Современные вспомогательные суда и транспорты вооружений для российского ВМФ

На фото: Морской транспорт вооружений “Академик Ковалев”. Эффективность и устойчивость военно-морского флота определяется не только боевыми кораблями и их возможностями. Значительный вклад в общее дело вносят вспомогательные суда разных классов, в т.ч. танкеры и транспорты вооружений. В настоящее время в нашей стране осуществляется несколько проектов строительства судов этих классов, направленных на восстановление и расширение возможностей вспомогательного флота. В целом на данный момент ситуация с морскими транспортами вооружений (МТВ), а также средними и малыми морскими танкерами (СМТ и ММТ) дает поводы для беспокойства. В составе всех объединений нашего ВМФ имеется суммарно несколько десятков судов этих классов. При этом подавляющее большинство таких вымпелов было построено еще во времена СССР и отличается большим возрастом. Кроме того, не все суда соответствуют актуальным требованиям.

Предпосылки к изменению ситуации появились в начале прошлого десятилетия, когда было разработано несколько новых проектов вспомогательных судов. Начиная с 2012 г., на разных предприятиях в интересах нескольких флотов были заложены несколько МТВ и танкеров всех новых проектов. Постройка первых судов новых типов завершилась в середине прошлого десятилетия.

Спуск на воду МТВ “Геннадий Дмитриев” пр. 20360М, июнь 2021 г. Фото СЗ “Вымпел”

Ввиду финансовых, организационных и иных ограничений, строительство вспомогательных судов по своим темпам отстает от обновления боевого состава. В то же время, эта программа уже дает заметные результаты, и в обозримом будущем ВМФ передадут новые суда, что даст известные преимущества, а также позволит начать списание давно устаревших корпусов.

Транспорты вооружений «20180ТВ»

Изменения в области МТВ наметились на рубеже двухтысячных и десятых годов. Тогда на базе спасательного судна пр. 20180 разработали транспорт вооружений ледового класса «20180ТВ». Заказ на головной транспорт этого типа, «Академик Ковалев», выдали в сентябре 2011 г. В декабре Центр судоремонта «Звездочка» (г. Северодвинск) провел закладку этого судна. В июле 2014 г. новый МТВ спустили на воду. В декабре следующего года судно вошло в состав Северного флота.

В середине 2015 г. был заложен второй МТВ пр. 20180ТВ – «Академик Макеев». По разным данным, его спустят на воду в 2021 г. или позже. К 2023-24 гг. судно может быть передано заказчику. С его помощью планируют усилить логистику Тихоокеанского флота. Планы по дальнейшему строительству МТВ этого типа отсутствуют либо еще не раскрывались.

Транспорт вооружений пр. 20180ТВ или «20181» представляет собой судно длиной 108 м водоизмещением 6300 т. Обводы и конструкция корпуса соответствуют условиям эксплуатации в Арктике (класс Arc5). В объемных трюмах такого МТВ могут перевозиться разнообразные ракетные и иные вооружения ВМФ. Для погрузки и передачи боеприпасов имеется собственный кран грузоподъемностью 90 т. Движительная система с подруливающими устройствами и винто-рулевыми колонками позволяет сохранять положение в пространстве и производить перегрузку даже в открытом море.

Средний морской танкер “Академик Пашин” пр. 23130. Фото “ОСК”

Следует отметить, что параллельно с транспортами «20180ТВ» строятся океанографические исследовательские суда унифицированного проекта 20183. В прошлом году КСФ получил первое судно этого типа, «Академик Александров». В ближайшем будущем планируется заложить еще одно. Спасательное судно «Звездочка» пока остается единственным представителем базового пр. 20180.

Малые МТВ

В 2013 г. в состав Каспийской флотилии был введен МТВ пр. 20360 «Дубняк». По результатам строительства и испытаний этого судна заказчик решил, что проект является неудачным. Вследствие этого дальнейшее строительство «Дубняков» отменили, а проект отправили на глубокую модернизацию. Эти работы заняли несколько лет, и в марте 2016 г. Минобороны выдало заказ на строительство двух судов улучшенного пр. 20360М.

В мае 2017 г. на заводе «Вымпел» в г. Рыбинск состоялась закладка первого такого МТВ, названного «Геннадий Дмитриев». Строительство второго транспорта «Владимир Пялов» началось в марте 2018-го на «Верфи братьев Нобель» в Рыбинске. К настоящему времени большая часть работ по обоим корпусам выполнена. При этом, как сообщается, строительство сталкивалось с определенными трудностями. Однако с ними удается справляться и нарабатывать необходимый опыт. К примеру, «Дмитриев» стал крупнейшим судном в истории «Вымпела» и должен положительно повлиять на дальнейшие работы.

