса «Искандер» несет в себе не только ложные цели, которые выпускаются в верхней части траектории, сбивая с толку систему ПРО противника, но и модули РЭБ, которые довносят в общую картину сумятицы.

«Калибр» действует совершенно иначе. Ракета летит так, чтобы не попасть в зоны действий радаров. Нет обнаружения – не надо и сводить с ума баллистические компьютеры ПВО противника. Низкая высота в этом самый прекрасный помощник, ведь РЛС не может опустить свой луч ниже определенной отметки.

Тут вообще у расчетов РЛС обнаружения много врагов: высотные постройки, леса, холмы, вообще рельеф – это большая помеха, да и сама кривизна поверхности Земли мешает. Причем, мешает все настолько, что КР может просто ориентируясь на излучение радаров запросто обходить зоны видимости РЛС.

Примерно так же действовали российские вертолетчики, высаживая десант в Гостомеле, а украинские – атакуя нефтебазу в Белгороде.

И здесь небольшая скорость КР в 800-1000 км/ч является подспорьем, потому что на такой скорости намного легче маневрировать, огибая складни местности и различные высотные объекты, чтобы не попять в поле зрения РЛС.

Есть, правда, у КР очень серьезный противник: самолеты ДРЛО, способные сверху обнаружить ракету и навести на нее как ракеты комплексов ПВО, так и перехватчики. Но большой и медленный самолет ДРЛО сам по себе хорошая мишень и в прифронтовой зоне ему не место. А вот для охраны значимых объектов – вполне.

Принципы разные. «Искандер» летит, совершенно не таясь, но траектория полета очень непростая, и попасть по ракете, летящей с такой скоростью очень и очень сложно. «Калибр» предпочитает не «светиться», используя малую высоту полета и складки местности.

По сути же, у КР больше возможностей быть перехваченной и сбитой на маршруте следования, чем у БР на участке падения.

Размеры и вес

Маскировка и доставка ракет до места старта – это серьезный момент.

«Искандер» более «толстый»: стартовая масса ракеты 3800 кг, масса БЧ – 480 кг. Длина ракеты 7,3 м, диаметр 0,92 м.

«Калибр», как я уже писал – это «торпеда». Стартовая масса около 2000 кг, масса БЧ – 400 кг. Длина ракеты 8,22 м, диаметр – 0,533 м.

Можно сказать, что ракеты в одной весовой категории. «Искандер» крупнее, но понятно, что ракете требуется много горючего для подъема на высоту в 100 км, а сам корпус должен быть более прочным, так как приходится преодолевать огромное сопротивление воздуха при спуске из верхней точки к цели. Отсюда и больший вес.

У крылатой ракеты таких задач нет, потому производить и транспортировать ее значительно проще, нежели баллистическую.

Боевая часть

Здесь без разговоров лидирует «Искандер», ассортимент боевых возможностей которого поражает в прямом и переносном смысле этого слова. Если смотреть в общем, то всего у комплекса три варианта оснащения БЧ:

  • кассетная часть с дистанционным подрывом;
  • бетонобойная часть;
  • осколочно-фугасная часть;
  • фугасно-зажигательная.

С ОФ все понятно, это классика. Бетонобойная БЧ предназначена для поражения заглубленных бетонированных бункеров. Конечно, проникновение в толщу земли на такой скорости, с которой БР подходит к цели – это несложно. Дальше проблемы у бункера.

Фугасно-зажигательная – тоже понятно, для различных складов и баз ГСМ и складов РАВ. Там, где надо просто хорошо поджечь, а дальше само все пойдет по накатанной.

А вот кассетные части у «Искандера» – это отдельная песня хором.

  • осколочная часть из 54 элементов с предварительным подрывом для живой силы;
  • кассетная с кумулятивными осколочными элементами ПТАБ-2.5КО, способными пробивать броню до 20 мм;
  • с самоприцеливающимися с помощью собственных РЛС и ИК ГСН боевыми элементами для поражения скоплений техники СПБЭ-Д;
  • объёмно-детонирующего действия для поражения живой силы и техники среди застройки и в укрытиях.
  • для дистанционного противопехотного минирования нажимными минами ПФМ-1;
  • для дистанционного минирования самоустанавливающимися минами-растяжками ПОМ-2;
  • для дистанционного противотанкового минирования магнитными минами ПТМ-3.

Минирование, конечно, это как опция. Есть более простые, а главное – дешевые способы минирования в наше время.

Ну и естественно, «Искандер» способен доставить куда нужно спецбоеприпас.

А что «Калибр»? Только осколочно-фугасная БЧ. Ну и да, спецбоеприпас тоже может донести до сведения противника. Причем, на дальности, которая значительно превышает возможности «Искандера».

Однозначно «Искандер» смотрится более внушительно в плане вариантов боевого применения. Но не спешим делать преждевременные выводы.

