Инжиниринговый центр как часть инфраструктуры для подготовки IT-специалистов высшей квалификации

Одной из примет нашего времени является цифровизация общественно значимых сфер жизни. Digital-тренды охватывают сегодня почти все сферы жизнедеятельности: от медицины и образования до хобби и путешествий. В рамках принятого государством курса на развитие информационного общества утверждена и реализуется программа «Цифровая экономика Российской Федерации» 1, предусматривающая создание экосистемы цифровой экономики, «в которой данные в цифровой форме являются ключевым факто- ром производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан» 2. В условиях новой, цифровой реальности возник такой феномен, как цифровизация образования, предполагающий обеспечение широкой доступности информационно-цифровых ресурсов и использование цифровых технологий в образовательном процессе. Одно из базовых направлений указанной программы – «Кадры и образование» – включает следующие задачи:

  1. Сформировать и внедрить в систему образования требования к ключевым компетенциям цифровой экономики.
  2. Система образования обеспечивает всестороннее развитие чело- века в новой цифровой среде и выявляет таланты.
  3. Система высшего и среднего профессионального образования ра- ботает в интересах подготовки и адаптации граждан к условиям цифро- вой экономики и подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики»1.

В рамках данного направления определено необходимое количество выпускников образовательных организаций высшего образования по на- правлениям обучения, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями (IT-направлениям), – 120 тыс. человек в год. Согласно поставленной задаче в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого (далее – ТГПУ им. Л. Н. Толстого) проводится планомерная работа по формированию кадров для цифровой экономики.

По результатам анализа рынка труда в Тульском регионе выпускающей кафедрой информатики и информационных технологий этого вуза были выбраны следующие направления подготовки по ФГОС ВО 3++:

  • 09.03.03 Прикладная информатика (профиль «Прикладная информатика в здравоохранении»);
  • 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (профиль «Открытые информационные системы»);
  • 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (профиль «Информационные системы и базы данных»).

Психолого-педагогические и организационные особенности профессионального обучения бакалавров перечисленных IT-направлений обусловлены, с одной стороны, чрезвычайно быстрой сменой парадигм и технологий предметной области, а с другой – требованиями рынка труда относительно подготовки на вузовском этапе будущих профессионалов к решению конкретных задач в условиях цифровой экономики.

В статье рассмотрен предложенный сотрудниками ТГПУ им. Л. Н. Толстого и прошедший апробацию подход, предусматривающий формирование части соответствующих профессиональных компетенций на базе инжинирингового центра «Цифровые средства производства», одним из учредителей которого является указанный университет. Поскольку подобные центры создаются преимущественно при технических учебных заведениях, представляется интересным проанализировать опыт педагогического вуза.

Обзор литературы

Необходимость подготовки бакалавров IT-направлений сформулирована в указанных выше документах: программе «Цифровая экономика Российской Федерации», Плане мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» – и обосновывается в публикациях современных исследователей [1–3].

Перспективной формой взаимодействия бизнеса и научно-образовательного сообщества в деле кадрового обеспечения IT-сферы является создание инжиниринговых центров (ИЦ) на базе университетов, которое осуществляется в рамках подпрограммы 19 «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» государственной программы РФ

«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»1.

ИЦ занимаются выработкой высокотехнологичных инновационных решений для производственного сектора, в том числе в области информационных технологий, и подготовкой кадров в условиях выполнения реальных высокотехнологичных проектов. Они созданы в ведущих российских вузах: Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий (СПбНИУ ИТМО), Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ), Московском физико-техническом институте (МФТИ), Московском государственном техно- логическом университете (МГТУ), Уральском федеральном университете (УрФУ) и ряде других вузов2.

