Армия США разрабатывает новую гаубицу для самолетов-ганшипов AC-130: подробности проекта

На фото: Самолет огневой поддержки последней модификации AC-130J Ghostrider. Самолеты огневой поддержки AC-130 последних модификаций несут ракетное и артиллерийское вооружение разных типов. Некоторые из используемых образцов уже устарели и нуждаются в скорейшей замене. С целью проведения подобной модернизации недавно была разработана новая артиллерийская установка с 105-мм гаубицей. Она прошла часть испытаний, и в ближайшем будущем начнется процесс переоснащения строевых самолетов. С начала семидесятых «главным калибром» самолетов AC-130 всех модификаций была 105-мм гаубица M102 с противооткатными устройствами M137A1. Для монтажа на самолете существующее буксируемое орудие лишили лафета и некоторых других деталей, а также оснастили новыми агрегатами. В таком виде гаубица используется до сих пор и показывает требуемые боевые качества.

К середине двухтысячных годов полевое орудие M102 устарело морально и физически, из-за чего было принято решение о его выводе из эксплуатации. К настоящему времени в вооруженных силах США осталось лишь ограниченное число таких гаубиц, причем основная их масса сосредоточена в ВВС и используется на самолетах-ганшипах.

Буксируемая гаубица M102

Следует отметить, что ВВС тоже планировали снять старые гаубицы с вооружения. Последние проекты модернизации AC-130 предусматривали отказ от орудийной установки с заменой другим оружием. В соответствии с таким решением, часть самолетов лишилась изделий M102, но в середине десятых годов было принято решение об их возвращении. Практика показала, что отсутствие крупнокалиберного орудия делает самолет менее гибким и эффективным средством поддержки.

Однако вместе с гаубицами сохранились характерные проблемы и трудности. Изделия M102 и M137A1, а также запчасти для них давно не производятся, возобновление выпуска нецелесообразно, а складские запасы подходят к концу. Единственным разумным выходом из такой ситуации была разработка новой орудийной установки с требуемыми характеристиками, использующей только доступные современные компоненты.

Перспективный образец

Работы по новой системе вооружения стартовали в недавнем прошлом и осуществлялись с соблюдением секретности. О существовании такого проекта, а заодно и о его успешной реализации, рассказали только несколько дней назад. Первые сообщения о новой гаубице появились 11 января, причем опубликовало их одно из подразделений ВМС.

Доработанное орудие на самолете

Для разработки нового орудия для самолетов ВВС обратилось за помощью к военно-морским силам. Проектирование поручили инженерному центру Naval Surface Warfare Center Dahlgren Division (NSWCDD), имеющему большой опыт создания артиллерийских систем для подвижных платформ. Этот опыт теперь планировалось использовать для перевооружения «сухопутной» авиации.

Сообщается, что ВВС и ВМС организовали плодотворное сотрудничество. Конструкторы NSWCDD, летчики и техники ВВС поддерживали постоянный контакт и совершали визиты на объекты смежников. Будущие эксплуатанты активно участвовали в проектировании орудия и его последующих испытаниях. Такое взаимодействие позволило полноценно решить все поставленные задачи и получило высокие оценки.

В ходе нового проекта в NSWCDD была разработана новая гаубица и вспомогательные средства для AC-130. Также был изготовлен и испытан первый образец системы. После проверок на полигоне его передали заказчику. В ближайшее время артиллерийскую установку смонтируют на штатном носителе модификации AC-130J для новых испытаний.

В официальном сообщении о завершении проекта гаубица обозначена как 105mm Gun Aircraft Unit (GAU). Индекс привычного вида не назван; возможно, он пока не принят или не подлежит публикации. Кроме того, не раскрываются тактико-технические характеристики орудия и вспомогательных систем. При этом опубликована пара фотографий, показывающих гаубицу в цеху. Названия файлов указывают, что снимки были сделаны в середине мая прошлого года.

Новая орудийная установка 105mm GAU и ее создатели

Технические особенности

Новая орудийная установка построена на основе 105-мм нарезного ствола средней длины. В его дульной части имеется резьба, на которой может устанавливаться трубчатый пламегаситель по типу использованного на M102. Казенник ствола, затвор и другие механизмы не показали. По всей видимости, они принципиально не отличаются от оснащения более старой гаубицы. В таком случае должна использоваться полуавтоматическая система с ручной подачей унитарных выстрелов.

Ствол подвижно закреплен в трубчатой люльке, которая на своих цапфах качается на вертикальных опорах. Сверху и снизу на люльке находятся гидропневматические цилиндры противооткатных устройств. Поршни крепятся в передней части установки, а сами цилиндры соединены с казенником ствола. Вероятно, более крупный верхний цилиндр выполняет функции тормоза отката, а нижний отвечает за возвращение ствола в исходное положение.

Также на установке присутствуют дополнительные резервуары разного назначения и другие детали. При этом похоже, что орудийную установку засняли не в полной комплектации и не в рабочем положении. Впрочем, ясно, что это именно прототип, прошедший испытания. Об этом говорят сколы краски и ржавчина на разных агрегатах.

Характеристики и новизна

Нетрудно заметить, что по своей архитектуре новая гаубичная установка 105mm GAU принципиально не отличается от изделия M102, использовавшегося ранее. В первую очередь, это связано с необходимостью быстрой и простой замены устаревшего оружия – новая установка не должна требовать значительной переработки носителя и его бортовых систем.

Боевые характеристики новой гаубицы тоже могли остаться на прежнем уровне. Параметры старого орудия M102 вполне соответствуют ставящимся задачам, а их повышение может быть чрезмерно сложным и нецелесообразным. Кроме того, сохранение существующей номенклатуры боеприпасов ограничивает потенциал роста.

Главное преимущество показанной гаубицы заключается в ее новизне – она выполнена из деталей и узлов современного производства. За счет этого могут быть улучшены некоторые технические и эксплуатационные характеристики. Одновременно создается значительный задел для длительного использования новых установок без каких-либо проблем с ресурсом и запчастями.

Опыт эксплуатации «ганшипов» AC-130 показывает, что гаубичные установки, получая требуемое обслуживание, могут оставаться в строю в течение долгих лет или даже десятилетий. Соответственно, новое изделие 105mm GAU позволит решить все проблемы «главного калибра» самолета на долгие годы вперед.

Польза от такого проекта очевидна. На данный момент ВВС считают необходимым сохранять 105-мм гаубицу на самолете поддержки, однако наличное вооружение морально и физически устарело. Новая разработка NSWCDD позволит перевооружить AC-130 с сохранением или некоторым улучшением желаемых боевых качеств и продлением сроков эксплуатации.

Накануне модернизации

Из последних новостей следует, что перспективная гаубичная установка прошла первый этап испытаний, и вскоре начнется второй. После проверки на штатном носителе ВВС могут заказать серийное производство и массовое переоснащение самолетов. Как долго продлятся эти процессы, и как скоро AC-130 получат новую артиллерию, пока не уточняется.

Следует напомнить, что новые проекты модернизации самолетов огневой поддержки предусматривают не только замену артиллерии. В них используются современные оптико-электронные системы и средства управления огнем. Внедряются новые управляемые ракеты, а также прорабатывается вопрос установки боевого лазера, способного взять на себя часть задач пушек и гаубиц.

Все это показывает, что в ближней и средней перспективе ВВС США не собираются отказываться от самолетов огневой поддержки AC-130. Более того, планируется продолжать их развитие с получением новых возможностей и функций. При этом, несмотря на появление принципиально новых огневых средств, артиллерия сохранит свое место.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!