На иллюстрации: Рендер гиперзвукового разведчика SR-72. Гиперзвуковые ракеты – настоящий хай-тек на международном рынке вооружений, но гиперзвуковые технологии востребованы не только в ракетостроении. Многие страны мира разрабатывали или продолжают разрабатывать проекты гиперзвуковых летательных аппаратов. В США несколько лет ведутся работы над проектом беспилотного гиперзвукового разведчика, известного как SR-72. Скорее всего, этот БЛА рассматривается и в качестве ударного. Данный проект называют реинкарнацией или сыном знаменитого стратегического сверхзвукового высотного разведчика Lockheed SR-71 Blackbird («Черный дрозд»). Самолет, который был официально выведен из эксплуатации в 1998 году, мог совершать полеты на высоте до 25 километров, развивая при этом скорость до 3300 км/ч. Сочетание большой высоты и скорости полета делали данный самолет очень трудной мишенью для всех ЗРК. Основным маневром уклонения от зенитных ракет для разведчика SR-71 было быстрое ускорение и набор высоты.
Cтратегические сверхзвуковые высотные разведчики Lockheed SR-71 Blackbird
Основные преимущества гиперзвуковой авиации
У гиперзвуковых самолетов существуют вполне понятные и очевидные преимущества. Самое главное – высокая скорость полета. Стратегический американский разведчик SR-71 кратковременно мог развивать скорость и до 3500 км/ч. Это в сочетании с большой высотой полета делало машину практически неуязвимой для любых существовавших на тот момент средств поражения. И здесь мы говорим не о гиперзвуковой модели, а просто об очень быстром сверхзвуковом самолете.
Благодаря своим характеристикам, самолет-разведчик мог успешно прорывать систему ПВО противника. На момент своего появления и на протяжении длительного времени SR-71 действительно был неуязвим. Эксплуатация самолета началась ещё в 1966 году. «Черный дрозд» остался единственным самолетом, который так и не удалось сбить системам противовоздушной обороны Северного Вьетнама.
Достойными соперниками для SR-71 стали советские сверхзвуковые перехватчики МиГ-25 и МиГ-31, которые появились, как ответ на американские разработки. Оба истребителя-перехватчика имели в своем послужном списке успешные перехваты SR-71 у границ СССР. Современные комплексы ПВО, в первую очередь такие как С-300, также не оставляли шансов для американского разведчика. Поэтому военные в США всё же отказались от эксплуатации самолета, который, помимо всего прочего, был очень дорогим в обслуживании.
Создавая гиперзвуковой беспилотный разведчик/бомбардировщик, американцы рассчитывают повторить первоначальный успех SR-71, но на новом технологическом уровне. Многие специалисты, а также приверженцы развития гиперзвуковой авиации отмечают, что гиперзвуковая скорость – это новая невидимость. В этом есть доля истины, проверенная временем. Когда ракеты и РЛС становятся всё более совершенными, скорость полета снова может выйти на первый план.
Живучесть самолетов, выполненных с использованием технологии «стелс», высока, но и они уязвимы для современных средств поражения. В этих условиях высокая скорость полета и способность выполнения маневров на этой скорости, снова могут стать важным средством защиты летательного аппарата. По крайней мере, в США, видимо, началось соперничество данных концепций. Так как до последнего времени все военные разработки в Америке базировались на принципах малозаметности.
Важным преимуществом, вытекающим из высокой скорости полета, является возможность быстро войти и выйти из опасной зоны поражения. Помимо этого, гиперзвуковая скорость позволяет преодолевать большие расстояния за небольшое время. Обладая скоростью полета в 6 Махов, беспилотник мог бы взлететь с баз, расположенных в континентальной части США, и поражать цели, перелетев через Атлантический или Тихий океан примерно за 90 минут.
Что известно о проекте SR-72
Первые неофициальные и неподтвержденные сообщения о проекте SR-72, над которым работают инженеры компании Lockheed Martin, появились ещё в 2007 году. По просочившейся в СМИ информации, речь шла о разработке летательного аппарата, способного совершать полеты на гиперзвуковой скорости – примерно 6 Махов (7200 км/ч). Заявленная скорость полета была подтверждена в будущем всеми последующими материалами и комментариями представителей компании Lockheed Martin.
Официальное признание работ по проекту произошло 1 ноября 2013 года. Тогда представители компании Skunk Works (подразделение Lockheed Martin, занимающееся разработкой перспективной военной техники) опубликовали новость о программе по созданию преемника стратегического разведчика SR-71 Blackbird в журнале Aviation Week & Space Technology.