Текущее состояние подготовки бакалавров IT-направлений в нашей стране рассмотрено А. А. Родиным, С. В. Сейдаметовой, Ф. В. Шкарбаном, О. И. Богомоловой, В. В. Яворским, А. О. Сергеевой, Р. Т. Пошановым [3–8]. Проведенный ими анализ показывает, что в России в основном сохранилась сложившаяся традиционная система обучения бакалавров IT-направлений, предусматривающая освоение теоретического материала наряду с формированием практических умений в ходе практических за

нятий и производственной практики. Но такой подход обеспечивал требуемый уровень компетентности в те времена, когда технологические изменения были не столь стремительны, как сейчас [9, 10].

Актуальные исследования в области рынка IT-специалистов фиксируют, что названная система во многом отстает от реальных потребностей инфраструктуры цифровой экономики. Так, специалисты крупнейшей компании «Лаборатория Касперского», входящей в четверку ведущих мировых производителей программных решений для защиты электронных устройств, отмечают, что даже выпускникам лучших отечественных вузов, таких как МГУ, МАИ, НИУ-ВШЭ, МГТУ им. Баумана, не хватает практических знаний1.

Обзор результатов стажерской практики выпускников кафедры информатики и информационных технологий ТГПУ им. Л. Н. Толстого по IT- направлениям подготовки показывает недостаточно высокий процент их трудоустройства (68%). Слабая интеграция образовательной системы и индустрии компьютерных технологий подтверждает необходимость реформирования существующего взаимодействия и актуальность поиска инновационных подходов к профессиональной подготовке IT-специалистов.

В промышленно развитых странах наблюдается аналогичная тенденция роста потребности в профессионалах компьютерных технологий. Так, по данным известного портала IT Career Training2, разработанного для продвижения карьеры IT-специалистов, до 2026 г. рост числа соответствующих рабочих мест будет рекордным и составит 13%, что почти в два раза выше, чем для всех профессий [11, 12].

Как и в нашей стране, процесс изучения информатики и компьютерных наук в других странах совмещает в себе изучение теории и практики3. На предуниверситетском и бакалаврском уровнях большинство курсов носят скорее теоретический характер и включают изучение основ компьютерных наук и технологий, операционных систем, программирования, программного обеспечения, баз данных и алгоритмов. Традиционно учебные программы предполагают наличие и развитие знаний обучающихся в области начальной и высшей математики1.

Впоследствии студенты могут освоить более узконаправленную и практическую специализацию в сферах компьютерных сетей, компьютерного моделирования, языков программирования, мобильных приложений, создания и развития компьютерных игр, мультимедиа, компьютерной инженерии, взаимодействия пользователя с ПК, компьютерного дизайна и графики, разработки искусственного интеллекта и др. [13].

Помимо традиционных специализаций многие зарубежные вузы предлагают актуальные и интересные курсы в области IT. Так, в магистратуре Борнмутского университета существует специализация в сфере компьютерной анимации и визуальных эффектов. Австралийский Royal Melbourne Institute of Technology University (RMIT) на разных уровнях обучения реализует программы с актуальными специализациями в программировании компьютерных игр и мобильных приложений.

Особенность IT-образования за рубежом заключается и в том, что в ряде случаев преподаватели компьютерных наук совмещают вузовскую деятельность и практическую работу в фирмах, занимающихся созданием программных продуктов2. Вероятно, студенты в этом случае вовлекаются в реальные практические аспекты компьютерной индустрии, что подтверждает их высокий уровень подготовки.

Проведенный анализ литературы показывает, что в нашей стране существует противоречие между вузовской системой обучения студентов IT-направлений, базирующейся на существующих стандартах и возможностях вузов, и запросами предприятий компьютерной индустрии, обусловленными реальными бизнес-процессами и мировыми практиками технологий разработки программных продуктов [14].

Материалы и методы

Для анализа уровня профессиональной подготовки будущих IT-специалистов представляется очевидным применить компетентностный под- ход, предполагающий формирование у выпускников набора определенных компетенций [15–17].

