На фото: Проектный облик корабельного микроволнового комплекса от компании Epirus. Графика компании-разработчика. Военно-морские силы США проявляют интерес к т.н. оружию «направленной энергии». Одновременно изучаются и разрабатываются боевые лазеры и комплексы на основе микроволнового излучения. Недавно стало известно, что ВМС организационно разделит эти работы. Микроволновым оружием теперь будет заниматься специально созданное подразделение в составе существующего научно-исследовательского центра. Значительная часть перспективных проектов, разрабатываемых в интересах ВМС США, находится в ведении Военно-морского центра надводных боевых действий им. Дж. Далгрена (Naval Surface Warfare Center Dahlgren Division – NSWCDD). В частности, в его составе имеется подразделение, отвечающее за исследования и разработки в области систем «направленной энергии» (direct energy – DE).
До недавнего времени подразделение NSWCDD DE Weapon Systems Division одновременно занималось боевыми лазерами и микроволновым оружием. Однако недавние проверки и исследования показали, что такая организация работ более не соответствует ставящимся задачам и целям Центра. Для сохранения и расширения компетенций необходима реорганизация.
5 января пресс-служба NSWCDD сообщила о проведенных изменениях. Согласно соответствующим распоряжениям командования, подразделение Direct Energy продолжит работу и будет заниматься только лазерными комплексами. Для разработки микроволнового оружия создается новое подразделение High-Power Microwave (NSWCDD HPM Weapon Systems Division). Первым руководителем этой структуры назначен Кевин Когли, ранее занимавший высокий пост в DE.
Разработки NSWCDD в сфере микроволнового оружия. Графика NSWCDD
Ожидается, что такие преобразования упростят организацию и одновременное развитие двух перспективных направлений. Кроме того, сократятся стоимость и сроки разработки новых лазерных и микроволновых комплексов. При этом два подразделения в составе NSWCDD не будут конкурировать друг с другом. Их разработки должны будут дополнять друг друга в рамках общих процессов развития флотских вооружений.
Любопытно, что NSWCDD HPM не является уникальным в своем роде подразделением. Аналогичное отделение уже несколько лет работает в составе Научно-исследовательской лаборатории ВВС. Возможно, структуры из состава ВВС и ВМС будут взаимодействовать друг с другом, что даст известные преимущества.
Интерес к микроволнам
ВМС США достаточно давно проявляют интерес к микроволновому оружию и реализуют соответствующие проекты. Однако в силу разных причин такие разработки пока оставались на вторых ролях и были в тени лазерного оружия. Возможно, последние преобразования дадут толчок развитию направления HPM, а также сделают ему дополнительную рекламу.
Системы направленной энергии в целом рассматриваются как перспективное дополнение или замена для ствольных и ракетных вооружений на кораблях. Микроволновое оружие, как и боевые лазеры, имеет ряд важных преимуществ, которые могут быть использованы для повышения общей боеспособности носителя и более эффективного решения конкретных задач.
Опытный комплекс PHASER. Фото Raytheon
Принцип работы оружия типа HPM достаточно прост. Боевой комплекс направляет на цель электромагнитное излучение сверхвысокой частоты и требуемой мощности. Такой луч воздействует на элементы конструкции и электронику цели. В зависимости от выбранной мощности, обеспечивается подавление или повреждение электронных систем. При этом на режимах малой мощности практически исключается прямой вред людям.
Система HPM может работать на конкретной частоте или в более широком диапазоне, что повышает вероятность поражения цели. Кроме того, имеется возможность изменения ширины луча. Узконаправленный луч позволит передать одной цели значительную энергию, а разведение мощности в виде конуса обеспечивает поражение нескольких объектов, хотя и со снижением мощности, доставляемой к каждому из них.
Микроволновое оружие отличается высокой гибкостью применения. Его можно использовать в качестве средства радиоэлектронной борьбы или как «летальное» оружие. При этом мишенями для него могут быть разнообразные воздушные, надводные и береговые цели – в зависимости от текущей обстановки. Предполагается, что HPM сможет дополнить или потеснить штатные артиллерийские и ракетные комплексы ближней зоны.
Как и лазеры, микроволновое оружие отличается высокой сложностью и стоимостью. Однако они компенсируются относительной простотой и дешевизной эксплуатации. HPM использует электроэнергию, что резко сокращает цену «выстрела». Кроме того, отсутствуют ограничения по размеру боекомплекта – продолжительность и интенсивность стрельбы определяется энергетическими возможностями корабля-носителя.
Контейнер PHASER в рабочем положении. Фото Минобороны США
В целом, по своим особенностям применения и преимуществам микроволновое оружие похоже на лазерное. Принципиальное отличие заключается в использовании излучения разных диапазонов. Соответственно, различаются и цели для воздействия: лазеры поражают оптику или конструкции, а основной мишенью HPM становятся электронные компоненты. При этом оружие обоих классов способно решать общие задачи, дополняя друг друга или «традиционные» системы.
Перспективные проекты
По известным данным, NSWCDD разрабатывает и испытывает микроволновое оружие с конца двухтысячных годов. К настоящему времени было создано несколько экспериментальных систем такого рода, прошедших испытания и подтвердивших свои возможности. Пока речь шла об опытных установках в контейнерном исполнении, испытывавшихся в основном на наземных полигонах. В качестве целей использовались БПЛА и моторные лодки с той или иной электроникой. Результаты всех таких испытаний в целом были положительными.
По разным данным, прямо сейчас несколько контракторов под контролем NSWCDD разрабатывают новые проекты микроволнового оружия, пригодного для монтажа на кораблях. В частности, предлагаются боевые модули в форм-факторе зенитных артиллерийских установок. Как скоро такое вооружение дойдет до кораблей-носителей, неизвестно.
Следует напомнить, что параллельно аналогичные системы разрабатываются по заказу Лаборатории ВВС. Так, программа THOR пока находится на ранних стадиях. Схожий комплекс Raytheon PHASER уже доведен до испытаний. Проекты микроволнового оружия для ВВС объединяет контейнерное исполнение и предназначение. При этом тактико-технические характеристики новых образцов заметно отличаются.
Демонстратор программы THOR. Фото Лаборатории ВВС США
С прицелом на будущее
В последние годы ВМС США в лице центра NSWCDD совместно с подрядчиками разработали целый ряд боевых лазеров с разными возможностями и характеристиками для монтажа на кораблях. Часть этих образцов доведена до испытаний или даже до опытной эксплуатации. Одновременно с этим продолжается развитие лазерных технологий, а параллельно принимаются меры по ускорению другого перспективного направления.
Разработка микроволнового оружия для ВМС теперь будет осуществляться под контролем отдельного специализированного подразделения. NSWCDD HPM не придется разделять усилия на две крупномасштабные программы, что позволяет заказчику рассчитывать на упрощение и ускорение работ. Соответственно, уже в ближайшие годы следует ожидать первые результаты работы новой структуры в виде новых опытных образцов.
Впрочем, следует учесть, что развитие перспективного направления зависит не только от организационно-штатной структуры исследовательского центра. Для успешного проведения исследований и конструкторских работ необходимы заказ ВМС, достаточное финансирование, развитые технологии и т.д. Присутствуют ли эти факторы в реальности и способны ли они положительно повлиять на перспективную программу – станет известно в обозримом будущем.
Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!