Основные проблемы модернизации и развития турецкой армии: мнения экспертов

На фото: Опытный ОБТ Altay. Появление серийных машин вновь откладывается. Фото Otokar. В 2013 г. Турция приняла долгосрочную программу военного строительства и перевооружения, рассчитанную до 2033 г. За два десятилетия планируется построить мощные и развитые вооруженные силы, пригодные для эффективного решения всех основных задач в зонах локальных конфликтов. Выполнение таких планов связано со значительными тратами – и не застраховано от тех или иных проблем. В последние годы Турция, пользуясь ростом своей экономики, постоянно наращивала военный бюджет. В прошлом году были получены рекордные показатели. На нужды обороны потратили 145 млрд лир (более 15 млрд евро). Такие расходы эквивалентны 9,6% ВВП страны или 13% расходной части бюджета. Значительная часть военного бюджета уходит на содержание армии и решение текущих задач. Осуществляется выплата денежного довольствия, проводятся ремонты объектов, восстанавливается техника и вооружение и т.д.

Истребитель F-35B армии США осуществляет посадку на корабль. Турция лишилась возможности покупать такую технику. Фото US Navy

Одновременно с этим удается закладывать в бюджет расходы на реализацию различных крупных проектов в области перевооружения. Предусматривается разработка собственных образцов, закупка или совместное производство иностранной техники и т.д. Своими силами и при помощи зарубежных партнеров Турция разрабатывает новые образцы сухопутной бронетехники, в т.ч. танки. До недавнего времени велась подготовка к переводу тактической авиации на новую технику; обновляются флот и береговые войска и т.д. Новые образцы разного рода регулярно демонстрируются на различных мероприятиях и, как считается, показывают потенциал турецкой промышленности.

Однако сотрудничество с зарубежными партнерами приводит к определенным рискам. В последнее время сразу несколько проектов с иностранным участием оказались под угрозой по причине политических разногласий. К примеру, недавно Турция приобрела и поставила на вооружение российские ЗРС С-400. Этот шаг вызвал критику со стороны партнеров по НАТО и привел к разрыву некоторых соглашений о военно-техническом сотрудничестве.

Бронетанковые проблемы

Сухопутные войска имеют на вооружении ок. 3500 танков, но потенциал количества нивелируется качеством. Около двух третей этого парка приходится на устаревшие M48 и M60, которые даже после многочисленных модернизаций не соответствуют актуальным требованиям. Также имеется ок. 400 импортных Leopard 1 и 340 Leopard 2 – они являются самыми новыми в армии.

На протяжении долгих лет Турция пытается создать свой собственный основной боевой танк Altay. В 2018 г. появился долгожданный контракт на серийное производство, но его выполнение оказалось невозможным. Решение возникших проблем потребует несколько лет, и серийные танки теперь ожидаются только в 2023 г.

Проект «Алтай» разрабатывался под импортный силовой блок. На серийные танки планировалось ставить немецкие моторно-трансмиссионное отделение EuroPowerPack с двигателем MTU и трансмиссией Renk. Однако немецко-турецкие отношения испортились, и закупка подобных блоков оказалась невозможной. Собственные двигатели с требуемыми характеристиками у Турции отсутствуют, а сроки их появления неизвестны.

Зенитная система С-400 в экспортном исполнении для Турции. Эта поставка рассорила Турцию с США. Фото Минобороны Турции

В начале марта стало известно, что турецкая промышленность нашла поставщика двигателей и трансмиссий. Эти изделия изготовят южнокорейские компании Doosan Infracore и S&T Dynamics. В ближайшее время танк Altay и МТО на основе дизеля DV27K доработают для совместного использования, после чего начнутся испытания. На текущие работы планируется потратить не более 18 месяцев, после чего «Алтай» удастся запустить в серию.

Авиационные затруднения

В составе ВВС Турции имеется девять истребительно-бомбардировочных эскадрилий, на которые ложится основная боевая работа. Основными самолетами ВВС являются американские F-16C/D разных серий в количестве ок. 240 ед. При этом в боевых частях закреплено менее 160 самолетов, а остальные эксплуатируются учебными. Также на вооружении остается менее полусотни устаревших F-4E.

Несколько лет назад Турция договорилась с США о совместных работах по программе F-35. Турецкая сторона должна была производить и поставлять некоторые детали для серийных самолетов. Кроме того, она планировала закупить истребители в количестве до 120 ед. С 2018 г. турецкие пилоты проходили подготовку на американских базах, а в 2020-21 гг. ожидалась передача первых самолетов.

В 2019 г. сотрудничество по авиационной линии было свернуто. Турция приобрела российские ЗРС, что не устроило США. После обмена угрозами американская сторона вывела Турцию из программы F-35. Вследствие этого турецкие ВВС лишились шансов провести перевооружение и получить современную технику в разумные сроки.

В 2020 г. под удар попала беспилотная авиация. Конфликт в Нагорном Карабахе стал «звездным часом» для турецких ударных БПЛА Bayraktar TB2. Однако по результатам этих событий компании Bombardier / Rotax отказали Турции в дальнейших поставках своих двигателей, применяемых на этих беспилотниках. Аналогичная ситуация возникла с некоторыми электронными приборами.

