Возможен ли тотальный переход на ВЭС и СЭС в текущей реальности: размышления по результатам очередного климатического блэкаута в США

Недельные перебои с энергоснабжением на фоне аномальных морозов, затронувшие на пике в феврале до четверти населения Техаса – одного из самых богатых и жарких регионов США, – породили глобальные дискуссии не только в энергетическом секторе, но и среди западных политиков. Ключевой вывод, который можно сделать спустя три месяца после блэкаута, – движение к «озеленению» энергетики продолжится, но тотальный переход на ВЭС и СЭС в текущей реальности невозможен. Техасский опыт показал, что к происходящим климатическим изменениям не готова не только ВИЭ-энергетика, но и газовая, электросетевая инфраструктуры и даже АЭС. ЧП, очевидно, приведёт к пересмотру норм резервирования в США и даёт, казалось бы, уходящей угольной энергетике шанс на сохранение в качестве резервной генерации. Одновременно погодный катаклизм запустил чрезвычайно интересный экономический эксперимент, результаты которого станут понятны спустя годы. За 32 часа, когда на предельно либерализованном энергорынке Техаса цены в десятки раз превышали зимние стандарты, «переплата» составила $16 млрд, но местный регулятор признал, что все правила рынка соблюдены, хотя часть потребителей и окажется разорена выставленными счетами.

Тотальный либерализм минус резервы

Морозы гасят не только солнце и ветер, но и атом

Перебои в энергетике Техаса, начавшиеся 14 февраля на фоне снежного шторма и продолжавшиеся около недели, оказались одной из главных мировых тем начала этого года. На пике отключений ночью 16 февраля во втором по богатству и численности населения штате США (29,2 млн человек) без света остались чуть более 4,1 млн потребителей. Спустя два дня обесточенными всё ещё были 2,7 млн домо­хозяйств. Природный катаклизм оказался беспрецедентным: обильные снегопады сопровождались понижением температуры до –22 градусов при среднем показателе для февраля около +4 градусов, президент США Джо ­Байден ввёл в регионе режим чрезвычайной ситуации, а жертвами морозов стали около 50 человек.

Огромные трудности испытывали все коммунальные службы Техаса: в середине проблемной недели без доступа к водопроводной питьевой воде из-за перемёрзших труб оказались более 12 млн человек. Проблемы энергосистемы при этом нарастали с двух сторон. По мере усиления морозов начался рост потребления – люди включали электрические обогреватели. 14 февраля в энергосистеме штата был обновлён зимний пик потребления (69,15 ГВт, +3,2 ГВт), а в ряде районов был перекрыт и более высокий на юге США летний пик. С другой стороны, энергосистема начала терять генерирующие мощности.

После первых сообщений о блэкауте в США многие российские комментаторы поспешили возложить ответственность за него на ВИЭ, которых в Техасе в последние годы строилось действительно много. Речь шла в первую очередь о ветряках, на которые, по данным Reuters, приходится 23% выработки: уже утром 14 февраля из-за обледенения лопастей энергетика штата потеряла 12 ГВт из чуть более 25 ГВт ВЭС. Солнечные электростанции также отключались: их попросту заваливало снегом и персонал был не готов к такому сценарию.

Однако проблемы возникли не только у ВИЭ. Неготовыми к аномальным холодам оказались и другие типы генерации. Суммарно на возобновляемые источники пришлось 16 ГВт выбывших мощностей, но традиционная генерация потеряла больше. По данным Совета по надёжности электроснабжения Техаса (ERCOT, сетевой оператор – некоммерческий регулятор), на пике было потеряно 52,3 ГВт, из которых 26 ГВт пришлось на газ. Позднее в строю оставались 43 ГВт из плановых 67 ГВт газовой генерации (на неё приходится 53% установленной мощности), чаще всего топливо просто замерзало в трубах. Как и остальная энергетика, газовая инфраструктура Техаса оказалась не готова к почти сибирским морозам, проблемы наблюдались по всей цепочке: от замораживания устьев скважин (остановка добычи), снижения номинальных характеристик трубопроводов (сокращение объёмов прокачки на ТЭС) до отказов геноборудования (остановка выработки). Холода создали проблемы даже американским атомщикам: на АЭС «Саус Тексас» пришлось отключить энергоблок на 1,35 ГВт. Управляющая компания пояснила, что на фоне мороза вышла из строя система измерения давления воды, подаваемой для охлаждения реактора. В итоге ERCOT вынужден был прибегнуть к веерным отключениям, которые затронули около четверти населения Техаса.