Рендер гиперзвукового разведчика SR-72
В этой же статье указывалось, что новый разведчик, который создается под обозначением SR-72, обладает примерно теми же размерами, что и самолет-рекордсмен SR-71 Blackbird. При этом новинка сможет летать в два раза быстрее своего дальнего родственника, всё еще удерживающего ряд скоростных рекордов. Для наглядности приведем геометрические размеры «Черного дрозда»: длина – 32,74 м, размах крыла – 16,94 м, высота – 5,64 м, площадь крыла – 141,1 кв. м.
Известно, что проект создания гиперзвукового самолета очень амбициозный и трудный. Серийных образцов подобной техники ещё не создавалось. Так, в 2017 году представители компании Lockheed Martin говорили о том, что SR-72 будет полностью разработан к началу 2020 года, а поставка летательного аппарата на вооружение начнется к началу 2030-х годов. Но уже год спустя компания выпустила новое заявление, объявив, что проект реализуется медленными темпами из-за сложности в решении стоящих перед инженерами технических задач.
Теперь сроки создания и полета прототипа демонстратора технологий ожидаются не ранее 2023 года, а полномасштабное введение новинки в эксплуатацию в 2030-х годах. В некоторых американских источниках, со ссылкой на представителей компании-разработчика, говорится о том, что полет прототипа перспективной разведывательной и ударной платформы не запланирован и до 2025 года. Пока что всё, что демонстрировала компания Lockheed Martin – это рендеры перспективного летательного аппарата.
Новый разведывательный беспилотный самолет, который американская пресса наделяет и ударными возможностями, сможет развивать скорость до 6 Махов. Среди прочего уточняется, что он, возможно, сможет нести гиперзвуковые ракеты. При этом проблема при создании самолетов, настолько опережающих скорость звука, заключается не в создании летательного аппарата, который бы разогнался до гиперзвуковой скорости, а в обеспечении ему возможности совершать взлет и посадку на гораздо более низких скоростях. Основная проблема тут заключается в двигательной установке и её составе.
Единственный в истории пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат – американский экспериментальный X-15. Этот экспериментальный гиперзвуковой ракетоплан совершил первый полет ещё в 1959 году. Аппарат получил возможность совершать суборбитальные космические полеты, достигая высоты в 108 км и развивая в полете скорость 6,7 Маха. Вот только в небо его поднимал стратегический бомбардировщик B-52.
Наземные испытания твердотопливного ракетного двигателя SRM для новой гиперзвуковой ракеты, совместный проект Lockheed Martin и Northrop Grumman
Ранее представители компании Lockheed Martin заявляли, что совместно с компанией Aerojet Rocketdyne совершили настоящий прорыв, создав двигатель с комбинированным циклом работы. Силовая установка SR-72 должна включать в себя два стандартных турбореактивных двигателя, которые будут работать на скоростях полета менее 3 Махов и гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД), предназначенный для выполнения гиперзвуковых полетов.
Двигатели ГПВРД могут создавать необходимую тягу за счёт всасывания воздуха при полетах на сверхзвуковых скоростях. Это означает, что отдельные двигатели необходимы летательному аппарату, чтобы он достиг этих скоростей, до того момента как ГПВРД сможет полноценно заработать. Насколько на самом деле готова силовая установка SR-72, неизвестно.
SR-72 – очень дорогой и амбициозный проект
Пандемия коронавируса негативным образом отразилась на экономической составляющей проекта. Затраты на эту амбициозную программу огромны. В 2016 году генеральный директор Lockheed Martin говорил о том, что на создание демонстрационного гиперзвукового беспилотника, размерами с истребитель F-22, необходим один миллиард долларов.
Пока что вся деятельность Lockheed Martin направлена на получение дополнительного финансирования. Концепция гиперзвукового беспилотного самолета реализуется в связке с Агентством перспективных оборонных исследований DARPA, которое специализируется на финансировании проектов с передовыми технологиями, зачастую намного опережающих возможности промышленности и потребности самих ВВС.
Совершенно очевидно, что ни одна армия мира добровольно не отказалась бы от возможности иметь гиперзвуковую боевую авиацию. ВВС США в этом плане не являются исключением. Но в то же время на ближайший период бюджет американских военно-воздушных сил загружен закупкой большого числа новых истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35, которые также созданы инженерами Lockheed Martin, и приобретением перспективного бомбардировщика-невидимки B-21 Raiders.
В этих условиях найти необходимое финансирование ещё и на реализацию очень дорогой концепции, представляющей собой авангардный научный проект, будет очень проблематично. Правда, даже если проект не будет реализован и в виде демонстратора технологий, специалисты Lockheed Martin в любом случае получат ценный опыт в области создания гиперзвуковой авиации или выбивания денег из американского бюджета.
Автор: Юферев Сергей
Источник: https://topwar.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!