История создания французского танкостроения: первые опытные образцы стальных машин

Первый французский танк возник в результате встречи в декабре 1915 года полковника Этьена с инженером Брилье из фирмы Schneider-Creusot. Сам Жан Этьен еще с осени 1914 года вынашивал идею о боевой гусеничной бронированной машине с вооружением. Свою идею о конструкции и способах применения такой машины он изложил в докладной записке военному министерству от 01.12.1914 года. Вышеуказанная встреча с Э. Брилье послужила толчком к разработке конкретного проекта в декабре того же 1915 года. Уже в начале января 1916 года главком французской армии генерал Жоффр санкционировал продолжение проекта, а 31 января подал заявку в военное министерство на закупку 400 так называемых «сухопутных линкоров», вооруженных 75-мм пушкой. До того как боевая машина пойдет на испытания, создают ее прототип, чтобы проверить жизнеспособность данной идеи, определить будущий облик машины, проверить конструкторские решения и т. п. Так же было и с первыми французскими танками.

По приказу генерала Леона Мурре и от имени Автомобильной технической службы в первой половине 1916 года лейтенант Шарль Фуше, офицер этой службы, построил и испытал в Венсене три образца прототипов будущих французских танков. Первые испытания прототипа начались в феврале 1916 года.

Машина № 1 Тип А

Эта машина представляла собой американский трактор Caterpilar Baby Holt мощностью 45 л. с. Спереди и сзади к трактору прикрепили прочные лонжероны. На переднем установили вертикальный клинообразный щит, а на задние уложили поперечную площадку. Эти дополнительные конструкции должны были имитировать в некоторой степени длину броневого корпуса.

Идея задней площадки пришла от компании Schneider и оказалась весьма кстати, особенно при переходах. На ней можно было поместить груз или 1–2 пассажира. Несколько позже компания запатентовала данную площадку (патент Schneider от 17 февраля 1916 года).

Машина № 1 Тип А лейтенанта Шарля Фуше, первый прототип французского танка, испытанный в Венсене утром 17 февраля 1916 года. Слева направо маршал Куртуа, маршал де Буске, маршал Пьер Лескуде. Источник: коллекция семьи Фуше Монжину

Машина № 1 Тип В

Во время испытаний 21 февраля 1916 года в Венсенне машина № 1 Тип А (Трактор А) при бурном переходе через траншею слишком круто ушла вниз, уперлась в стенку окопа и заглохла, потому что топливо не смогло достичь карбюратора под действием силы тяжести.

Поэтому было решено исправить этот недостаток: заменить американский карбюратор Kingston французским карбюратором Solex, что лишь частично решило проблему. Так появилась машина Тип В.

Это происшествие не изменило суждения генерала Мурре и заместителя госсекретаря Томаса о будущем новой гусеничной машины. И поэтому было приказано построить будущий танк с удлиненной до 3960 мм гусеницей. Напомним, что длина между осью звездочки и натяжным роликом трактора Baby Holt 45 CV, послужившего основой для работы младшего лейтенанта Шарля Фуше, составляла 2 метра.

Машина № 1 Тип Б, в Венсенне, февраль 1916 г. Во время испытаний заграждение из колючей проволоки со стальными столбами было полностью уничтожено машиной. На машине младший лейтенант Шарль Фуше (слева) и летчик де Буске. Источник: коллекция семьи Фуше Монжину

Машина № 1 Тип С

Эта машина была лишь окончательным развитием Типа А и Типа В (т. е. одна машина была построена в трех модификациях).

Машина Тип С была облачена в деревянную модель брони для имитации будущей брони окончательного танка. Действительно, из-за нехватки времени бригада Фуше не смогла построить первоначально запланированную модель стального бронекорпуса. По указанию командира эскадрильи Ферруса модель корпуса спереди приняла форму носовой части корабля. Такая форма носа должна была облегчить прокладку пути через проволочное заграждение и обеспечить отвод в сторону перерезанной проволоки с целью предотвращения заклинивания гусениц и обездвиживания машины.

В своей записке военному ведомству от 8 марта 1916 года по этому поводу Феррус написал:

«для определения оптимальной формы впереди, кажется, что форма должна быть стеблем, бросающим вниз разрезанные железные проволоки».