В ходе последовавших разборов ЧП техасские генераторы выразили готовность разделить ответственность с поставщиками газа и заявили, что основным вопросом является координация. По словам представителей сектора, некоторые ТЭС отключились из-за замёрзшего оборудования на самих станциях, но также были и проблемы с поставкой топлива. Газовики в ответ обвинили самих энергетиков: многие газовые компрессоры отключились вместе с энергоснабжением. Проблемы с коммуникацией действительно есть – если бы насосы газовиков были исключены или «повышены» в списках веерных отключений, то масштаб бедствий был бы меньшим, говорят они. При этом газовики дружно выступили против введения каких-либо новых мер регулирования, хотя суточная добыча газа в Техасе во время снежного шторма из-за технологических проблем рухнула более чем в четыре раза.

Интересно, что февральский коллапс обогатил поставщиков: газонефтепровод­ный концерн Energy Transfer по итогам первого квартала показал прибыль в $3,3 млрд против убытка в $855 млн годом ранее. Выручка компании увеличилась на 46%, до почти $17 млрд. Главная причина – разовый доход в $2,4 млрд, обусловленный ростом выручки от оказания услуг газовых хранилищ и продаж в период снежного шторма.

Для угля затеплилась надежда

Энергосистема Техаса является самой конкурентной в стране с наиболее либерализованной моделью энергорынка. Отсутствие какого-либо регулирования со стороны федеральных властей позволяет обеспечивать потребителям низкие цены на электроэнергию. Но оборотная сторона медали состоит в том, что генераторы в условиях такой почти «дикой» конкуренции для сохранения места на рынке вынуждены минимизировать расходы. Причём речь идёт не только об энергетиках – те же газовики не задумываются о резервных источниках питания для своих компрессоров.

Техас расположен между двумя крупнейшими энергосистемами Западного и Восточного побережий США, но практически полностью изолирован от них. С одной стороны, это позволяет не зависеть от соседей и экономить на сетях, но в случае ЧП помощи ждать неоткуда. Тут показателен пример энерго­системы города Эль-Пасо, единственного в Техасе подключённого не к внутренней системе штата, а к линиям Восточного побережья: в период холодов здесь практически не было отключений, дефицит покрывался за счёт перетоков из других регионов.

С учётом текущей ситуации ERCOT стоит задуматься об открытии доступа к рынкам электроэнергии за пределами Техаса, заявил бывший советник Комиссии по коммунальным предприятиям Техаса (PUCT) и Федеральной комиссии по регулированию энергетики (FERC) Элисон Сильверстайн. Ограничения, накладываемые выходом на внешние рынки, для потребителя всё равно предпочтительнее, чем отсутствие электричества, отметил эксперт. Руководители Техаса должны оперативно заказать исследование для определения истинных затрат и преимуществ межсетевого взаимодействия, заявил он вместе с экс-главой FERC Джоном Веллингхоффом. Штат должен немедленно начать переговоры о соединении с остальной частью страны, так как это самый быстрый способ получить доступ к дополнительным мощностям в случае необходимости и возможность заработать, продавая избытки техасской выработки прежде всего ВЭС, полагает г-н Веллингхофф.

«Это не политический вопрос. Нет красных или синих электронов. Речь идёт об экономии денег и обеспечении безопасности потребителей», – заявил он.

Бывший председатель FERC также считает, что Техас должен обеспечить адекватные рыночные правила, механизмы и финансовые структуры, чтобы позволить объектам распределённой энергетики предоставлять системные услуги. Этот рынок на фоне случившего блэкаута готов к стремительному росту, но «барьеры и запреты не позволяют использовать весь спектр ресурсов», говорит он. Интерес к оказаниям системных услуг в Техасе действительно есть. После февральского коллапса Tesla Илона Маска объявила о планах реализовать в штате проект хранения энергии, установив батарею мощностью более 100 МВт, что позволит резервировать потребление 20 тысяч домовладений в период максимального летнего пика.

