Перспективный палубный истребитель пятого поколения для Российского ВМФ: подробности проекта

На фото: Макеты перспективной авиационной техники от РСК “МиГ”. В настоящее время на вооружении российской палубной авиации состоят только истребители 4 поколения. В средней перспективе парк таких самолетов будет нуждаться в полном обновлении ввиду физического и морального устаревания. В связи с этим на протяжении длительного времени изучаются вопросы создания палубного истребителя следующего 5 поколения. Недавно стало известно, что свой вариант такой машины прорабатывает РСК «МиГ». Более того, самолет предлагается дополнить высокоэффективным БПЛА. В ходе салона МАКС-2021 корпорация «МиГ» провела «презентацию перспективных направлений развития авиационных комплексов». Ее центральным элементом стали три масштабные модели ранее не известных летательных аппаратов. Они были обозначены как «легкий многофункциональный самолет», «многофункциональный корабельный истребитель» и «многофункциональный корабельный БЛА».

Макеты позволяли понять общие особенности предлагаемых машин, но подробные данные отсутствовали. В частности, не уточнялись ожидаемые тактико-технические характеристики, боевые возможности и т.д. Информация такого рода появилась на следующий день после закрытия салона. Уже 26 июля РИА Новости рассказало о новых проектах – информацию предоставил неназванный источник в оборонно-промышленном комплексе.

Сообщается, что РСК «МиГ» начала разработку нового палубного истребителя 5 поколения. На данный момент проект находится на стадии компьютерного моделирования, а появление опытного образца ожидается в течение нескольких следующих лет. Также приводились некоторые технические и иные подробности. Самолет по своим размерам будет соответствовать существующему МиГ-35. Планер и другие агрегаты построят с применением стелс-технологий. Рассматривается возможность создания самолета с вертикальным взлетом и посадкой.

Палубный истребитель

Параллельно с истребителем создается палубный БПЛА – обе машины войдут в состав единого авиационного комплекса. Беспилотник с взлетной массой более 10 т будет работать вместе с истребителем в качестве т.н. верного ведомого. С его помощью предполагается наносить удары по различным целям или выполнять дозаправку в воздухе. При создании такого БПЛА предполагается использовать опыт создания изделия «Скат».

Позже, в начале августа РИА Новости раскрыли новые подробности проекта, тоже полученные от анонимных источников. В дополнение к предыдущим новостям сообщалось, что истребитель, относимый к 5 поколению, будет иметь ряд характерных особенностей. Так, он сможет совершать сверхзвуковой полет без использования форсажа. с одинаковой эффективностью работать по наземным и воздушным целям, а выполнение боевых задач упростится за счет применения искусственного интеллекта.

Возможный облик

Макет самолета, подготовленный к МАКС-2021, показывает возможный облик будущего палубного самолета. Предлагается планер с характерными плавными и угловатыми обводами, построенный по схеме «утка». В отличие от других самолетов такой схемы, крыло расположено не в хвосте, а ближе к центральной части фюзеляжа.

Предусматривается переднее горизонтальное оперение среднего размера и стреловидное крыло с развитой механизацией на обеих кромках. Хвостовая часть образована двумя выступающими отсеками двигателей с короткой балкой между ними, а также небольшими плоскостями, на которых закрепляются разваленные кили и нижние гребни.

На плоском днище макета видны три лючка ниш шасси, а также две крупные створки грузоотсеков. Общая длина отсеков может достигать трети от длины самолета; поперечный габарит незначительно меньше ширины фюзеляжа. Также можно предполагать принципиальную возможность перевозки оружия под крылом на съемных пилонах.

Силовая установка включает два турбореактивных двигателя неизвестной модели. Возможно, в проекте используют двигатели с управляемым вектором тяги, что даст сверхманевренность – один из признаков 5 поколения. Любопытно, что макет не имеет признаков самолета вертикального взлета.

Ведущий и ведомый

На макете видно, что новый «МиГ» получит носовую радиолокационную станцию, вероятно с АФАР. Также заметна подфюзеляжная оптико-локационная станция с характерным граненым обтекателем. Возможно, будет обеспечен круговой обзор. Учитывая требования к 5 поколению, можно ожидать применение перспективной радиоэлектронной аппаратуры связи, обработки данных и управления. Также необходим бортовой комплекс обороны.