В ТГПУ им. Л. Н. Толстого в ходе учебного процесса студенты рассматриваемой категории должны овладеть следующими профессиональными компетенциями:

Прикладная информатика (ПИ):

  • способность принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла (ПК-17);
  • способность принимать участие в организации IT-инфраструктуры и управлении информационной безопасностью (ПК-18);
  • способность принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, обучать пользователей информационных систем (ПК-19);
  • способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-23);
  • способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-24).

Фундаментальная информатика и информационные технологии (ФИиИТ):

  • способность собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по этим исследованиям (ПК-1);
  • способность понимать, совершенствовать и применять современный математический аппарат, фундаментальные концепции и системные методологии, международные и профессиональные стандарты в области информационных технологий (ПК-2);
  • способность использовать современные инструментальные и вы- числительные средства (ПК-3);
  • способность решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского и производственного коллектива (ПК-4);
  • способность критически переосмысливать накопленный опыт, из- менять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности (ПК-5).

Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (МОиАИС):

  • готовность к использованию метода системного моделирования при исследовании и проектировании программных систем (ПК-1);
  • способность формировать суждения о проблемах современной информатики, ее категорий и связей с другими научными дисциплинами (ПК-6);
  • владение знаниями о содержании основных этапов и тенденций развития программирования, математического обеспечения и информационных технологий (ПК-7).

Приведенные формулировки показывают, что профессиональные компетенции носят достаточно общий характер и, на наш взгляд, не в полной мере отражают готовность выпускника к решению предстоящих реальных задач [18, 19].

Формированию указанной готовности в значительной степени способствует организация учебно-воспитательного процесса в консорциуме с предприятиями IT-сферы региона, предусматривающая проведение

  • занятий в ТГПУ им. Л. Н. Толстого сотрудниками профильных пред- приятий и организаций;
  • занятий на профильном предприятии при условии соблюдения правил технического и программного обеспечения учебного процесса;
  • производственных практик на базе профильных предприятий и организаций.

Подобное обучение, безусловно, отличается эффективностью, одна- ко не может использоваться достаточно широко, поскольку в современных условиях функционирования предприятий IT-сферы является для них «непрофильной» деятельностью.

Еще одним из инновационных решений в сфере профессиональной подготовки бакалавров IT-направлений в ТГПУ им. Л. Н. Толстого стало создание в 2017 г. инжинирингового центра «Цифровые средства производства» (ИЦ ЦСП)1.

Задачами ИЦ ЦСП являются:

  1. создание центра технологического превосходства в области цифровых систем инженерного анализа;
  2. осуществление прикладных научных исследований в сфере проектирования изделий машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов мирового уровня в интересах модернизации промышленности страны;
  3. разработка математических моделей и их программных реализаций в области инженерного программного обеспечения;
  4. прирост для экономики Тульского региона новых рабочих мест и соответствующих квалифицированных кадров в сфере цифрового инженерного анализа.

Среди эффектов, ожидаемых от функционирования ИЦ ЦСП, можно выделить:

    • коммерциализацию результатов исследований, проведенных университетом;
    • получение дополнительного дохода;
    • формирование практических компетенций у студентов за счет их участия в реальных проектах;
    • трудоустройство студентов и выпускников. Кроме преобладающих в целеполагании деятельности ИЦ ЦСП технико- экономических компонентов, к его задачам также относится содействие
    • эффективному осуществлению вузом образовательной и научной деятельности на основе принципов интеграции науки и образования, генерации знаний;
    • проведению широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований;
    • формированию высокоэффективной системы подготовки квалифицированных кадров в области IT-инжиниринга.

В реализации перечисленных направлений обучающиеся ТГПУ им. Л. Н. Толстого могут быть задействованы путем их включения в группы разработчиков научно-технологических проектов. В этом случае студенты участвуют в полном цикле исследований и разработки программного продукта, решают как научно-исследовательские, так и практические задачи. Кроме того, бакалавры IT-направлений получают опыт командного взаимодействия, понимая свои функции и место в работе группы. ИЦ ЦСП предоставляет такие возможности в полном объеме, так как сот- рудниками и преподавателями конструируются системы инженерного анализа (CAE), активно применяемые сегодня по всему миру в ходе проектирования и создания новых перспективных материалов и изделий из них, а также улучшения свойств уже существующих материалов. Общепризнанным фактом является невозможность изготовления сложной наукоемкой продукции (кораблей, самолетов, танков, различных видов промышленного оборудования и др.) без использования CAE-систем.