Впрочем, блэкаут поставил и вопрос о конфигурации генмощностей. Эксперты солидарны: снежный шторм показал, что резервирование в Техасе, прежде всего в части ВИЭ, оказалось недостаточным. В дальнейшем объёмы выбытия будут ниже: энергетики постараются адаптироваться к возможным морозам, объём «замерзаний» у газовиков также частично может быть снижен за счёт модернизации системы. Вместе с тем инвестфонд миллиардера Уоррена Баффета Berkshire Hathaway уже предложил построить 10 ГВт новой газовой генерации для укрепления энергобезопасности Техаса.

Однако строительство газовой генерации не является панацеей, полагает часть аналитиков, указывая на очевидные проблемы газовых ТЭС в феврале. В этих условиях, считают они, новый шанс появляется у угольной генерации, так как её выработка зависит лишь от накопленного на станции топливо­запаса. Доля угольной генерации в Техасе за последние 10 лет снизилась более чем вдвое – до 18%. Как написала Wall Street Journal, ситуация с дефицитом электроэнергии в США свидетельствует о том, что отказ от использования природного газа и угля для выработки электро­энергии является безрассудством. Согласно плану г-на Байдена, полный переход США на чистые источники электроэнергии должен завершиться к 2035 году. Ряд экспертов полагает, что план администрации президента по отказу от традиционных источников энергии представляет для американцев бóльшую угрозу, чем изменение климата.

В этой связи примечателен более осторожный европейский опыт. Пару лет назад Uniper запустила крупный угольный блок в Германии. 800 МВт призваны резервировать выработку ВИЭ, которая имеет всё большее значение в стране, но в отдельные дни может составлять 0–3% от плана. Несмотря на озабоченность экологическими аспектами, местные власти дали согласие на строительство угольной генерации. Современные технологии (в частности, электрофильтры) позволяют минимизировать выбросы, станция включается в работу лишь в периоды пикового спроса, но действующая модель рынка позволяет окупать вложения в мощности, резервирующие ВИЭ. В последние годы всё больше стран и производителей отказываются от проектов в сегменте угольной генерации, полагая её неэкологичной. Однако концептуальный подход неизбежно будет корректироваться с учётом реальности, в том числе таких ситуаций, как снежный шторм в Техасе: и здесь генерация на твёрдом топливе при условии максимального внедрения новых экотехнологий может стать нишевым решением для покрытия пиков спроса.

На блэкаут в Техасе обратили внимание и российские власти: это ЧП нужно учитывать при разработке сценариев развития мирового ТЭК, заявил Президент РФ Владимир Путин в ходе совещания по развитию угольной промышленности.

$16 млрд за 32 часа – неправомерная переплата или источник будущих инвестиций?

Снежный шторм стал испытанием не только для местных жителей и коммунальщиков, но и для предельно либеральной модели местного энергорынка. На фоне дефицита мощностей спотовые цены взлетели в 35 раз и достигли $9 тысяч за 1 МВт*ч (более 660 рублей за 1 кВт*ч по февральскому курсу). Многолетний график цен на электроэнергию в Техасе оказался впечатляющим: в ряде случаев конечная стоимость электроэнергии оказалась в 75 раз выше привычных зимних ставок. Поставщики переложили расходы на потребителей, и вместо счетов на $200–300 рядовые жители Техаса по итогам февраля получили платёжки на $4–7 тысяч. Счёт за электро­энергию за февраль на $207 млн, полученный муниципальной Denton Municipal Electric, почти соответствует её годовому бюджету в $231,4 млн.

Обвальный рост цен на энергорынке Техаса произошёл из-за сокращения объёма доступной генерации при росте спроса на фоне аномальных холодов. ERCOT пытался стабилизировать обстановку и попросил клиентов ограничить потребление 14 февраля, а на следующий день перешёл к веерным отключениям из-за потери генерации. В этот момент частота в системе упала до 59,3 Гц, сеть была на пороге каскадного обрушения, пояснял позднее действия регулятора его гендиректор Билл Мэгнесс. ERCOT инициировал сброс нагрузки, который длился 70,5 часа.

