Всем нам хочется передвигаться быстрее. Но самолеты нас не радуют, они никак не желают летать все быстрее и быстрее, как велит прогресс. Мало того, они стали медленнее. Но почему? Почему как и 50 лет назад перелет из Лондона в Нью-Йорк занимает все те же 8 часов что и 50 лет назад? Почему самолеты летают так медленно? Этот вопрос нужно разделить на два. Первый будет касаться гражданской авиации и пассажирских самолетов, а второй — боевых самолетов из самых скоростных: истребителей, разведчиков и перехватчиков. Современные лайнеры «застряли» на скорости 900-950 километров в час. Как видно из графика ниже, самый массовый пассажирский самолет Боинг 737 не слишком сильно увеличил свою скорость с момента первого полета. Почему пассажирские самолеты не летают быстрее? Простой ответ — это слишком дорого, а поэтому и невыгодно. Вот например, максимальные скорости современных лайнеров.
Крейсерская скорость | Максимальная | Число М* | |
Boeing 737 NG | 823 км/ч | 876 км/ч | 0.93 |
Boeing 787 Dreamliner | 903 км/ч | 956 км/ч | 0.90 |
Boeing 777 | 892 км/ч | 945 км/ч | 0.89 |
Airbus A380 | 903 км/ч | 945 км/ч | 0.96 |
Airbus А320 | 829 км/ч | 871 км/ч | 0.82 |
Как видно, все эти самолеты летаю со скоростью меньше скорости звука. То есть рассчитывать разогнаться быстрее не стоит. Скорость звука на высоте 10 километров, где летает большинство пассажирских самолетов составляет 1 078 км/час. Все современные самолеты — дозвуковые и летать быстрее не могут, они оптимизированы именно для дозвуковых скоростей.
Но ведь можно летать быстрее звука и раньше это делали даже пассажирские самолеты.
Если вернутся на каких то 50 лет назад в конец 60-х то можно увидеть, что уже тогда пассажиров возили два сверхзвуковых сандалета: Конкорд и Ту-144. Максимальная скорость первого бала 2 179 км/час (2,04 М*), а второго 2 500 км/час (2,15 М*).
Конкорд | Ту-144 | |
Максимальная скорость | 2,179 км/ч | 2,500 км/ч |
Максимальная скорость (Мах*) | 2,04 | 2,15 |
Крейсерская скорость | 2,158 км/ч | 2,125 км/ч |
Практический потолок | 18,3 км | 20 км |
Практическая дальность | 6470 км | 3080 км |
Расход топлива | 20 500 кг/ч | 39 000 кг/ч |
Пассажиров в салоне | 108-144 | 80-100 |
Удельный расход топлива при М=2 | 110 г/пасс.-км | 100 г/пасс.-км |
Первый полет | 1969 | 1968 |
Коммерческая эксплуатация | 1976 – 2003 | 1975 –1978 |
*Число Маха. Если объяснять простыми словами, оно показывает во сколько раз скорость самолета выше скорости звука на определенной высоте. А если подробнее то вот ссылка.
Оба самолета и европейский и советский летали в два раза быстрее звука!
Ту-144 и Конкорд вместе в музее
Почему же сегодня пассажирские самолеты не летают на сверхзвуковых скоростях? Могли в шестидесятых, но почему не могут теперь? Экономика не позволяет. Сверхзвуковые пассажирские перевозки оказались убыточными.
Экономика Конкорда
Стоимость перелета из Лондона в Нью-Йорк составляла $8 000. С учетом инфляции сейчас такой билет стоил бы $12 900.
Тогда это было в 30 раз дороже, чем обычный билет эконом класса, теперь — было бы дороже примерно в 32 раза.
Сколько же занимал перелет на Конкорде по времени? «Всего» 3 часа 20 минут в пути. Тогда как обычный самолет преодолеет то же расстояние примерно за 8 часов. Разница в 4 часа и 40 минут. Но стоит ли это почти 13 000 долларов в современных ценах?
Может показаться, что всегда найдутся люди остаточно богатые и достаточно занятые чтобы заплатить такие деньги за экономию времени. Но теперь о расходах.
Стоимость 1 часа** эксплуатации Конкорда составляла $3 800 (в современных ценах $23 510). Тогда как у Боинг 747 — $3 500 ($22 366).
