Сегодня на слуху целый ряд драйверов цифровой экономики. И в этом ряду технология блокчейн (хранение информации на распределенной и доступной всем участникам сети последовательности блоков, не изменяемых задним числом) и основанные на ней современные продукты являются наиболее приближенными к потребителям. Такие продукты, как криптовалюты, основанные на них ICO (Initial Coin Offering — первичное размещение криптовалюты), направленные на привлечение денежных средств в качестве условных инвестиций в различные проекты, в обмен на которые предоставляются токены, майнинг (процесс по формированию блоков блокчейна) – уже вошли в обиход не только крупных компаний, но и физических лиц. Ведь в отличие от нейросетей и БигДата, они могут использоваться людьми напрямую, а их работа невозможна без объединения множества независимых друг от друга субъектов. Проблема в том, что эта сфера до сих пор не урегулирована действующим законодательством.
Существует перечень поручений президента РФ по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере, в соответствии с которым правительству и Центральному Банку РФ поручено разработать предложения по законодательному определению указанных терминов.
При этом, в соответствии с ненормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств, правоотношения в сфере блокчейн-технологий и криптовалют не подлежат судебной защите.
Такой подход государства направлен на изучение перспективных продуктов, возникающих на базе новых технологий, которые, по некоторым оценкам, могут существенно изменить мировую финансовую систему. Однако в условиях отсутствия реальной судебной защиты профессиональным участникам рынка необходимо самостоятельно установить правила, позволяющие выявлять мошенников, которые под прикрытием технологии пытаются похитить деньги граждан и компаний.
В настоящий момент на рынке криптовалют и ICO активно развивается рейтингование, которое позволяет оценить реальность бизнес-проекта и благонадежность его создателей по множеству критериев. Основная методика оценки ICO включает четыре показателя: Team – команда, Tech – технология, Theme – концепция; Token – правовой статус реализуемых крипто-активов.
При использовании этой методики, например, при анализе команды оцениваются весомость репутации в блокчейн-сообществе (Founder), PR-рейтинг основателей компании, наличие истории успешных предыдущих проектов, степень вовлеченности команды в проект, обеспеченность его специалистами всех уровней, наличие компетенций, необходимых для развития проекта, опыт в сфере, непосредственно связанной с выходящим на ICO проектом, наличие успешно реализованных венчурных проектов, обеспечивших инвестору приемлемый уровень доходности.
Мы, совместно с экспертным сообществом, представленным специалистами РЭУ им. Г.В. Плеханова и членами Экспертного Совета Государственной думы, доработали эту методику, исключив возможный спекулятивный характер оценки, (когда в основном оценивается маркетинг ICO и инвестиционный потенциал). В результате мы получили шесть групп критериев оценки, позволяющих всесторонне изучить проект и оценить его инвестиционную привлекательность и риски:
- PRODUCT & MVP (продукт и прототип);
- technology & innovation (технологии и инновации);
- marketing & social-media impact (маркетинг и эффект влияния на общество);
- confidence & stakeholders (доверие и заинтересованные участники);
- business & financial model (бизнес модель и финансовая модель);
- protection & risks (защита и риски).
Каждая группа показателей в свою очередь раскрывается комплексом значений. Например, в группе «business & financial model» анализируются следующие показатели: планирует ли ICO продажу токенов на бирже, наличие, конкретность, реалистичность, объективность дорожной карты реализации проекта, обоснованность криптовалютного финансирования вместо традицио-нного финансирования, наличие обеспечения токенов, состав ценности монет, наличие полноценной финансовой модели в составе (Plane of Sales, Profit & Loss Statement, Cash Flow Statement), наличие расчета экономики SKU. Также учитывается, раскрывает ли финансовая модель проек-та основные показатели доходности на вложенные инвестиции (ROI), каковы доходность проекта, скорость возврата инвестиций, раскрывает ли финансовая модель вопросы сбалансированности денежных потоков. А еще – определен ли порядок выхода участников при выплате дохода или выхода их проекта, сбалансированность модели при выводе капитала участниками, подтверждение отсутствия в модели CASH GAP, наличие анализа чувствительности проекта и сценарного анализа, подтвержденный объем привлеченных фиатных средств до ICO, объем и совокупный рейтинг привлеченной криптовалюты, наличие оценки ценности токенов после ICO.
Как правило, все данные, необходимые для проведения оценки, находятся в открытом доступе, содержатся в публичной информации и бухгалтерской отчетности.
Рейтинги, как правило, публикуются в доступных СМИ, интернете, а также могут быть подтверждены отчетами рейтинговых агентств. Сейчас рейтинги составляются как на безвозмездной, так и на платной основе и здесь крайне важно финансовое стимулирование рейтингового процесса.
Проблема объективности рейтингов – одна из основных для этой отрасли, поскольку практически невозможно обеспечить независимость и достоверность результатов оценки ICO при существующей в России практике коммерческой оценки проектов, в условиях конкуренции профильных агентств, отсутствия единой системной методики оценки и сложности проверки, закрытости результатов отдельных проведенных агентствами исследований.
