Программа глубокой модернизации противолодочных самолетов Ил-38: подробности проекта

На фото: Ил-38 до модернизации. В январе 1969 г. на вооружение авиации военно-морского флота СССР был принят новейший противолодочный самолет Ил-38 с поисково-прицельным комплексом «Беркут». За счет своевременного ремонта и различных модернизаций такую технику удается сохранять в строю до сих пор. Прямо сейчас осуществляется объемная программа глубокой модернизации самолетов, которая позволит дополнительно продлить сроки их службы. Однако в отдаленном будущем модернизированные Ил-38Н уступят свое место технике новой разработки. Разработка перспективного самолета противолодочной обороны (ПЛО) стартовала в начале шестидесятых годов. В середине десятилетия самолет Ил-38 с полным составом оборудования прошел испытания и был рекомендован к принятию на вооружение. В 1967 г. наладили серийное производство, и вскоре техника начала поступать в войска. В первые недели 1969-го самолет официально приняли на вооружение ВМФ. Производство Ил-38 было поручено Московскому машиностроительному заводу «Знамя труда» (ныне входит в состав РСК «МиГ»).

На момент начала разработки планировалось построить до 250 самолетов для полного закрытия потребностей ВМФ. Однако в дальнейшем планы скорректировали, и количество необходимых Ил-38 сократили до 65 ед. Одновременно с этим заказали разработку перспективного Ту-142 с более высокими летно-техническими характеристиками. Одним из первых эксплуатантов самолетов Ил-38 стал 33-й центр боевого применения и переучивания летного состава в г. Николаев. Первой строевой частью на таких машинах в 1968 г. стал 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия в составе Северного флота. Годом позже начал службу 77-й отдельный противолодочный полк Тихоокеанского флота. В 1972 г. в составе Балтийского флота была сформирована 145-я отдельная противолодочная эскадрилья.

Такое положение дел сохранялось в течение длительного времени. Полноценное обслуживание и своевременные ремонты позволяли в полной мере использовать ресурс техники, хотя часть машин в дальнейшем пришлось списать. По данным справочника The Military Balance 1991-1992, к началу девяностых годов советский / российский ВМФ имел 53 самолета Ил-38 и такое же количество Ту-142.

За этим последовал сложнейший период, связанный с хроническим недостатком финансирования и постоянными сокращениями. К этим факторам прибавилось моральное и физическое устаревание строевой техники. В итоге к настоящему времени парк Ил-38 заметно сократился в сравнении с изначальным.

The Military Balance 2021 сообщает о наличии в составе ВМФ всего трех эскадрилий на Ил-38 – в составе Северного и Тихоокеанского флота. Кроме того, такие самолеты имеются у 859-го ЦБП и ПЛС морской авиации (г. Ейск). В строю остается 22 самолетов, как модернизированных в последние годы, так и сохраняющих более старую конфигурацию. При этом известно, что некоторое количество самолетов находится на хранении.

Советские самолеты ПЛО в небольших количествах поставлялись военно-морским силам Индии. The Military Balance 1991-1992 указывал наличие в их составе двух патрульных эскадрилий, у которых имелось 5 Ил-38 и 8 Ту-142М.

Вопросы модернизации

Разработка проектов модернизации исходного Ил-38 стартовала вскоре после его принятия на вооружение. Предлагалась комплексная модернизация с заимствованием компонентов у более совершенного Ту-142М. Однако такой проект оказался чрезмерно сложным и требовал неприемлемо много доработок. В итоге модернизация Ил-38 в тот период ограничилась лишь заменой отдельных приборов.

Один из Ил-38SD для Индии во время модернизации, 2012 г.

В восьмидесятых годах был разработан новый проект модернизации с шифром «Изумруд». Он предусматривал сохранение основных элементов комплекса «Беркут» с одновременной интеграцией современных средств обработки данных, радиогидроакустических буев и взрывных источников звука. Новые и старые компоненты взаимодействовали через специальные блоки сопряжения. По проекту «Изумруд» доработали всего 12 самолетов. Они не получили отдельного обозначения и продолжили службу под индексом Ил-38.