*блок час — это время считается с момента когда самолет начал движение в аэропорту вылета до момента когда он остановился в аэропорту прибытия. То есть пока был в движении. Время «простоя» и технического обслуживания не учитывается
Разница вроде бы небольшая, если не учитывать количество пассажиров на борту. От 108 до 144 человек в зависимости от класса для Конкорда и 366 до 452 для Боинг 747.
Тогда получается что на каждого пассажира сегодня приходилось бы 217,7 до 163,3 доллара у сверхзвукового, но узкофюзеляжного самолета, и от 61,1 до 49,5 доллара для медленного но экономичного дозвукового.
Разница больше чем в 3 раза!
Если взглянуть по другому. Сколько стоила перевозка пассажира на расстояние в одну морскую милю? Окажется, что для Боинг 747 это 2,4 цента, а для Конкорда — 4,5 цента. Опять дороже.
И тем не менее Конкорд успел перевести около 3 миллионов пассажиров за 27 лет эксплуатации. Хоть он и был очень убыточным с экономической точки зрения, но вопрос престижа все же не стоит сбрасывать со счетов. К тому же разработка и постройка 20 самолетов стоила около 1,3 миллиарда долларов (сегодня это было бы уже более 2 миллиардов).
Экономика Ту-144
С советским самолетом все гораздо сложнее посчитать. Ясно что в СССР прежде всего думали как раз таки о престиже, а не об экономии, поэтому особо никто не беспокоился о том, что такие перелеты убыточны.
Ту-144
Ту-144 успел полетать только по одному маршруту: Москва – Алма-Ата.
Билет на такой рейс стоил 83 рубля 70 копеек. В долларах это: $122,8 (с учетом инфляции, сейчас это было бы уже 198 доллара).
В сравнении с билетом на Конкорд, сущие копейки. В 32 раза дешевле. С учетом того, что маршрут советского сверхзвукового лайнера был в 1,79 раза короче стоимость километра в СССР составляла 0,04 доллара, а в Европе 0,68 доллара.
Даже в сравнении с билетом на обычный рейс Ту-154 из Москвы в Алма-Ату: всего 62 рубля. То есть разница между стоимостью обычного перелета и сверхзвукового 32% (на «Западе», билет был дороже в 30 раз).
Почему же билет на на Ту-144 был в 17 раз дешевле, чем на Конкорд (с учетом разной дальности)? Просто потому, что покупать дорогие билеты было просто некому. Ведь средняя зарплата в 1978 году составляла 146 рублей. Повышать цены было просто некуда.
Поэтому советский сверхзвуковой лайнер успел выполнить только 55 пассажирский рейса за 7 месяцев (были и грузовые и исследовательские полеты) и перевез 3 284 пассажира. На этом коммерческая эксплуатация завершилась.
Конкорд | Ту-144 | |
Стоимость билета | $3 800 | $122,8 |
Стоимость на километр | $0,68 | $0,04 |
Перевозка 1 пассажира на 100 км | $0,0063 | $0,0005 |
Если посмотреть на оба сверхзвуковых самолета внимательно, становится очевидно, что Ту-144 никак не экономичнее своего конкурента, просто государство субсидировало его полеты, чтобы пассажиры могли летать.
К тому же выше рассмотрен только вопрос стоимости билета. Но ведь в расходах еще нужно включать обслуживание, которое со временем и старением самолета становится все дороже и дороже.
Почему нельзя разогнаться быстрее?
Почему же пассажирские самолеты не летают быстрее звука? Что мешает разогнать их?
Строго говоря, можно разогнать обычный дозвуковой самомет и до скорости звука, если очень постараться. например в пикировании. Однажды так поступили в виде эксперимента в 1961 году Douglas DC-8 разогнался до скорости звука.
Но все самолеты оптимизированы именно для дозвукового полета. Для сверхзвукового полета, да еще и длительного, нужна совсем друга конструкция (такая как была у Конконда и Ту-144).
Нужно:
- Крыло определенного профиля и конструкции, тонкое и с острыми кромками
- Узкий фюзеляж
- Управляемый воздухозаборник
- Множество «мелочей» в конструкции…
Почему пассажирские самолеты не проектируют для полетов быстрее звука сейчас? Все дело в деньгах, сверхзвуковые полеты экономически не выгодны. Пассажиру невыгодно переплачивать такие суммы за билет, а полеты происходят в его жизни не так часто чтобы экономия времени сказывалась. Хотя есть несколько проектов, в основном для бизнес-авиации, но они пока что остаются только проектами.
Источник: https://interesnye-istorii.in.ua/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!