Значимый аспект функционирования ИЦ ЦСП – фактическая вовлеченность его научно-педагогических сотрудников в процесс непрерывного научного поиска при решении актуальных задач. В связи с этим дополнительный эффект участия студентов в работе этого центра заключается в активизации их научно-исследовательской деятельности. Таким об- разом, обучающиеся выполняют НИР не только в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами, но и дополнительно в рамках разработки наукоемких инженерных проектов по профи- лю и направлениям подготовки.

Использование видов и форм научно-исследовательской деятельности на базе ИЦ ЦСП сегодня является инновацией в педагогическом образовании, поэтому принципы научно-методического обеспечения взаимодействия образовательной организации университетского типа и коммерческих структур в части подготовки кадров для цифровой экономики по- ка окончательно не сформированы и, соответственно, не апробированы.

Наши рабочие формулировки выглядят следующим образом.

  1. Принцип активности. Студенты привлекаются для решения задач инжинирингового центра в рамках прохождения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной и научно-исследовательской деятельности, а затем могут продолжать работу в ИЦ ЦСП в свободное от учебы время на возмездной основе.
  2. Объединение усилий заинтересованных сторон при определяющей позиции университета. Основой служит общность целей всех субъектов образовательного процесса и сотрудников инжинирингового центра, которая создает необходимые предпосылки для выработки совместных действий с целью решения поставленных задач. Главенствующая роль отводится администрации университета в соответствии с его возможностями и ресурсами.
  3. Связь предлагаемых обучающимся объектов профессиональной деятельности и типов профессиональных задач с требованиями основ- ной профессиональной образовательной программы. В данном случае обеспечивается создание условий для приобретения будущими специалистами знаний, умений, навыков, опыта, которые будут востребованы в профессиональной сфере.
  4. Научность и информационно-методическая поддержка. В ходе решения прикладных задач обучающиеся применяют весь имеющийся арсенал научных подходов и методов, адекватных поставленным задачам. При этом они получают консультации и методические рекомендации со стороны научно-педагогического сообщества университета и сотрудников ИЦ ЦСП.
  5. Обеспечение информационной безопасности личности при решении научно-исследовательских задач и создании интеллектуального продукта. Данный принцип предполагает, в том числе, защиту авторского права студентов на полученные результаты интеллектуальной собственности.

Реализация указанных принципов позволяет, на наш взгляд, до- биться повышения уровня готовности студента к будущей профессиональной деятельности.

Согласно выдвинутой нами гипотезе, ИЦ ЦСП может выступать в качестве инновационного компонента профессиональной подготовки бакалавров IT-направлений в том случае, если будет разработано и внедрено в практику научно-методическое обеспечение организационного взаимодействия между университетом и инжиниринговым центром, которое позволит расширить практико-ориентированную подготовку бака- лавров IT-направлений и стимулировать обучающихся к научно-исследовательской деятельности.

В период с 2017 по 2019 г. в целях проверки данной гипотезы было выполнено педагогическое исследование.

Результаты исследования

На первом этапе исследования сотрудники ИЦ ЦСП организовали цикл бесед со студентами 3-х курсов рассматриваемых направлений под- готовки, в ходе которых рассказали о деятельности ИЦ ЦСП, решаемых прикладных задачах и проводимых научных исследованиях. С целью анализа привлекательности для студентов участия в работе ИЦ ЦСП было проведено анкетирование, результаты которого представлены в табл. 1.