Эффективнейшим решением может стать создание механизмов оценки и рейтингования ICO на основе технологии блокчейн.
Именно поэтому альянс Ассоциации разработчиков и пользователей техно-логии Блокчейн и продуктов, созданных на ее основе, в интересах развития цифровой экономики (РАКИБ) с Сообществом пользователей рынка криптовалют и Рейтинговым агентством оценки проектов цифровой экономики в настоящий момент формализуется как рейтинговое агентство, работающее в цифровой экономике и создающее блокчейн-платформу оценки и рейтинговая ICO.
На чем базируются наши подходы? Во-первых, принципы всех проектов цифровой экономики – это прозрачность, открытость, доступность информации, благодаря чему отпадает необходимость в заключении договора между рейтинговым агентством и рейтингуемым объектом, обеспечивается полнота и достоверность информации для оценки из публичных и приватных источников, открытость и возможность внесения данных и мнений для всех стейкхолдеров. Таким образом исключается вероятность сговора и максимально снижается основной риск рейтингов – его необъективность.
Во-вторых, использование при оценке блокчейн-платформы не позволяет изменить рейтинг в одностороннем порядке, а работает по закону больших чисел, в том числе с использованием преимущества поиска данных и анализа с помощью технологий искусственного интеллекта, возможности предоставить общий сводный рейтинг по проекту, что обеспечивает независимость и объективность результатов оценки и рейтинга в целом.
В-третьих, рейтинги постоянно, ежедневно, по сути после каждого проекта логически эволюционируют. Цифровая экономика не имеет границ, а открытость и доступность информации по проектам, а также возможность привлечь дистанционно в рамках системы блокчейн любого эксперта или профильного специа-листа в мире позволяет провести более достоверную и объективную оценку проекта в любом масштабе – от продуктового до мирового. А также исключить субъективность оценки за счет учета мнения каждого стейкхолдера и стохастических вычислений посредством искусственного интеллекта.
В условиях нарастающей капитализации криптовалютного рынка вопросы создания российского системного, независимого, объективного рейтинга на основе технологи блокчейн, его масштабирования и распространения становятся задачами национальной значимости и финансовой безопасности.
Исходя из этого представляется необходимым подготовить совместно с Банком России и Минфином России методические рекомендации об использовании разработанной Альянсом методики оценки и рейтингования ICO проектов на основе технологии блокчейн, для развития и контроля отрасли.
В качестве возможного инструмента оперативного внедрения механизма регулирования отраслью в России мы предлагаем рассмотреть саморегулируемые организации. В законодательстве существует форма саморегулируе-мых организаций (СРО), позволяющая самостоятельно создавать правила для их участников. Саморегулирование необходимо на рынке для введения обязательных для всех участников СРО правил, которым они следуют, а также создания специальных фондов, за счет которых СРО будет нести частичную ответственность за своих членов. Сам факт членства в СРО должен повышать уровень доверия к организации. При этом, государству выгодно наличие СРО как единого представителя рынка – контролировать несколько таких организаций гораздо проще, чем тысячи участников рынка.
Таким образом, возможность создания СРО для рынка блокчейн-технологий, криптовалют, ICO и майнинга поможет разрешить целый ряд проблем. Потребители получат дополнительную гарантию качества и дополнительную финансовую ответственность за действия участников рынка (ст. 13 ФЗ «О СРО»). Для государства механизм саморегулирования в этой сфере облегчает ее управляемость.
В свою очередь, участники рынка получат официальных представителей при переговорах с государственными структурами (в т.ч. обжалование НПА (п.2 ч.3 ст. 6), разработка законов (п.3 ч.3 ст.6)).
Однако в настоящий момент создание СРО в указанной сфере представляется маловероятным, поскольку деятельность в сфере блокчейн-технологий, криптовалют, майнинга и ICO в законодательстве (в т.ч. в ЕГРЮЛ) никак не прописана. Такие изменения могут быть внесены в профильные законы (к примеру, для строителей – это Градостроительный кодекс), либо при исполнении поручения Президента РФ «Пр-2132, п.1 а» по определению блокчейна, криптовалют и т.д. Также такая СРО может быть создана на базе площадки при ЦБ РФ (создание предусмотрено поручением Президента «Пр-2132, п.2 а»).
Лучшим для отрасли вариантом развития регулирования в указанной сфере стало бы предоставление участникам рынка возможности объединяться в СРО для саморегулирования, взаимной ответственности и вытеснения с рынка недобросовестных субъектов. Для этих целей законопроектом предлагается внести изменения в часть 5 статьи 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» для предоставления права объединяться в СРО субъектам отрасли, не определенной и не указанной в законодательстве. Данная мера не только поддержит предлагаемый ранее механизм рейтинговая на основе технологии блокчейн, но и создаст эффективный механизм управления новой отраслью экономики.
Автор: Надежда Сурова
Источник: http://www.umpro.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!