Закладка СМТ “Василий Никитин”, март 2021 г. Фото “ОСК”

1 июня этого года на заводе «Вымпел» прошла торжественная церемония спуска на воду МТВ «Геннадий Дмитриев». Сейчас судно достраивается у стенки. «Владимир Пялов» пока строится на стапеле. Сроки его спуска на воду и выхода двух судов на испытания неизвестны. Впрочем, большая часть работ уже выполнена и можно ожидать, что два транспорта сдадут в течение ближайших лет.

МТВ пр. 20360М представляет собой судно длиной 77 м водоизмещением 3625 т с дизель-электрической энергоустановкой. Корпус усилен для эксплуатации в северных районах. Предусматриваются объемные трюмы и площадка для грузов в контейнерах и без них. Погрузка осуществляется собственным 20-т краном. Транспорт «20360М» предназначается для перевозки различных вооружений флота с выгрузкой в портах или с передачей кораблям и подлодкам прямо в море.

Средние морские танкеры

С середины десятых годов ведется строительство танкеров двух типов для нескольких флотов. Этот процесс начался в апреле 2014 г., когда на Невском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась закладка среднего морского танкера «Академик Пашин» пр. 23130. Его спустили на воду в мае 2016-го, а через два года начались ходовые испытания. В январе 2020 г. судно вошло в состав Северного флота.

В декабре 2014 г. на заводе «Залив» в Керчи состоялась закладка двух танкеров доработанного пр. 23131. В течение нескольких следующих лет новости об этих судах не поступали. Осенью 2018 г. стало известно, что завод завершил формирование корпусов, и работы идут в соответствии с графиком. Впрочем, танкеры до сих пор не спущены на воду, а сроки их поступления в состав Черноморского флота неизвестны.

Малый морской танкер “Михаил Барсков” на достройке, май 2021 г. Фото “Восточная верфь”

В прошлом году был подписан контракт на три следующих СМТ пр. 23130. Первый из них, получивший имя «Василий Никитин», был заложен в марте 2021 г. на Невском ССЗ. Это предприятие имеет опыт строительства современного СМТ, и есть все основания полагать, что работы по новому корпусу будут выполнены в разумные сроки. Кроме того, в ближайшем будущем должно стартовать строительство двух других заказанных танкеров.

Танкер пр. 23130 имеет длину 130 м и полное водоизмещение 9 тыс.т. Корпус судна соответствует классу Arc4. Основные объемы корпуса отданы под танки для жидкого и сухого груза. Танкер способен перевозить различные виды горюче-смазочных материалов, продовольствие и иное имущество. Имеется оборудование для передачи жидкостей и грузов траверзным способом.

Малые морские танкеры

В 2015 г. «Восточная верфь» из Приморского края получила контракт Минобороны на строительство двух малых морских танкеров пр. 03182. Первый из них, «Михаил Барсков», заложили в конце октября того же года. В августе 2019 г. его спустили на воду. Передача ВМФ ожидается в конце 2021 или в начале 2022 г. В феврале 2018-го началось строительство второго ММТ, «Борис Аверкин». В ближайшее время его планируют спустить на воду. Оба судна предназначаются для КТОФ.

В 2016 г. заказ на два ММТ пр. 03182 для Черноморского флота выдали заводу «Волга» (г. Нижний Новгород). 1 сентября 2016 г. предприятие заложило первый танкер «Вице-адмирал Паромов». В конце 2018 г. его спустили на воду. В конце минувшего мая этот ММТ передали заказчику. С марта 2017-го строится второй танкер. О его спуске пока не сообщалось. Сроки вступления в строй тоже не уточнялись.

“Вице-адмирал Паромов” во время церемонии принятия в состав ВМФ, май 2021 г. Фото Минобороны РФ

Малый морской танкер пр. 03182 представляет собой судно длиной 78 м водоизмещением 3500 т. Он способен перевозить жидкие и иные грузы массой более 1300 т. Предусматривается подъемный кран, вертолетная площадка и оснащение для передачи грузов. Дизель-электрическая энергоустановка обеспечивает высокие ходовые и маневренные качества, в т.ч. возможность перегрузки в море.

Проблема в процессе решения

Известные события тридцатилетней давности до сих пор оказывают негативное влияние на развитие нашего военно-морского флота, как боевой его составляющей, так и вспомогательной. Процесс обновления вспомогательного флота, в т.ч. транспортов вооружений и танкеров не удалось запустить вовремя, из-за чего его текущее состояние далеко от идеального и негативно сказывается на общих возможностях ВМФ.

Однако в последнее десятилетие были приняты самые серьезные меры, и ВМФ получает новые вымпелы разного назначения. Почти все основные флоты успели получить современные суда, и их строительство продолжается, что позволяет рассчитывать на получение всех желаемых результатов в будущем. К сожалению, текущее строительство сталкивается с теми или иными проблемами, и это регулярно приводит к затягиванию работ и переносам. Тем не менее, промышленность справляется с такими вызовами – и флот проводит медленное, но планомерное переоснащение.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!