Таблица 1. Данные о мотивированности респондентов к участию в деятельности ИЦ ЦСП

Направления подготовки

Доля ответов, %

Мне интересно участвовать в работе ИЦ

Мне скорее интересно участвовать в работе ИЦ

Не считаю необходимым участвовать в работе ИЦ

ПИ*

24

44

32

ФИиИТ**

28

48

24

МОиАИС***

27

47

26

Примечание. *ПИ – Прикладная информатика; **ФИиИТ – Фундаментальная информатика и информационные технологии; ***МОиАИС – Математическое обеспечение и администрирование информационных систем.

По результатам анкетирования и собеседования из студентов с мотивацией выше среднего была сформирована экспериментальная группа (ЭГ) в составе 15 человек. На протяжении второго этапа исследования (март 2017 г. – июнь 2018 г.) они были вовлечены в деятельность ИЦ ЦСП, не только решая конкретные прикладные задачи, но и участвуя в проведении прикладных научных исследований. Студенты контрольной группы (КГ) обучались без привлечения к работе в ИЦ ЦСП.

Третий этап заключался в оценке влияния сотрудничества с ИЦ ЦСП на уровень сформированности профессиональных компетенций выпускников IT-направлений. Она проводилась в ходе государственной итоговой аттестации, которая предусматривала установление соответствия квалификации будущих специалистов требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки бакалавров 09.03.03 Прикладная информатика,

Фундаментальная информатика и информационные технологии;

Математическое обеспечение и администрирование информационных систем.

Поскольку аттестационные испытания для указанных направлений различны, оценивание осуществлялось по одной форме – защите выпускной квалификационной работы (ВКР) [20]. При этом использовалась специальная оценочная балльно-рейтинговая шкала, в соответствии с кото- рой итоговая рейтинговая оценка ответа студента формировалась из нескольких показателей (табл. 2). Измеряемые показатели были установлены на основе обобщения профессиональных компетенций по исследуемым направлениям подготовки.

Таблица 2. Оценочная балльно-рейтинговая шкала

1. Актуальность исследования, направленность рассматриваемой проблемы на решение актуальных задач профессиональной деятельности – 5 БАЛЛОВ

2. Соответствие базы источников, содержания и выводов теме, цели и задачам ВКР, достаточность и современность использованного библиографического материала и иных источников – 20 БАЛЛОВ

3. Качество выполнения поставленных задач – 20 БАЛЛОВ:

  • наличие в работе всех структурных элементов исследования;
  • использование эффективных методов проектирования и конструирования выбранных объектов;
  • наличие обоснованной авторской позиции, раскрывающей видение сущности проблемы исследователем и выбора методов ее решения;
  • использование в экспериментальной части исследования обоснованного комплекса методов и методик, позволяющих решить поставленные задачи;
  • целостность исследования, которая проявляется
    в связанности его теоретической и экспериментально-практической частей.

4. Степень самостоятельности студента при выполнении ВКР – 5 БАЛЛОВ

5. Научная и практическая ценность сделанных выводов, перспективность исследования: наличие в работе материала (идей, экспериментальных данных и пр.), который может стать источником дальнейших научных изысканий – 5 БАЛЛОВ

6. Соответствие оформления ВКР требованиям Правил оформления выпускной квалификационной работы в ТГПУ им. Л. Н. Толстого – 7 БАЛЛОВ

7. Выступления студента на научных конференциях по материалам ВКР, научные публикации – 8 БАЛЛОВ

8. Внедрение результатов исследования, представленных в ВКР студента (наличие акта внедрения) – 10 БАЛЛОВ

9. Защита ВКР – 20 БАЛЛОВ:

  • качество доклада: композиция, полнота представления работы, ее результатов, аргументированность, убедительность;
  • объем и глубина знаний по теме, эрудированность, использование межпредметных связей;
  • профессиональная ориентация: культура речи, манера изложения, чувство времени, контроль над вниманием аудитории;
  • качество ответов на вопросы: полнота, аргументированность, использование при ответах сильных сторон работы;
  • деловые и волевые качества докладчика: ответственность, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии;
  • наличие и качество презентации/раздаточного материала

Итоговая балльная оценка – 100 БАЛЛОВ

Для возможности сопоставления балльных и академических оценок применялась линейная шкала их соответствия (табл. 3).