Прототип № 1 Тип С, по сути, был удлиненным на 1 метр шасси Holt с дополнительной тележкой и помещенным в импровизированную лодку. Конструкция передней части предназначалась, как указывалось выше, для того, чтобы прорывать колючую проволоку и, возможно, «серфить» по грязи. При этом Тип С не имел вооружения, а корпус был с открытым верхом.

Испытания были организованы с участием де Буске и капитана Ферруса. Присутствовали и другие, в том числе Луи Рено. Большая часть этого опыта позже была передана на фирму Schneider, которая приступила к серийному выпуску танка «Шнейдер» СА-1.

Лейтенант Ш. Фуше у машины № 1 Тип С

На фото выше мы видим ходовую часть конструкции Шарля Фуше путем добавления третьей тележки с тремя опорными катками к шасси Caterpilar Holt, что соответствовало удлинению опоры гусеницы на грунт на один метр.

К сожалению, лодкообразная форма корпуса, которая окажется очень разумным решением для пересечения самой прочной колючей проволоки с деревянными или стальными кольями, станет совершенно катастрофическим решением для передвижения по полю боя. Носовая часть машины имеет склонность к застреванию при первом же приближении к препятствию, о чем свидетельствует зарождающаяся авария на фотографиях ниже, сделанных в Венсене с де Буске за штурвалом и лейтенантом Фуше в окопе.

Машина № 1 Тип С пытается преодолеть траншею. Венсен, февраль 1916 года. За штурвалом маршал де Буске, а в окопе младший лейтенант Шарль Фуше. Источник: коллекция семьи Фуше Монжину

Весной 1916 года мсье Луи Рено (в черном котелке на фото ниже), который присутствовал на испытаниях прототипа, не отказался лично опробовать машину № 1 Типа С.

Вместе с ним на борт поднялись маршал де Буске и капитан Феррус, чтобы помочь ему управлять этой сложной машиной. Так как места на кормовой платформе было недостаточно, младший лейтенант Фуше, разочарованный невозможностью участвовать в демонстрации, стоит слева на фото, а его команда справа.

На следующем фото машина № 1 Тип C сфотографирована в Венсене во время испытаний, проведенных в сетях с колючей проволокой под напряжением, которые были проведены по просьбе депутата Жюля Луи Бретона. Слева стоит генерал Мурре, в центре – капитан Лейсс из Автомобильной технической службы и справа – младший лейтенант Фуше. За штурвалом танка де Буске. Фотография сделана 3 мая 1916 года.

Машина № 2 или танк Saint-Chamond

Новая машина № 2 была также построена из двух американских тягачей Baby-Holt 45 CV, поставленных дочерним предприятием Schneider – фирмой Somua в Сент-Уане (собственно, именно Somua принимала артиллерийские тягачи, заказанные American Baby Holt в США, до того как стала ответственной за строительство танка Schneider CA).

Эта машина имеет те же габариты, что и машина № 1 тип С, но с установленной электромеханической трансмиссией, разработанной инженерами Кроша и Коллардо и состоящей из бесклапанного двигателя Панара с сухим картером, приводящего в движение генератор, подающий электрический ток на два трамвайных электродвигателя Томсона-Хаустона для движения каждой гусеницы. Это очень современное для того времени устройство позволяло обойтись без коробки передач, главного фрикциона, дифференциала и боковых тормозов.

Впервые данная машина была испытана 1 августа 1916 года в лесах Медона, а затем 3 августа 1916 года в Венсене на глазах у г-на Альберта Томаса (заместителя государственного секретаря по артиллерии и боеприпасам).

Машина № 2 (будущий прототип танка «Сен-Шамон») на испытаниях в Венсене. На фото видна передняя часть машины, модель деревянной брони которой намного сложнее, чем у машины № 1 Тип С

Так как будущий танк «Шнейдер» был моделью, построенной в арсенале, а более поздняя модель Renault FT была продуктом автомобильной компании, к 1916 году секретариат артиллерии и лично начальник армейского управления моторизации захотели свой собственный проект, которым и стал танк «Сен-Шамон».

Первый прототип танка «Сен-Шамон» был также построен командой инженеров Кроша, Коллардо, Дютиля и старшего уорент-офицера Рену под руководством младшего лейтенанта Фуше.