К началу девяностых стала очевидной необходимость кардинальной переработки поисково-прицельных систем. Ленинградскому ЦНПО «Ленинец» заказали разработку полностью нового комплекса с шифром «Новелла». Сложность проекта и известные проблемы девяностых годов привели к серьезному затягиванию работ.

Первый полет доработанного Ил-38 с макетом новой аппаратуры удалось провести только весной 2001 г. Однако уже в 2002 г. модернизированный Ил-38Н с полноценной «Новеллой» вышел на испытания. Работы планировалось завершить к середине десятилетия и затем запустить модернизацию строевых самолетов. До состояния Ил-38Н собирались довести большую часть имевшихся самолетов.

Модернизированный Ил-38Н морской авиации ВМФ России

Серийная модернизация

Возможности ВМФ России в тот период не соответствовали всем планам и желаниям, из-за чего реальные перспективы Ил-38Н и «Новеллы» оказались под вопросом. Однако проект привлек внимание ВМС Индии, все еще использовавших старые Ил-38. По их заказу на основе «Новеллы» был разработан комплекс Sea Dragon с более широким кругом решаемых задач. Самолет с такой аппаратурой получил обозначение Ил-38SD.

«Индийский» проект предусматривал сохранение всех функций по поиску, обнаружению и поражению подлодок. При этом были расширены или добавлены функции патрулирования, поиска, разведки и т.д. Появилась возможность применения противокорабельных ракет. Первый Ил-38SD был модернизирован в 2005 г. В течение нескольких следующих лет индийская морская авиация получила пять обновленных машин.

В конце двухтысячных годов российский ВМФ нашел средства для модернизации своих самолетов ПЛО. Первый обновленный Ил-38Н был передан заказчику в 2012 г. К настоящему времени морская авиация получила восемь бортов с «Новеллой», и в будущем ожидается передача новых. Некоторые из модернизированных самолетов были названы в честь выдающихся военных деятелей.

Будущее самолетов

По открытым данным, сейчас в строю имеется лишь 22 самолета Ил-38, и 8 из них перестроены по актуальному проекту. Несколько лет назад командование флота раскрыло планы по модернизации 30 самолетов до 2025 г. Это означает, что новые приборы получат все активные машины и часть числящихся в резерве.

Предложенная и реализуемая программа модернизации, как ожидается, позволит значительно повысить потенциал авиации ПЛО и обеспечить ее соответствие современным требованиям. Кроме того, продлеваются сроки службы техники, и Ил-38Н все еще будут оставаться в строю.

Однако история самолетов Ил-38 постепенно приближается к своему завершению. Несколько лет назад стало известно о планах Минобороны по созданию нового патрульного / противолодочного самолета для замены имеющихся Ил-38 и Ту-142. В 2019 г. министерство запросило предложения потенциальных разработчиков нового проекта. Если эта программа получит продолжение, то серийное производство новой техники может быть запущено к 2030 г.

Следует отметить, что к этому времени Ил-38 успеет отметить 60-летие начала службы. Возраст самых новых машин этого типа достигнет 55 лет. Несмотря на все проводимые ремонты и модернизации, техника приблизится к полной выработке ресурса.

Отдаленная перспектива

В целом будущее самолетов Ил-38(Н) и всей патрульной авиации просматривается достаточно ясно. В следующие годы будет продолжаться модернизация имеющейся техники, возможно, даже с достижением поставленного рубежа в 30 машин. Обновленным Ил-38Н предстоит нести службу, как минимум, до конца текущего десятилетия. Именно в этот период ожидаются первые серийные самолеты перспективной модели.

Полностью отказаться от Ил-38Н удастся только после выпуска достаточного количества новых самолетов, на что уйдет не менее нескольких лет. Это означает, что до начала или середины тридцатых годов Ил-38Н сохранит статус одного из основных самолетов патрульной и противолодочной авиации. И за счет проведенной модернизации такие машины и в будущем смогут эффективно решать поставленные задачи.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!