Таблица 3. Шкала перевода балльных оценок за защиту ВКР в академическую оценку

Общая сумма баллов за защиту ВКР бакалавра IT-направлений

Оценка на государственной итоговой аттестации

87–100

5 (отлично)

64–86

4 (хорошо)

51–63

3 (удовлетворительно)

0–50

2 (неудовлетворительно)

Данные о выполнении и защите ВКР бакалавров IT-направлений в 2018 г. представлены в табл. 4 и на рис. 1–3 (оцениваемые показатели обозначены цифрами от 1 до 9).

Таблица 4. Результаты выполнения и защиты ВКР в 2018 г.

Направление подготовки и группа

Оцениваемые показатели (среднее значение, баллы)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ПИ

ЭГ

4,9

20

19

5

5

7

7

10

19

КГ

4,6

17

16

4

4

6

7

5

15

ФИиИТ

ЭГ

5

19

19

5

5

6

8

10

20

КГ

4,4

16

15

4

4

6

7

6

14

МОиАИС

ЭГ

5

19

17

5

5

6

8

10

20

КГ

4,3

17

15

4

3

6

7

4

13

Рис. 1. Сравнительные результаты выполнения и защиты ВКР студентами направления «Прикладная информатика», баллы

Рис. 2. Сравнительные результаты выполнения и защиты ВКР студентами направления ФИиИТ, баллы

Рис. 3. Сравнительные результаты выполнения и защиты ВКР студентами направления МОиАИС, баллы

Анализ результатов третьего этапа мониторинга свидетельствует о том, что у студентов, работающих в ИЦ ЦСП, заметно выше следующие показатели выполнения ВКР:

        • актуальность исследования;
        • качество выполнения поставленных задач;
        • степень самостоятельности при выполнении ВКР;
  • научная и практическая ценность сделанных выводов, перспективность исследования: наличие в работе материала (идей, экспериментальных данных и пр.), который может стать источником дальнейших научных изысканий;
  • внедрение результатов исследования, представленных в ВКР (наличие акта внедрения).

Заключение

Опыт сотрудничества созданного при ТГПУ им. Л. Н. Толстого инжинирингового центра «Цифровые средства производства» с научно-педагогическим коллективом университета позволил сформулировать основополагающие принципы научно-методического обеспечения взаимодействия образовательной организации университетского типа и коммерческой структуры в ходе подготовки профессиональных кадров.

С учетом разработанных принципов было проведено педагогическое исследование, которое включало наблюдение за работой студентов в ИЦ ЦСП и выявление того, каким образом вовлеченность в практическую деятельность влияет на формирование ряда профессиональных компетенций выпускников IT-направлений.

Согласно полученным результатам, у участников эксперимента за- фиксированы заметно более высокие по сравнению с представителями контрольной группы показатели выполнения ВКР.

Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что ИЦ ЦСП может быть инновационным компонентом профессионального обучения бака- лавров IT-направлений. Это позволит в дальнейшем продолжить деятельность по повышению эффективности подготовки IТ-специалистов для цифровой экономики.