Фонарь макета указывает на использование «короткой» одноместной кабины. Соответственно, все задачи по пилотированию, ведению боя и т.д. придется решать одному летчику. При этом истребитель планируют использовать в комплексе с управляемым БПЛА – что расширит круг задач, возлагаемых на пилота. Вследствие этого возникают особые требования к бортовой аппаратуре самолета, которая должна выполнять часть работ и разгружать летчика.

БПЛА для использования с новым истребителем

Очевидно, что «верный ведомый» БПЛА получит максимально автоматизированную систему управления, способную самостоятельно выполнять полет, решать боевые и иные задачи, а также реагировать на некоторые изменения обстановки. В то же время, и ведущему самолету требуются развитые вычислительные средства и программное обеспечение. Вполне вероятным выглядит и применение искусственного интеллекта, помогающего летчику во всех ситуациях и задачах.

Следует напомнить, что искусственный интеллект и «верные ведомые» достаточно активно развиваются, но все еще не дошли до полноценного использования в боевой авиации. Однако в нашей стране уже разрабатывается комплекс в виде истребителя Су-57 и БПЛА «Охотник». Наработки по этому проекту могут найти применение и в авиационном комплексе от РСК «МиГ».

Перспективы развития

Как сообщается, проект палубного истребителя «МиГ» пока находится на самых ранних стадиях. Удастся ли перейти на новые этапы и построить в ближайшие годы опытный образец – неизвестно. Пока с равной вероятностью можно рассматривать как позитивный, так и негативный сценарий.

Очевидно, что судьба всех новых проектов РСК «МиГ», показанных в виде макетов на недавнем салоне, прямо зависит от планов заказчика в лице российского министерства обороны. Если наше командование планирует в средней и дальней перспективе развивать палубную авиацию, проект или проекты могут получить необходимую поддержку. Благодаря этому сможет появиться новый самолет или даже целый комплекс с пилотируемой и беспилотной машиной.

“Ламантин” – одна из последних разработок в области авианосцев

Разработка новой техники не будет быстрой и простой. В СМИ сообщается, что корпорация «МиГ» может построить опытный самолет нового типа в течение нескольких следующих лет. Это означает, что даже при положительном развитии событий летные испытания начнутся только к середине десятилетия. Учитывая всю сложность проекта, можно ожидать, что серию развернут лишь в первой половине тридцатых – если не позже.

С истребителем прямо связано будущее предлагаемого БПЛА. Самостоятельная разработка такой машины для включения в существующий парк палубной авиационной техники вряд ли имеет смысл. Ее необходимо осуществлять только в связке с истребителем 5 поколения. При успешном завершении двух проектов в распоряжении ВМФ появится уникальный комплекс с самыми широкими возможностями, соответствующий самым новым и актуальным тенденциям развития боевой авиации.

Следует учитывать, что перспективы корабельных проектов РСК «МиГ» и других авиастроительных организаций прямо зависят от планов по развитию авианосного флота. Вопрос строительства нового авианосца обсуждается на протяжении долгих лет и уже даже имеются соответствующие планы. Однако их реализация постоянно смещается вправо, что влияет и на перспективы авиационного направления.

Наработки и заказы

Пока новые образцы палубной авиационной техники от РСК «МиГ» существуют только в виде предварительных наработок и выставочных макетов. Перспективы этих проектов пока остаются под вопросом и прямо связаны с планами министерства обороны по развитию флота. Какие решения и когда будут приняты в этом контексте – неизвестно. Пока оглашались лишь самые общие планы и возможные сроки.

Впрочем, новые проекты от РСК «МиГ» будут иметь положительные последствия вне зависимости от решения военного ведомства. В первую очередь, они помогут корпорации поддерживать компетенции по разработке современной боевой авиационной техники, а также поспособствуют освоению новых для нее идей и технологий. Кроме того, будет создан задел для будущих проектов. И если Минобороны закажет новый палубный самолет или БПЛА, промышленность будет готова выполнить такой заказ в полной мере и в минимальные сроки.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!