Пути модернизации национальной противоракетной обороны США: проблемы и перспективы

Национальная система противоракетной обороны США нуждается в модернизации и расширении. Агентство по ПРО изучает актуальные угрозы и вызовы, а также формирует планы по дальнейшему развитию системы. Параллельно разработчики системы и законодатели оптимизируют военный бюджет для решения новых задач. Начнем с вопросов финансирования. уществующая система стратегической ПРО отличается большими размерами, сложностью и дороговизной эксплуатации. Развитие и усиление системы связано с дополнительными крупными тратами. В последние месяцы тема финансирования противоракетной обороны поднималась несколько раз, и все подобные новости представляют интерес. В декабре 2020 г. стало известно, что Конгресс намерен увеличить бюджет Агентства по ПРО на 2021 ф.г. Согласно проекту военного бюджета, подготовленному Пентагону, на деятельность Агентства требовалось выделить 9,13 млрд долл. – на 1,27 млрд долл. меньше аналогичных трат 2020 ф.г. При этом Агентство предоставило Конгрессу список программ, которые могут быть сокращены или отменены для экономии ок. 1 миллиарда.

Планы и проблемы модернизации ПРО США

Пусковая установка комплекса GMD

Проведя анализ проекта бюджета, Конгрессмены отметили несоответствие планов Агентства и реальных нужд ПРО. Кроме того, предложенный проект входил в противоречие с некоторыми стратегическими документами, а его принятие в перспективе прямо угрожало национальной безопасности. В связи с этим в исправленном проекте военного бюджета предусмотрели увеличение трат по линии ПРО на 1,3 млрд долл.

В середине января бюджетное управление Конгресса выпустило отчет о текущих работах и планах по обновлению ПРО. Его авторы выяснили, что предполагаемые траты на развитие обороны были занижены. Согласно расчетам Управления, десятилетняя программа модернизации ПРО, соответствующая идеям «Обзора противоракетной обороны» 2019 г., обойдется в 176 млрд долл. Любопытно, что более ранняя аналогичная оценка от Агентства по ПРО была на 40% ниже.

Пуск ракеты GMD

Управление Конгресса указало на ряд дополнительных факторов, способных увеличить стоимость модернизации ПРО. В первую очередь, это отсутствие четких и ясных планов на весь период реализации программы. Кроме того, не учтено развитие средств нападения вероятного противника, требующее соответствующего обновления ПРО. Также сохраняются риски удорожания проектов по мере их реализации.

Наземный комплекс ПРО Aegis Ashore

Сохраняются и факторы политического характера. Текущие планы по развитию американской ПРО формировались при администрации Дональда Трампа с учетом ее политики. Новое руководство в Вашингтоне может предложить иные идеи и пересмотреть планы по ПРО. Любое подобное изменение приведет к необходимости корректировки бюджета, в большую или меньшую сторону.

Практические меры

Планы Пентагона и Агентства по ПРО на ближайшие годы предусматривают строительство новых объектов и модернизацию уже существующих систем. В дальнейшем возможен запуск перспективных проектов, направленных на включение в состав системы ПРО новых компонентов.

Предлагается продолжать развертывание наземных комплексов GMD. Так, «Обзор» 2019 г. предусматривал постановку на боевое дежурство 60 противоракет GBI на базе Форт-Грили (шт. Аляска). Теперь предлагается довести их количество до 100 ед., на что понадобится несколько лет и ок. 5 млрд долл.

Старт противоракеты SM-3 с крейсера USS Lake Erie (CG-70)

На протяжении нескольких последних лет Агентство по ПРО продвигало планы по увеличению количества комплексов THAAD на боевом дежурстве. Предлагается развернуть девять таких батарей для прикрытия всех стратегических направлений. При этом проект оборонного бюджета на 2021 ф.г. предусматривал эксплуатацию только семи батарей. Затем Конгресс дополнительно выделил 800 млн долл. на приобретение восьмой батареи. Эксплуатация подразделения будет стоить ок. 30 млн долл. ежегодно.

Все компоненты американской ПРО объединены при помощи системы связи, контроля и управления Command and Control Battle Management Communications (C2BMC). С момента ее принятие на вооружение осуществляется постепенная и планомерная модернизация, каждый этап которой занимает не менее 2-3 лет. На днях стало известно, что Пентагон собирается ускорить процессы обновления.

Появление у вероятных противников нового ракетного вооружения, включая гиперзвуковые комплексы, приводит к необходимости постоянной модернизации всех компонентов ПРО для сохранения требуемых боевых качеств. При этом текущие темпы обновления системы C2BMC признаны недостаточными. Агентство по ПРО выпустило запрос возможностей на тему поиска решений по ускорению модернизации. Не исключается перестройка архитектуры этой системы для более быстрого и эффективного внедрения новых компонентов и возможностей.

Перспективные компоненты

В дальнейшем в состав стратегической ПРО могут войти новые компоненты. Часть подобных разработок предназначается для замены существующих комплексов, а другие займут пока пустующую нишу. Ожидается, что такие меры приведут к значительному росту боевых возможностей ПРО и позволят более гибко реагировать на возникающие угрозы.

Эсминец USS John Paul Jones (DDG-53) осуществляет запуск ракеты SM-6

В будущем на боевое дежурство встанет ракета-перехватчик Next-Generation Interceptor (NGI). На данный момент программа NGI находится на стадии конкурсной разработки предварительных проектов. В ближайшее время Пентагон изучит предложения трех участников и выберет наиболее удачный для дальнейшего развития. Противоракета NGI заменит существующие GBI и обеспечит увеличение дальности, высотности и эффективности перехвата.

Продолжаются предварительные исследования по теме интеграции в ПРО истребителей F-35. Для решения этой задачи необходимо обновить средства связи и прицельно-навигационный комплекс самолета, а также разработать два типа ракет-перехватчиков. В зависимости от путей дальнейшего развития системы обороны в целом, на противоракетное дежурство могут поставить от 30 до 60 самолетов.

Ожидаемые проблемы

Программа строительства стратегической ПРО, способной защитить территорию США от основных угроз, стала едва ли не самой крупной и амбициозной в истории американских вооруженных сил. При этом построенная система должна постоянно обновляться, дополняться и расширяться, чтобы сохранять боеспособность, соответствующую уровню имеющихся и ожидаемых угроз.

Особенности перспективного проекта ракеты HGI от Lockheed Martin

Прямо сейчас Пентагон и Агентство по ПРО составляют планы дальнейшего развития противоракетной обороны. Рассматриваются разные возможности модернизации существующих компонентов и создания новых. Кроме того, прорабатывается финансовая сторона такой модернизации, и в оборонный бюджет закладываются соответствующие статьи расходов.

В ходе этих процессов армия США сталкивается с рядом специфических трудностей. В первую очередь, это необходимость создания крайне сложных образцов вооружения и техники. Более того, со временем, по мере развития ударных систем, их сложность только растет. Высокая сложность сказывается на стоимости перспективных программ, причем недавний отчет Конгресса показывает, что оценки их цены могут быть занижены на десятки процентов.

Очевидно, что США продолжат совершенствовать свою ПРО всеми доступными методами. Количество техники и вооружения на боевом дежурстве будет расти, а со временем наличные образцы дополнят или заменят перспективными. Однако эти процессы по-прежнему будут сопровождаться характерными проблемами. Постоянные технические трудности повлекут за собой смещение сроков и пересмотр планов, а также незапланированный рост затрат. И вполне возможно, что все поставленные задачи не удастся решить даже за 176 миллиардов, определенные Конгрессом.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!