На фото: ЗРК Stormer HVM на учениях, 2005 г. История ЗРК Stormer HVM восходит к середине семидесятых годов, когда британское Минобороны разместило заказ на разработку перспективного бронетранспортера. Работу по проекту с обозначением FV4333 и названием Stormer («Штурмовик») поручили компании Alvis Vickers. По условиям заказчика, новый БТР должен был использовать узлы и агрегаты серийного легкого танка FV101 Scorpion. В конце семидесятых годов завершилась разработка и был построен опытный образец. В 1980-81 гг. он прошел все испытания, и «Штурмовик» был принят на вооружение и поставлен в серийное производство. Сразу же началась разработка разных модификаций БТР и новой техники на его базе. В первую очередь, прорабатывались носители специализированного оружия. В 1986 г. появился заказ на разработку самоходного ЗРК войсковой ПВО с легкими ракетами ближнего действия.
Такой вариант бронемашины получил обозначение Stormer HVM (High Velocity Missile – «Высокоскоростная ракета»). Несмотря на определенную простоту такого проекта, разработка затянулась. Испытания завершились только в середине девяностых годов, и в 1997 г. армия получила первые ЗРК.
Пусковая установка, вид сзади
В силу разных причин БТР Stormer и техника на его базе не строились большой серией. В общей сложности изготовили порядка 220 ед. Несколько десятков гусеничных шасси получили зенитные ракеты и сопутствующее оснащение. По данным справочника The Military Balance, в настоящее время британская армия имеет 60 ЗРК Stormer HVM. Эта техника все еще пригодна к эксплуатации, но ее возраст постоянно растет, а ресурс сокращается.
Из готовых компонентов
Изделие Stormer HVM представляет собой самоходный ЗРК на гусеничном шасси, предназначенный для войсковой ПВО ближней зоны. Для упрощения и ускорения разработки проект был выполнен с широким использованием готовых компонентов, а заново создали только отдельные элементы.
Шасси FV4333 имеет сварной броневой корпус с противопульной и противоосколочной защитой. В переднем отсеке корпуса помещается дизельный двигатель Perkins T6 3544 мощностью 250 л.с. и механическая трансмиссия с выдачей крутящего момента на передние ведущие колеса. Ходовая часть – шестикатковая с торсионной подвеской.
На крыше корпуса Stormer HVM монтируется специально разработанная пусковая установка с опорно-поворотным устройством и двумя качающимися пакетами под контейнеры ракет. Конструкция установки и ее приборов обеспечивает пуск ракет в любом направлении с разными углами возвышения.
Также ЗРК имеет оптико-электронную станцию, причем использовались два варианта. Первый отличается большими размерами и выполнен в отдельном корпусе, который размещается на крыше машины. Вторая ОЭС сделана в виде компактного «шара» и находится на пусковой установке.
Интерьер корпуса, вид через кормовую дверь
В качестве вооружения «Штурмовик» использует доработанный ПЗРК Starstreak. На пусковой установке размещается восемь ТПК с ракетами этого типа. Вместо переносного блока управления используются ОЭС и аппаратура внутри бронекорпуса. При этом принципы работы комплекса принципиально не изменились.
Ракета Starstreak имеет маршевую ступень с твердотопливным двигателем и боевую в виде трех отдельных самонаводящихся боевых элементов. Каждый такой элемент представляет собой вольфрамовый «дротик» с проникающим и осколочным воздействием. Длина ракеты в стартовой конфигурации – 1,4 м, масса – 14 кг. Боевой элемент весит 900 г. Максимальная скорость «дротиков» превышает 3М. Дальность полета, в зависимости от модификации, 5-7 км.
Наведение боевых элементов осуществляется в полуавтоматическом режиме по принципу полета по лучу. ОЭС комплекса сопровождает цель и направляет на нее управляющий лазерный луч. Элементы удерживаются в нем и летят к цели. В случае с Stormer HVM, в отличие от базового ПЗРК, часть операций при наведении ракеты передана автоматике.
На пусковой установке Stormer HVM находится восемь ракет – по четыре на двух пакетах. В кормовом отсеке корпуса хранится еще 12. Перезарядка установки производится вручную. Снятие пустых ТПК и установка новых занимают несколько минут и выполняются силами экипажа.
Вспомогательное вооружение «Штурмовика» включает два набора дымовых гранатометов и личное оружие экипажа. Кроме того, на борту имеется штатная пусковая установка ПЗРК «Старстрик». При необходимости ее можно использовать с ТПК и ракетами из общего боезапаса.
Пуск ракеты
ЗРК Stormer HVM управляется экипажем из трех человек. Длина машины 5,6 м, высота 3,4 м, боевая масса – 13,7 т. На шоссе машина развивает скорость 80 км/ч и показывает запас хода 600 км. Обеспечена высокая подвижность на суше. Водоемы пересекаются только по бродам.
Ожидаемые проблемы
В нынешней ситуации страны заинтересованы в получении любого вооружения и военной техники. Однако такая иностранная помощь в целом не может изменить их положение – и британские ЗРК Stormer HVM не станут исключением. Ряд объективных факторов не позволит армии эффективно применять такую технику и получать желаемые результаты.
Прежде всего, проблемой станет недостаточное количество техники. Великобритания имеет всего 60 комплексов, и вряд ли все они отправятся заказчику. При этом даже 50-60 боевых машин не смогут повлиять на состояние ПВО. Все они достаточно быстро будут демилитаризованы российскими ударами – как это уже было с большим количеством собственных ЗРК.
Существенной проблемой может стать возраст техники. Вряд ли Великобритания станет отдавать самые новые машины, а наиболее старые образцы были построены еще во второй половине девяностых. В каком они состоянии и соответствуют ли требованиям, неизвестно.
В отличие от ряда других иностранных образцов, Stormer HVM вызовет только ограниченные затруднения в сфере подготовки экипажей. В составе ЗРК используются ракеты Starstreak, уже известные армии, что ускорит подготовку операторов. Одновременно понадобится полноценная подготовка водителей и технического состава. Впрочем, на последнем можно сэкономить – техника вряд ли успеет дожить до обслуживания или ремонта.
Реальные боевые качества и возможности Stormer HVM под вопросом. Армия уже несколько недель использует британские ПЗРК «Старстрик», но их эффективность остается крайне низкой. Это связано как с объективными техническими ограничениями, так и со спецификой личного состава. Установка ПЗРК на самоходном шасси дает определенные преимущества, но вряд ли армия сможет их реализовать и получить иной результат.
Следует учесть, что комплексам Stormer HVM предстоит работать в условиях полного господства в воздухе российской авиации. При этом наши самолеты и вертолеты имеют все необходимые средства разведки и вооружения с достаточной дальнобойностью, что позволит им своевременно выявлять и поражать британские ЗРК. Есть все основания полагать, что все «Штурмовики» в ограниченное время будут уничтожены или взяты трофеями.
Сомнительная эффективность
Таким образом, британские ЗРК Stormer HVM не принесут особой пользы армии. Их количество недостаточно, техническое состояние неизвестно, а ценность в боевом отношении неоднозначна. При этом существующая ситуация способствует быстрой потере техники, что усугубляет все прочие проблемы.
Великобритания в такой ситуации получает возможность вновь оказать поддержку дружественному киевскому режиму, а также избавиться от не самого нового и удачного образца техники. Кроме того, возможно, Лондон все еще планирует сделать рекламу своим изделиям Starstreak в переносном и самоходном исполнении. Великобритания рассчитывает на выгоды политического и коммерческого характера. И это позволяет ей не обращать внимания на отсутствие пользы или потенциальные проблемы для Киева.
Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!