В середине марта крупная газовая и электрическая компания CPS Energy, обсуживающая дома 2 млн жителей, подала в суд на ERCOT, утверждая, что оператор сети участвует в «одном из крупнейших незаконных обогащений в истории Техаса». В частности, компания обвинила регулятора в том, что он сохранял ценовой потолок в $9 тысяч за 1 МВт*ч уже после того, как необходимость в этом отпала. Как установил независимый монитор рынка (IMM), в результате 18–19 февраля потребители в течение 32 часов переплатили поставщикам $16 млрд. После этого эксперты рынка и представители региональных и муниципальных властей призывали другого регулятора (Комиссию по коммунальным предприятиям, PUC) снизить ставки задним числом и пересчитать суммы в платёжках.

В иске CPS Energy утверждается, что рыночные издержки в $16 млрд были результатом «массовых ошибок… которые привели к скачку цен и явно незаконному результату», CPS Energy и другие поставщики «никогда не смогут вернуть» деньги, потерянные в течение этого периода. «ERCOT игнорировала последствия своих решений для конечных потребителей», конструктивно не реагировала на высказываемые сектором опасения, поэтому истец потребовал не только аннулировать счета, но и взыскать с регулятора в свою пользу $18 млн.

«Мы полностью поддерживаем иск. Несправедливость возложения ошибочных, чрезмерных и незаконных затрат на жителей Сан-Антонио, пострадавших во время шторма, недопустима», – поддержал иск мэр Сан-Антонио Рон Ниренбург.

Однако регуляторы отвергают претензии потребителей. Как заявил председатель PUC Артур Д’Андреа, может показаться, что уменьшение сборов задним числом будет полезно для потребителей, но «это отражает упрощённое представление о том, как работают энергетические рынки Техаса».

«Решения о повышении потолка цен принимались в режиме реального времени на основе информации, которая была доступна всем участникам рынка. Если бы ситуация была другой, принимались бы другие решения. Мы видим только верхушку айсберга. Вы думаете, что защищаете потребителя, и оказывается, что вы разоряете кооператив или город. Поэтому опасно после того, как что-то запущено, приходить и переделывать это. На первый взгляд, генераторы просто получили деньги и, если всё переиграть, средства вернутся потребителям. Но это очень упрощённое представление о сложной системе, и это так не работает», – заявил г-н Д’Андреа.

Ряд чиновников согласны с таким мнением и отмечают, что PUC «столкнулась с трудным решением с потенциально непредвиденными последствиями». При этом энергетические компании не готовы добровольно осуществлять перерасчёт и брать сверхрасходы на себя, но обещают индивидуальный подход к клиентам при согласовании графика платежей.

«ERCOT казалось, что он годами экономит деньги потребителей (обеспечивая поставки на высококонкурентном рынке по минимальным ценам. – Прим. ред.), но так продолжалось до середины февраля, когда потери составили стоимость цены энергии за три года. Идеология свободного рынка игнорирует риски. Большинство людей больше хотят оставить свет включённым, чем заставить рыночную теорию работать», – оппонирует доцент Университета Райса Дэниел Коэн.

Пока эксперты спорят, вернётся ли февральская сверхприбыль генераторов в энергетический сектор Техаса в виде инвестиций, часть потребителей уже объявляют о своём банкротстве. В начале марта заявление о несостоятельности подал крупнейший и старейший энергокооператив Техаса Brazos Electric Power Cooperative Inc, поставлявший энергию более 1,5 млн жителям штата. Компания была «финансово устойчивой и стабильной» до 13–19 февраля, когда кооператив получил счета на общую сумму $2,1 млрд (за весь 2020 год члены кооператива заплатили $774 млн) и вынужден был обратиться за защитой от кредиторов.

Между тем перебои с энергоснабжением в Техасе продолжаются. 13 апреля отключения возобновились: на сей раз причиной проблем стали работы по техобслуживанию генерации, что привело к скачкам цен (в моменте – до $2 тысяч за 1 МВт*ч). Несмотря на то, что в течение дня энергоснабжение было нормализовано, ERCOT призвал граждан к экономии энергии. Вице-президент регулятора Вуди Рикерсон констатировал, что существует вероятность повторения подобной ситуации в ближайшее время.

Источник: https://peretok.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!