«Сен-Шамон», разработанный параллельно со «Шнейдер» CA, также базировался на модифицированном шасси Holt. Он имеет гораздо больший корпус, чтобы удовлетворить потребности армии в лучшем вооружении, фактически став самым тяжеловооруженным танком войны на стороне союзников, с полевой 75-мм пушкой QF и четырьмя пулеметами. Но его более длинный корпус оказался его ахиллесовой пятой. Он был более склонен к увязанию, чем «Шнейдер».

Таким образом, первый прототип танка «Сен-Шамон» был испытан в Венсене в августе 1916 года. Позже консорциумом FAMH в Сен-Шамоне был построен заводской прототип, который проходил испытания в Форт дю Тру-д’Энфер в Марли 7 сентября 1916 года. После испытаний с танком произошел несчастный случай. При заезде танка на платформу последняя сошла с рельсов, и танк перевернулся.

На фото выше прототип танка «Сен-Шамон» продвигается по грунтовой дороге во время испытанный в Форт дю Тру-Д’Энфер в Марли в сентябре 1916 года. Прототип оснащен моделью брони из мягкой стали, которая покрывает весь танк. Данный вид бронирования с плоской крышей станет окончательным и будет присутствовать на большинстве танков. Боевая машина оснащена пушкой, которая была идентифицирована благодаря полковнику Мальмассари – это 120-мм короткое орудие Баке, которое в конечном итоге не будет сохранено. Это был тот вариант танка, который лейтенант Шарль Фуше со своей командой разработал без помощи и без указаний сверху.

Фуше № 3

Машина № 3 или, как её назвали позже, «странная машина» была также разработана в 1916 году параллельно с прототипами основных танков.

У нас мало технической информации об этой машине, которая, по-видимому, была построена на базе шасси машины № 1, оснащенной универсальной трансмиссией Бенджамина Холта.

Этот вариант был обшит новой деревянной моделью экранирования довольно сложной формы: бортовой экран и крыша с наклонными плоскостями. В носовой части команда лейтенанта Фуше установила что-то похожее на бульдозерный отвал. Поэтому мы можем попробовать назвать данную машину первым инженерным танком, созданным во Франции. Его задачей могло быть заполнение землей ям и воронок или проделывание проходов в препятствиях на поле боя, чтобы помочь боевым танкам в их продвижении.

К сожалению, ни в одном документе, связанном с испытаниями прототипов танков, а также с именем лейтенанта Шарля Фуше, не упоминается об испытаниях данной машины. В нашем распоряжении есть только ее фото.

Машина № 3 в лесу Медона. Источник: семейная коллекция Фуше-Монжину

Машина № 3 вид спереди

Танк «Фуше – Шнейдер» 1916

В июле 1916 года министр вооружений Альбер Тома пожелал увидеть первые два французских танка, а именно «Сен-Шамон» и «Шнейдер», в действии на полигоне Венсен. Но ни Saint-Chamond, ни Schneider не смогли представить прототип из-за нехватки времени. Поэтому было решено построить прототип танка «Сен-Шамон» Автомобильной технической службой (следовательно, командой младшего лейтенанта Фуше), используя шасси уже построенной машины № 1 С и установить макет бронекорпуса из мягкой стали, уже поставленной компанией Schneider в рамках контракта. Министру были представлены поддельный «Сен-Шамон» и «Шнейдер». Причем поддельный «Шнейдер» был оснащен ходовой частью будущего танка «Сен-Шамон» с тремя тележками опорных колес.

Фальшивый «Шнейдер» лейтенанта Фуше

Шарль Фуше перед машиной № 1 тип С с профилированным экраном, поставленным компанией Schneider. Слева направо: младший лейтенант Фуше, механики Грансан и Гаду, а также двое неизвестных. Июль 1916 г.

Во время презентации «Шнейдер» был оснащен ножницами, предназначенными для резки сетей из колючей проволоки, установленными на носовой балке. Во время испытаний выяснилось, что деликатное перерезное устройство при движении по пересеченной местности часто забивалось землей или травой и приходило в негодность. Кроме нескольких снимков, никакой другой информации не сохранилось, и система так и не была принята на вооружение.

На серийных машинах устанавливали простую носовую балку для прорыва через проволоку.