Проблемы развития вооруженных сил Турции

Зенитный комплекс средней дальности Hisar-O турецкой разработки. Фото Aselsan

На протяжении нескольких лет турецкая промышленность обещает создать и поставить в серию свои аналоги иностранных двигателей для собственных БПЛА. В конце прошлого года было объявлено о начале сотрудничества с Украиной, которая будет предоставлять готовые двигатели и технологии для их производства. Насколько успешным будет такое взаимодействие, неясно.

Противовоздушные недостатки

В сфере борьбы с авиацией противника тоже наблюдаются серьезные проблемы. На вооружении до сих пор состоят устаревшие комплексы MIM-23 Hawk или С-125. Значительное место в системе ПВО все еще занимают артиллерийские системы. Все это не позволяет Турции создать полноценную эшелонированную стратегическую ПВО, но принимаются меры.

Самым громким событием в контексте турецкой ПВО стала закупка российских систем С-400. Этот шаг серьезно повысил боеспособность противовоздушной обороны, но испортил отношения Турции с ключевыми зарубежными партнерами и поставил под угрозу ряд совместных проектов. При этом дружественные страны не стали продавать турецкой армии комплексы с желаемыми характеристиками.

В настоящее время большие надежды возлагаются на семейство ЗРК Hisar. Первый ЗРК этой линейки доведен до производства, а в ближайшем будущем ожидается запуск серии еще одного. Новые системы малой и средней дальности должны будут заменить устаревшую технику и дополнить современные С-400. Однако на производство достаточного количества новых комплексов понадобится несколько лет, и создание полномасштабной ПВО сдвигается на неопределенное будущее.

Вызовы для флота

На днях в Турции была спущена на воду головная подлодка типа Reis. Она строилась с 2015 г. и должна начать службу в 2022-м. Запланировано строительство серии из шести таких кораблей со сдачей последнего в 2027 г. Это будут первые неатомные подлодки Турции, оснащенные воздухонезависимой энергоустановкой. Ожидается, что они серьезно повысят потенциал флота, который уже включает 12 дизель-электрических лодок.

Спуск на воду подлодки Reis. Фото Flotprom.ru

При всех своих преимуществах, проект «Реис» имеет серьезную проблему в виде зависимости от импорта. Эту лодку разработали немецкие специалисты на основе готового проекта Type 214. По заказу турецкого флота, в проект ввели ВНЭУ – тоже немецкой разработки. Строительные работы выполнялись на турецкой верфи, но и на этом этапе большой вклад сделала Германия. Кроме того, как минимум, в первые годы службы новые лодки будут зависеть от американских и немецких ракет и торпед – до анонсированного появления турецких аналогов.

С 2015 г. ведется строительство универсального десантного корабля Anadolu. Этот корабль длиной 232 м и водоизмещением 25-27 тыс.т разработан на основе испанского УДК Juan Carlos I и имеет близкие характеристики. Он сможет обеспечивать высадку десанта при помощи различных катеров, амфибийной техники и вертолетов. При этом полетная палуба оснащена носовым трамплином, что позволяет использовать УДК в качестве легкого авианосца с самолетами на борту. Авиационная группа корабля может включать по 12 самолетов и вертолетов.

Строительство «Анадолу» ведется на турецком заводе, но проект в значительной мере зависит от иностранных поставок. Кроме того, строительство отличается масштабами и сложностью, что само по себе приводит к затруднениям. В апреле 2019 г., накануне спуска на воду, на корабле произошел пожар, из-за которого понадобился небольшой ремонт. Предполагается, что уже в этом году новы УДК пройдет испытания и будет принят в состав ВМС. Это позволит разместить заказ на второй однотипный корабль – Trakya.

Войдя в боевой состав ВМС, новый Anadolu сможет решать только десантные задачи – эксплуатация корабля в качестве авианосца, по всей видимости, отменяется. Турцию исключили из программы F-35, и она теперь не сможет приобрести самолеты с укороченным взлетом F-35B. Соответственно, на неопределенный срок носовой трамплин корабля и другие элементы, необходимые для самолетов, становятся бесполезными.

УДК Anadolu во время достройки у стенки. Хорошо виден трамплин. Фото Wikimedia Commons

Успехи и неудачи

Таким образом, за последние годы турецкие вооруженные силы и оборонная промышленность провели массу работ и успешно реализовали ряд проектов, дав стране поводы для гордости. В то же время, часть программ, включая наиболее сложные и дорогостоящие, сталкивается с серьезными проблемами. Это приводит к постоянному смещению сроков, к необходимости поиска новых партнеров и т.д.

Причины таких явлений достаточно просты. Турция уже может позволить себе достаточно большие траты на оборону, что способно обеспечить количественный и качественный рост. Одновременно с этим сохраняется проблема недостаточного развития собственной оборонной промышленности. Отсутствует собственное производство и полноценных комплексов, и отдельных компонентов. Все это приводит к известным рискам политического характера.

Впрочем, сотрудничество с третьими странами не является однозначной проблемой. Несмотря на споры и скандалы, Турция получает доступ к современным зарубежным проектам и технологиям. Также она использует доступные возможности и нарабатывает опыт для дальнейшего самостоятельного использования.

В целом текущая программа модернизации вооруженных сил Турции справляется с поставленными задачами. Ведется реорганизация различных структур и обновляется материальная часть. Однако и в том, и в другом направлении сохраняются разнообразные проблемы, ограничивающие темпы проведения работ. Удастся ли избавиться от них и в полной мере выполнить поставленные задачи, станет известно позже – к 2033 г.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!