Точность

Точность «Искандера» для неядерной БР просто прекрасная. Система наведения смешанная: инерциальная на начальном и среднем участках полёта и оптическая на конечном участке полёта. Совместно с инерциальной системой можно использовать ГЛОНАСС, передавая ракете новые координаты и корректируя полет.

Оптическая ГСН 9Б918 и инфракрасным блоком наведения способна работать почти в любых условиях окружающей среды и времени суток. Кроме того, преимущество оптической ГСН заключается в том, что она не знает, что такое РЭБ, соответственно, пробовать сбить ее с толку, нарушив спутниковую навигацию или прервав радиоканал, не даст ожидаемого эффекта.

В итоге круговое вероятное отклонение «Искандера» составляет 5-7 метров со смешанной системой наведения и 10-30 метров с инерциальной. Но в основном сегодня на ракетах «Искандер-М» используется именно смешанная система с оптической ИК-ГСН.

Точность «Калибра» примерно в том же диапазоне: ГСН АРГС-54 при подлете на дистанцию 65 км самостоятельно захватывает цель, данные о которой предварительно заложены в ее блок наведения, сравнивает с полученные данные и уже направляет ракету в цель. КВО может составить 2-4 м.

Стоимость

Если бы можно было узнать, какова цена ракет, но увы, это есть тайна за семью печатями. Встречал в различных источниках разные цифры, но в достоверности не очень уверен. Для «Калибра», то есть, для ракеты 3М-54 очень часто называется стоимость в 50 миллионов рублей.

9М723 от «Искандера» оценивают в 400 миллионов, а 9М729 и вовсе в 500 миллионов.

Спорить не стану, но действительно, можно и поверить. «Калибры» над Украиной летают стаями, став вместе с Х-101 героями десятков роликов в Интернете, а вот применение «Искандеров» более скромное. Но ничего, «Кинжал» вообще один или два раза применили.

Итого, можно подвести промежуточный итог.

Плюсы

«Искандер»:

  • практически невозможно перехватить на любом участке траектории, кроме начального разгона;
  • высокая точность попадания;
  • прекрасный выбор боевых частей;
  • не зависит от погодных условий;
  • возможность донаводки на конечном участке траектории;
  • не поддается воздействию РЭБ. Точнее, воздействовать можно, но эффект мизерный.

«Калибр»:

  • высокая дальность полета;
  • высокая точность попадания;
  • не зависит от погодных условий;
  • различные варианты базирования;
  • невысокая стоимость.

Минусы

  • «Искандер»: весьма высокая стоимость.
  • «Калибр»: возможность обнаружения и перехвата на маршруте подхода к цели; возможность отработки по ракете средствами РЭБ.

В итоге получается, что каждому комплексу – свое время и место применения. «Искандер» хорош там, где есть системы ПВО, способные перехватить крылатую ракету или работают самолеты ПВО. Комплекс прекрасен именно для уничтожения защищенных целей или того, что эти цели защищает.

«Искандеру» практически не страшны современные комплексы ПВО, его огромная скорость и более чем странная траектория маневрирования позволяют донести БЧ до места назначения.

«Калибр» менее защищен, соответственно, его лучше использовать там, где ПВО противника уже подавлено или по менее значимым целям. И да, стоимость «Калибра» действительно позволяет гонять стаи ракет, исходя из принципа «кто-то да долетит».

И ведь долетают…

Вот 25 апреля командование «Запад» Воздушных сил ВСУ сообщило, что сбило ДВЕ российских крылатых ракеты, которые были выпущены, предположительно, с самолета Ту-95.

Хорошо, не станем вдаваться в подробности, понятно, что если «Ту-95 вылетел, то выпустит не две ракеты, а куда больше. Тем более, что командование «Запад» признает, кстати, что «…нанесено несколько ракетных ударов по Западному региону с целью уничтожения объектов критической инфраструктуры».

То есть, две ракеты сбили, остальные долетели и сделали свое дело. Что и требовалось доказать.

В целом же, картинка простая: «Искандер» – оружие точное и дорогое, потому применять его надо именно тогда, когда понятно, что КР не долетит, а РСЗО не дотянется. И где есть оборона ПВО и ПРО.

А вот после того, как «Искандер» расчистит дорогу, тут уже можно «выпускать Кракена», точнее, стаю барракуд в лице крылатых ракет, которые добьют все, что осталось после «Искандера». Дешево и сердито.

Наличие и крылатых, и баллистических ракет в номенклатуре армии России значительно облегчает решение проблем на полях спецоперации на Украине. Это факт, который обойти просто нереально. И, если бы у ВСУ в распоряжении были не старые «Точки У», а нечто более современное, вести боевые действия им было бы проще. Но увы, тем, что есть, много не навоевать.

Автор: Роман Скоморохов
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!