Ядерные технологии для защиты экологических систем планеты: вклад МАГАТЭ

В этом году Всемирный день окружающей среды открывает Десятилетие восстановления экосистем ООН (2021–2030), цель которого – предотвратить, остановить и обратить вспять деградацию экосистем на планете Земля. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в свою очередь поддерживает многие страны мира в использовании ядерных и изотопных методов для лучшего понимания, укрепления и восстановления различных экосистем – от вершин гор до глубин океанов, лесов,  сельскохозяйственных и водно-болотных угодий. Стабильный климат, пригодный для дыхания воздух, пресная вода и качественная пища – это всё то, чем мы сегодня обязаны экосистемам, включающим в себя все живые организмы и взаимодействия между ними и их окружением. «МАГАТЭ способствует разработке и передаче современных методов обнаружения и измерения незначительных изменений окружающей среды, влияющих на экосистемы и сопутствующих услуг, которые они предоставляют», – отметил гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси, – «Например, технология нейтронных детекторов космических лучей помогает понять и смоделировать динамику почвенных вод в уязвимых экосистемах, таких как горы.

Это важный инструмент для лиц, принимающих решения, при разработке стратегий адаптации для достижения целей Десятилетия восстановления экосистем ООН». Используя ядерные и изотопные методы, лаборатории МАГАТЭ координируют исследования для понимания изменения климата, разрушения среды обитания и утраты биоразнообразия, а также воздействия этих процессов на наземные и морские экосистемы. Данные методы и технологии также предлагают соответствующие стратегии и инструменты смягчения последствий для управления природными ресурсами и сохранения экосистем.

Оценка и смягчение последствий изменения климата в горах

Горы – это водонапорные башни мира. Каждый второй человек на планете утоляет жажду водой, берущей свое начало в горах. В то же время, как показывает недавнее исследование, проведенное журналом Nature, 1,9 миллиарда человек во всем мире подвергаются рискам нехватки горной воды.

Горы относятся к регионам, наиболее подверженным влиянию изменения климата, и МАГАТЭ в сотрудничестве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) с 2014 года отслеживает данное воздействие на почву и водные ресурсы с использованием изотопных и ядерных методов. Ученые выяснили, как криосфера, то есть ледники, вечная мерзлота и снег, и динамика отложений могут влиять на функционирование экосистемы и на водоснабжение, используемое населением, гидроэнергетикой, системами ирригации и промышленностью.

Autoridad Nacional del AguaВзятие кернов отложений из озера Парон для лучшего понимания перераспределения отложений в высокогорьях перуанских Анд из-за отступления ледников (Уараз, Перу, 2016 г.) Autoridad Nacional del Agua

Результаты, полученные с образцов со всего мира, позволяют разрабатывать модели того, какие изменения ожидаются в будущем. Они направлены на поддержку лиц, принимающих решения, в разработке правильных стратегий адаптации на основе научных данных.

Улучшение качества почвы и биоразнообразия на суше

Растущий спрос на продукты питания оказывает давление на экосистемы сельскохозяйственных угодий из-за интенсивных методов ведения сельского хозяйства, которые наносят ущерб почве, водным ресурсам и биоразнообразию. МАГАТЭ и ФАО поддерживают страны в разработке устойчивых и не влияющих на климат методов ведения сельского хозяйства, которые укрепляют биоразнообразие почв, растений и животных.

В рамках программы технического сотрудничества МАГАТЭ фермеры изучают как максимально использовать удобрения, выращивать продукты питания в условиях нехватки воды и бороться с вредителями и инвазивными видами насекомых без использования химикатов или с меньшим их количеством, в соответствии с рекомендациями Руководства UNEP по восстановлению экосистем. Использование радиационного облучения для создания новых сортов сельскохозяйственных культур с более высокой устойчивостью к климатическим изменениям и болезням также способствует глобальной продовольственной безопасности.

А. Ганим/МАГАТЭФилипп Никиема, ученый из Института окружающей среды и сельскохозяйственных исследований Буркина-Фасо, рассказывает о полученном урожае от новых сортов сорго, устойчивых к стриге, своим коллегам из Объединенной лаборатории селекции и генетики растений ФАО/МАГАТЭ в австрийском Зайберсдорфе. А. Ганим/МАГАТЭ

Чтобы остановить незаконную вырубку и последующую деградацию лесных экосистем, МАГАТЭ поддерживает многие страны мира, предоставляя им учебные и справочные материалы для определения происхождения потенциально незаконно заготовленных лесоматериалов, конфискованных властями.

«Анализ стабильных изотопов предлагает проверенные и эффективные технологии, которые помогают в важнейших вопросах сохранения и защиты дикой природы», – сказал руководитель Лаборатории изотопной гидрологии МАГАТЭ Леонард Вассенаар, – «Например, отслеживание миграции диких животных может помочь лицам, принимающим решения, лучше защитить определенные районы, где размножаются эти животные».

Так, в Мексике незаконная вырубка леса остро затрагивает популяции бабочек-монархов, пути миграции которых были выявлены с помощью Глобальной сети изотопов в осадках МАГАТЭ, инициированной шестьдесят лет назад МАГАТЭ и Всемирной метеорологической организацией (ВМО).

Решение проблем загрязнения и закисления океанов

Океаны и моря, которые покрывают 70 процентов Земли, регулируют наш климат и производят большую часть кислорода, которым мы дышим. Уменьшение загрязнения и закисления океанов является ключевым фактором восстановления экосистем.

МАГАТЭ помогает странам в точном мониторинге водного загрязнения прибрежных и морских районов. Агентство производит сертифицированные стандартные образцы и помогает лабораториям по всему миру генерировать надежные данные благодаря обучению, межлабораторным сравнениям и проверкам квалификации. Данная поддержка способствует решению проблем загрязнения океанов пластиком и вредоносного цветения водорослей, а также других проблем, с которыми сталкиваются морские экосистемы.

Поддержание и восстановление богатых мангровыми зарослями, приливными болотами и водорослями прибрежных экосистем жизненно важно для снижения уровня закисления океана, поскольку они улавливают углерод, поступающий в океаны, и, следовательно, контролируют кислотность. Ученые МАГАТЭ участвуют в глобальных исследованиях, связанных с управлением прибрежными экосистемами и, в частности, восстановлением мангровых зарослей и водорослей.

Оказание помощи странам с использованием новейших ядерных и изотопных методов для лучшего понимания изменения климата и устранения его последствий, обеспечения глобальной продовольственной безопасности и поддержки дикой природы на суше и под водой делает МАГАТЭ важным участником программ Десятилетия восстановления экосистем ООН.

П. Сварценски/МАГАТЭЗащищая от штормов и питая донную рыбу, прибрежные экосистемы являются наиболее эффективными системами Земли для улавливания и хранения углерода из атмосферы. П. Сварценски/МАГАТЭ