«Фуше – Шнейдер» на испытаниях

В носу машины хорошо видно приспособление («ножницы») для резки проволоки

«Фуше – Шнейдер» прорывается через заграждение из колючей проволоки

Серийный танк «Шнейдер СА-1»

После проведения всех испытаний и небольших доработок было решено начать серийное производство танка под индексом СА-1 (char d’assaut-1 – штурмовой танк, модель первая). И уже 8 сентября 1916 года из заводского цеха фирмы Schneider вышел первый серийный образец.

Серийный танк представлял собой бронированный корпус, размещенный на шасси Baby-Holt, состоящем из двух стальных лонжеронов, соединенных поперечинами, несущими двигатель спереди и трансмиссию сзади. Это шасси опиралось посредством рессор на две тележки соответственно с тремя и четырьмя катками, гусеница состояла из 34 траков, поддерживаемых катками. Четырехцилиндровый двигатель, построенный для этой цели фирмой Schneider, развивал мощность 60 л. с.

Общий вид на шасси и мотор в носовой части корпуса

Чертеж серийного танка «Шнейдер СА-1»

Вид на правый борт СА-1 с артиллерийским орудием. В носу машины металлическая балка для прорыва через проволочные заграждения

Броня машины закрывала двигатель, экипаж и вооружение от осколков и огня стрелкового оружия и была выполнена из листов закаленной стали толщиной 11 мм, непробиваемой из винтовки «Маузер» на дистанции 150 м.

Доступ к танку осуществлялся через заднюю дверь, а люк на крыше обеспечивал вентиляцию. Спереди располагалась металлическая полоса, которая служила не только для прорыва через проволочные заграждения, но и опорой для танка, когда тот наклонялся вперед, не давая ему погрузиться носовой частью в землю. По той же причине танк был снабжен и двумя хвостами сзади.

В состав вооружения входила 75-мм пушка Schneider BS фирмы Blockhaus, стрелявшая фугасным снарядом с начальной скоростью 200 м/с. Её выстрел был точен до 200 м. Вертикальный сектор для стрельбы составлял от –10° до +30°, а горизонтальный по направлению –60°. На каждом борту разместили по пулемету. Их установка на шкворне в полусферических куполах позволяла осуществлять боковое и вертикальное наведение с перемещением в направлении 53° в каждую сторону и по углу места от –45° до +20°.

Следует отметить, что еще до использования танка в деле стало понятно, что «Шнейдер» уязвим для немецких бронебойных пуль 7,92х57 типа «К». Поэтому уже с конца апреля 1917 года французские инженеры начали устанавливать так называемую «верхнюю броню», состоящую из наложения листа толщиной 5,5 мм, расположенного примерно в 40 мм от обычной брони корпуса (фото ниже). Дополнительная броня, хотя и ограничивалась наиболее открытыми частями, увеличивала вес машины примерно на одну тонну. Это была первая из модификаций, направленных на исправление серьезных недостатков, возникших во время первого боя 16 апреля 1917 года.

В том же 1917 году два «Шнейдера» были преобразованы в радиотанки, а еще несколько – в танки снабжения. Последние были оснащены более широкими задними дверями.

Танки «Шнайдер» впервые были применены 16 апреля 1917 года в Берри-о-Бак (Шмен-де-Дам). В бою участвовало, по разным оценкам, от 128 до 132 танков.

Изначально танки предназначались для прорывных действий, но начиная с 1918 года начали использоваться для сопровождения пехоты вместе с легкими танками «Рено ФТ-17». Машины оставались на вооружении до заключения перемирия.

План танка СА-1 второй модели, в которой топливные баки (показаны розовым) вынесли назад за пределы корпуса, а по левому борту установили дополнительную дверь (зеленоватый цвет) для лучшего доступа к двигателю. Также хорошо видно расположение экипажа, боеприпасов и вооружения

Проекты сильно улучшенных вариантов – СА-2 с подвижной башней, вооруженной 47-мм пушкой, установленной в передней части крыши, и СА-3 с удлиненным корпусом и двухместной башней – не получили дальнейшего развития.

«Шнейдер СА-2»

С марта 1917 года генерал Этьенн рассматривал возможность усовершенствования танка «Шнейдер». Модификации должны были касаться расширения гусениц и увода их вперед, установки башни, вооруженной пушкой калибра 47 или 37 мм. Вес танка не должен был превышать 13 тонн.

Планировали выпустить 400 экземпляров.

Предварительный проект нарисован лейтенантом Сааром в декабре 1916 года.