Список использованных источников

  1. Пешкова Г. Ю., Самарина А. Ю. Цифровая экономика и кадровый по- тенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 10. С. 50–75. DOI: 10.17853/1994–5639–2018–10–50–75
  2. Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 8 (30). С. 1–4.
  3. Родин А. А., Минайлова Е. И. Из опыта подготовки квалифицированных кадров в области IT-технологий в соответствии с требованиями мировых стандартов // Педагогический поиск. 2017. № 7–8. С. 34–37.
  4. Сейдаметова С., Асанова У., Бекирова Э. Современные технологии обучения при подготовке инженеров-программистов // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере, 2016. № 1. С. 45–50.
  5. Шкарбан Ф. В. Особенности практической подготовки будущих инженеров-программистов // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2016. № 2 (12). С. 89–106.
  6. Шкарбан Ф. В. Особенности обучения дисциплин цикла компьютерных наук в вузах России и за рубежом // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2016. № 3 (13). С. 129–136.
  7. Богомолова О. И. Специфика подготовки ИТ-специалистов на приме- ре Казанского национального исследовательского технологического универси- тета // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 7 [Элек- трон. ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/11/5223 (дата обращения: 26.03.2019).
  8. Яворский В. В., Сергеева А. О., Пошанов Р. Т. Подготовка специалис- тов в сфере информационных технологий // Международный журнал экспе- риментального образования. 2015. № 11–4. С. 554–556 [Электрон. ресурс]. Ре- жим доступа: http://expeducation.ru/ru/article/view? id=8637 (дата обращения: 19.07.2019).
  9. Сидоров А. В. Особенности подготовки специалистов в области ин- формационных технологий // Молодой ученый. 2017. № 21.1. С. 49–50. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/155/44237/ (дата обращения: 19.07.2019).
  10. Шульга Т. Э. Организационные принципы подготовки IT-специалистов. Прикладная информатика. 2009. № 3(21). С. 49–52.
  11. Бабкин О. В. и др. Зарубежный опыт профессиональной подготовки программистов // Проблемы современной науки и образования. 2018. № 11 (131). С. 38–46.
  12. Склярова А. М. Система образования в Японии // Известия СПбГЭ- ТУ «ЛЭТИ» Серия «Гуманитарные науки» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.eltech.ru/assets/files/university/izdatelstvo/izvestiya-spbgetu-le- ti/2007–05.pdf/ (дата обращения: 12.02.2019).
  13. Богатырева Ю. И., Реброва И. Ю. Адаптация студентов факультета математики, физики и информатики к профессиональной деятельности: со- держание и условия развития // Региональная научно-практическая конференция «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области». Тула: ТулГУ, 2014. С. 70–74.
  14. Привалов А. Н. Реализация сетевого взаимодействия в условиях ФГОС ВО при подготовке бакалавров направления «Прикладная информатика» в ТГПУ им. Л. Н. Толстого // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО: материалы XLIII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2016. С. 261–263.
  15. Емельянова И. Н., Теплякова О. А., Ефимова Г. 3. Практика использования современных методов оценки на разных ступенях образования // Образование и наука. 2019. № 21 (6). С. 9–28. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–5639–2019–6-9–28] (дата обращения: 12.02.2019).
  16. Изосимова Т. Н., Рудикова Л. В. Компетентностный подход как гарантия качества подготовки современных специалистов в области IT-технологий // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Вып. 1. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2014. С. 202–209.
  17. Рудикова Л. В., Жавнерко Е. В., Скращук В. С. О подготовке специалистов в области информационных технологий // Материалы конференции «Информатизация образования – 2014: педагогические аспекты создания и функционирования виртуальной образовательной среды». 2014. С. 341–344.
  18. Лисовская Н. Б., Трощинина Е. А. Карьерная готовность выпускников педагогического вуза. UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета, 2012. № 3. С. 43–50.
  19. Чердакова А. В. Профессиональная подготовка специалистов // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1329–1331 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/90/18918/ (дата обращения: 20.07.2019).
  20. Богатырева Ю. И., Привалов А. Н., Клепиков А. К. Методические рекомендации по подготовке и выполнению выпускных квалификационных работ студентов направлений подготовки «Фундаментальная информатика и ин- формационные технологии», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Прикладная информатика»: учебно-методическое пособие. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016. 72 с.

Авторы: А. Н. Привалов, Ю. И. Богатырева, В. А. Романов
Источник: Образование и наука. Том 21, № 7. 2019/The Education and Science Journal. Vol. 21, № 7. 2019

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!