Экзотические танки, которые не пошли в серию: оригинальность против практичности

На фото: TV8 – «атомный танк» фирмы «Крайслер». Макет. В задней кабине самолета помещался удаленный от пассажиров атомный реактор. Применение быстролетящих нейтронов позволило сделать его очень легким. Реактор охлаждался кипящей при колоссальном давлении водой. Образующийся при этом пар направлялся в компактную паровую турбину сверхвысокого давления, на валу которой со скоростью в тридцать тысяч оборотов в минуту вращался постоянный магнит электрического генератора высокой частоты. Электрический ток направлялся по проводам к высокочастотным электромоторам у винтов. …Пар с триумфом возвращался в авиацию. А. П. Казанцев «Пылающий остров» Оригинальность – вот что очень часто люди ценят превыше всего. Однако в технике на одной только оригинальности далеко не уедешь. Здесь действуют ещё и такие её показатели, как надёжность, безопасность, эффективность, и такой очень важный экономический показатель, как… цена!

В особенности это касается военной техники, где эффективное, но ненадёжное оружие просто не сможет выполнять надлежащие функции, а эффективное, но слишком уж дорогое, не станет массовым, а значит – опять-таки эффективным не будет. И лучшим примером такого положения, которое следует учитывать всем конструкторам военной техники и вооружения, является история американских атомных танков.

Ещё в годы Второй мировой войны американские инженеры создали впечатляющее количество опытных танков разных типов, постепенно их совершенствуя. На этом рисунке современного художника мы видим тяжелый танк М6 (вверху) и одну из его последующих модификаций – танк М6А2Е1

А было так, что в 50-ые годы прошлого века человечество получило в свои руки новый мощный источник энергии – ядерный распад, и самым активным образом стало его осваивать. Именно тогда ядерную энергетику видели едва ли не средством решения всех энергетических проблем. Ядерные реакторы предлагалось ставить не только на корабли и субмарины, но и на железнодорожные локомотивы, самолеты, и даже… на легковые авто. Писатели-фантасты с упоением описывали атомные самолеты-паролеты, и атомные автомобили, не говоря уже об атомных пулях. Естественно, что военные все эти романы тоже читали и просто не могли оставаться в стороне от увлечения подобными проектами. В частности, в Соединенных Штатах Америки начали самым серьёзным образом рассматривать проекты по созданию танка с атомным реактором в качестве энергоустановки. К счастью, все эти проекты так на бумаге и остались, потому что опыт их применения показал, что он оправдывает себя только лишь на кораблях и на подводных лодках.

Ну а собственно история американских «атомных танков» началась в июне 1954 году в ходе третьей по счёту научной конференции Question Mark («Знак вопроса»), на которой американские учёные впервые рассмотрели проект танка с атомным реактором. Танк TV1 (Track Vehicle 1 – «Гусеничная машина-1») должен был иметь массу около 70 тонн и 105-мм нарезное орудие, причём компоновка танка была весьма оригинальной. Так, малогабаритный атомный реактор должен был находиться в передней части танка за бронёй толщиной 350 мм. Позади реактора и биозащиты находилось рабочее место механика-водителя и двух пулеметчиков в индивидуальных вращающихся башенках, а за ним боевое отделение с орудийной башней и ещё одной пулеметной башенкой на крыше. Позади башни находились агрегаты силовой установки. Ходовая часть танка имела по восемь катков на каждый борт.

Танк TV1 (Track Vehicle 1 – «Гусеничная машина-1»)

Для простоты устройства реактор для TV1 должен был работать с открытым контуром теплоносителя. То есть охлаждать реактор планировалось атмосферным воздухом, который должен был от него нагреваться и вращать газовую турбину, а та в свою очередь приводить в действие трансмиссию танка и его ведущие колеса. Такая установка могла бы работать 500 часов на одной заправке ядерным горючим. Вот только за эти самые 500 часов работы реактор с такой системой охлаждения заразил бы радиацией несколько десятков или сотен тысяч кубометров пропущенного через него воздуха. Поэтому такую систему охлаждения признали непригодной. Кроме того, из-за необходимости иметь на танке достаточную биологическую защиту реактора, его никак не получалось вписать в требуемые габариты. В общем, TV1, будь он построен, получился бы опаснее для собственных войск, нежели для войск противника.

В 1955 году состоялась очередная конференция Question Mark IV, на которую был представлен улучшенный проект атомного танка, получивший название R32. Новый был меньше, так как развитие ядерных технологий позволило усовершенствовать реактор и уменьшить его размеры. Теперь танк весил 50 тонн, имел толщину лобового бронелиста в 120 мм и башню с 90-мм орудием. Было решено отказаться от газовой турбины, работающей на перегретом атмосферном воздухе, и использовать более современные и эффективные средства защиты экипажа от радиации. Расчёты показывали, что запас хода на одной заправке ядерным горючим сможет составить примерно четыре тысячи километров. То есть танку такого типа топливозаправщики были бы фактически не нужны.

R32 был также более безопасным, по сравнению со своим предшественником TV1, но всё равно из-за высокого уровня радиации для практического применения он не годился. Получалось, что для одного танка нужно было бы иметь несколько сменных экипажей и менять их всякий раз, как только танкисты «нахватают рентгенов».

Все эти сложности привели к тому, что интерес военных к атомным танкам начал понемногу утихать. Правда, ещё в 1959 году проектировался атомный танк на базе тяжелого танка M103. Был подготовлен эскизный проект, на этом всё и завершилось.

Последний проект танка с ядерным реактором подготовила фирма «Крайслер», и не только подготовила, но и изготовила полноразмерный его макет. Новый танк получил обозначение TV8 и представлял собой во всех отношениях машину совершенно уникальную. В гусеничной ходовой части не было ничего необычного, чего никак не скажешь о башне.