Танк был испытан в Шамплие в конце марта 1917 года, но неизвестно, был ли это прототип или модифицированный CA-1.

Чертеж и фото модификации СА-2. Видно измененную носовую часть, а также выдвинутую вперед гусеницу для улучшения проходимости и преодоления препятствий

«Шнейдер СА-3»

Модификация «Шнейдер СА-3» была разработана на базе СА-1. Танк разрабатывался в нескольких вариантах, но все они были отклонены генералом Этьеном.

Так, первый вариант предлагал короткую 75-мм пушку под казематом. Длина машины – 5,95 м. Второй вариант под индексом 1050, кроме основного орудия в башне, имел короткое 75-мм орудие в лобовом листе под башней.

Как это ни парадоксально, модель c башней была решительно отвергнута в силу того, что в начале 1917 года угрозы со стороны вражеского танка практически не существовало. Потенциальными целями для танкового орудия могли быть только полевые укрепления, форты, пулеметные гнезда или артиллерийские орудия, поэтому установка пушки в казематах была, по взглядам военных, вполне уместной.

Варианты модификации танка «Шнейдер СА-3»

Танк «Сен-Шамон» 1916 года

Эта новая машина, выпуск которой под индексом Н.16 начали уже в сентябре-октябре 1916 года, имела неоспоримые преимущества перед «Шнейдером»: она была длиннее (при первоначальном увеличении массы всего на треть), обладала гораздо более высокими защитными качествами, но оказалась малоэффективной во всем, особенно на бездорожье из-за значительного выноса носовой части вперед.

Его вооружение было более мощным: 75-мм полевая пушка, расположенная впереди и стреляющая по оси, четыре пулемета и всего два дополнительных члена экипажа. Размеры Н.16 предлагали более просторное, чем у «Шнейдера», боевое отделение, с лучшей обзорностью. Было заказано четыреста экземпляров этой модели.

Танк Н.16 первой серии с бортами почти до самой земли. На крыше в передней части корпуса видны башенки командира танка и мехвода

Танки «Сен-Шамон» зарегистрированы в диапазоне номеров от 62 400 до 62 800.

С февраля 1917 года по февраль 1918 года в лагере Шамплио было создано 12 танковых групп «Сен-Шамон» с номерами от AS31 до AS42. Каждая группа первоначально состояла из четырех батарей по четыре танка, а с декабря 1917 года – из трех батарей. Впервые «Сен-Шамон» вступил в бой 5 и 6 мая 1917 года во время атаки на плато Лаффо, в которой участвовали двенадцать танков.

Во время первого боя было замечено, что гусеницы слишком узкие, а передняя часть танка слишком низкая и тяжелая. Было решено поднять переднюю часть корпуса, что улучшило возможности наблюдения, а плоскую крышу – заменить на покатую, с целью обеспечения скатывания гранат. Ширина траков гусеницы была увеличена с 326 до 500 мм.

Было построено три модели: первая модель (от 62 400 до 62 550), оснащенная 75-мм пушкой L12 CTR Saint-Chamond, имела плоскую крышу, оборудованную смотровыми щелями.

Вторая модель (с 62 551 по 62 610) была защищена покатой крышей, чтобы с нее скатывались брошенные в танк гранаты. Первые экземпляры поставлялись без смотровых щелей. У механика-водителя были только откидные заслонки, не дающие защиты в открытом положении. Эти модели не поступили в строй до тех пор, пока для водителя не была установлена защитная смотровая щель.

«Сен-Шамон» с покатой крышей и без башенок командира и водителя

Третья модель (с 62 611 по 62 800) была вооружена улучшенной 75-мм пушкой модели 1897. С № 62 669 основная бортовая броня была усилена дополнительными бронеплитами.

На рисунке справа внизу пучком стрел показаны места установки дополнительных бронеплит

Как и «Шнейдер», «Сен-Шамон» на протяжении всей своей карьеры будет страдать от частых поломок и трудностей обслуживания, которые усугублялись хроническим отсутствием запчастей.

Часть танков были переделаны в танки без вооружения (из расчета 2 шт. на одну боевую единицу). Этот более легкий вариант предлагал лучшие внедорожные характеристики.

Транспортер «Сен-Шамон» без вооружения

Такими были первые прототипы и серийные танки французской армии, принявшие участие в боях Первой мировой войны.

Автор: Фещук Михаил
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!