Танк TV8. Вид сбоку. Дизайн башни, конечно, впечатляет… Благодаря такой форме он ведь мог ещё и плавать. Вот только стрелять на плаву не мог!

Башня на этом танке имела обтекаемо-гранёную форму и впервые в истории мирового танкостроения была длиннее самого шасси. Внутри неё размещалось всё: рабочие места четырех членов экипажа, казённая часть 90-мм орудия безоткатной системы, и боекомплект. Ну а в кормовой части башни должен был находиться дизельный двигатель или даже малогабаритный ядерный реактор. Реактор или двигатель должны были крутить генератор, а тот вырабатывать электрический ток, питающий ходовые электромоторы и всё оборудование танка. Спорили только о том, где будет лучше всего разместить реактор: в башне или в корпусе.

Макет TV8 был изготовлен, но дальше макета дело так и не пошло. Уж слишком оригинальной была компоновка этого танка, которая была сложной в техническом плане, а вот никаких особых преимуществ по сравнению и с существующими, и с разрабатываемыми танками не давала. Хотя, конечно, выглядел этот танк эффектно и больше всего напоминал машины из фантастических кинофильмов про вторжение злобных инопланетян.

Ну а после впечатляющего TV8 ни один американский проект атомного танка не вышел даже из стадии технического предложения. В других странах замена дизеля на атомный реактор тоже рассматривалась, но и там была признана технически не осуществимой. Две особенности ядерных энергоустановок помешали их установке на танк. Во-первых, пригодный для работы на танке реактор не мог иметь достаточную противорадиационную защиту. То есть его экипаж подвергался бы постоянному воздействию радиации. Во-вторых, в случае повреждения танка и его энергоустановки – а в боевой обстановке вероятность столь неприятного развития событий очень велика – он превращался в исключительно опасный для окружающих объект. Шансы экипажа выжить в этой ситуации были очень малы, не говоря уже о том, что даже и тех, кто выжил, пришлось бы потом ещё и лечить от лучевой болезни.

Получалось, что выгода от применения атомного реактора на танке была всего лишь одна: исключительно большой запас хода. Но она не покрывала всех прочих недостатков подобной конструкции. Поэтому танки на атомном ходу в металле не создавались и так и остались в истории техники в качестве оригинальной технической задумки, возникшей на пике своего рода моды на всё атомное и не более того.

В танке «Хантер» («Охотник»), разрабатывавшемся по заказу правительства США в 1953-1955 годах, было так же необычно всё – от компоновки до вооружения и устройства ходовой части. Танк имел низкий силуэт и многослойную броню с диоксидом кремния в качестве наполнителя, обеспечивавшего высокую стойкость к кумулятивным снарядам. При этом масса танка не должна была превышать 40-45 тонн. В то время исследования по улучшению защиты от кумулятивных боеприпасов шли очень широко, и одним из решений как раз и стала такая вот «стеклянная» броня. При толщине 165 мм она давала такую же защиту, как и монолитная броня такой толщины, но весила значительно меньше.

Очень оригинальным был дизайн верхней части танка. Так, например, он вооружался сразу двумя 105-мм автоматическими пушками, стрелявшими реактивными снарядами, вращающимися в полете. Пушки жёстко закреплялись в качающейся башне, поскольку имели кассетные автоматы заряжания ёмкостью в семь снарядов. Максимальная скорострельность пушек была очень высокой и составляла 120 выстрелов в минуту. Столь высокий темп огня требовался, чтобы компенсировать низкую точность стрельбы реактивными снарядами, в особенности на больших дальностях. Полный боекомплект составлял 94 снаряда, из которых 80 находились в корпусе танка, а 14 выстрелов – в магазинах орудий, углы наводки которых составляли от -10° до +20°, хотя вращение башни танка на 360° было возможно только лишь при угле возвышения +20°. Два 7,62-мм пулемета были спарены с пушками, а ещё пара 12,7-мм зенитных пулеметов находилась в командирской башенке.

В движение танк приводился с помощью 12 гидромоторов (каждый из которых вращал свой опорный каток!). Это позволило отказаться от ведущего колеса и применить облегчённую резиновую гусеницу, которая собиралась из секций длиной 1,8 м каждая. Такая конструкция теоретически позволяла танку сохранять подвижность не только при потере одной гусеницы, но и нескольких опорных катков. Хотя разрабатывался и вариант танка с «классическими» ведущими колесами и гусеницами.

Тяжелый танк «Хантер» на традиционном шасси

Проект американского тяжелого танка Н3, вооруженного 175-мм орудием

Танк «Хантер» так и не вышел из стадии эскиза, хотя проработан был достаточно хорошо. Не был удачным и проект тяжелого танка Н-3, который должен был вооружаться мощнейшим 175-мм орудием. Хотя, казалось бы, с такой пушкой и достаточно толстой бронёй этот танк будет просто непобедим на поле боя. Танк даже не был построен, так и остался в чертежах…

Вот и сегодня, когда речь заходит об установке на танки экзотических двигателей и мощных орудий калибра 140-152-мм, следует помнить о том, что всё это в прошлом так или иначе уже было и по целому ряду причин в дело не пошло. Понятно, что сейчас уже и время другое, и техника более совершенная, вот только слишком уж оригинальные в техническом отношении машины почему-то всегда проигрывают несколько более традиционным. Так что всевозможных инноваций даже сегодня на танках должно быть в меру!

P.S. Автор и администрация сайта выражают признательность А. Шепсу за предоставленные им иллюстрации.

Автор: Вячеслав Шпаковский
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!