Опыт подготовки технологов в среде комплекса T-FLEX PLM: проект на базе НИЯУ МИФИ

Центральным моментом, определяющим современный и будущий облики предприятия, является дальнейшее развертывание работ по внедрению информационных технологий и системного подхода к автоматизации процессов разработки изделий (технологии информационной поддержки изделий — ИПИ). Задача совершенствования системы обучения заключается в разработке учебно-методической базы для обеспечения процесса подготовки специалистов, прежде всего конструкторов и технологов, работающих в областях применения технологии PLM (Product Lifecycle Management). Сотрудничество Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и компании «Топ Системы» началось 12 лет назад в рамках программы «Факультет САПР», поддерживающей образовательные организации. За это время университетом были изучены функциональные возможности всей линейки продуктов программного комплекса T-FLEX PLM, которая включает в себя системы конструкторско-технологической подготовки, управления инженерными данными и инженерно-расчетные системы. Все они успешно внедрены в учебные процессы университета.

НИЯУ МИФИ T-FLEX DOCs

Рис. 1. Здание НИЯУ МИФИ

Наиболее активно в своей деятельности продукты комплекса T-FLEX PLM использует кафедра №34 «Инженерная графика». Благодаря этому сегодня на кафедре реализована уникальная система организации процесса обучения.

Для информационной поддержки учебного процесса по курсу «Инженерная и компьютерная графика» в условиях НИЯУ «МИФИ» используются цифровые прототипы научно-производственного предприятия. Учебный процесс организован на базе PLM-платформы T-FLEX DOCs, которая имеет средства управления инженерными данными. Методологической основой системы обучения является ИПИ технология.

В системе реализуются следующие основные функции:

  • целевая компьютерная подготовка квалифицированных инженерных кадров, владеющих всем комплексом современных технологий автоматизированного проектирования и навыками работы в едином информационном пространстве предприятия (ЕИП);
  • мониторинг выполнения практических заданий студентами;
  • разработка и постоянное совершенствование учебно-методического комплекса дисциплин, закрепленного за кафедрой;
  • планирование и мониторинг состояния работ по развитию кафедры.

В базу данных PDM-системы включается учебно-методический комплекс дисциплин: задания на выполнение практических работ по разработке конструкторской документации, контрольно-измерительные материалы, методические указания студентам, учебные пособия, ГОСТы, видеолекции и другие материалы. Для проверки остаточных знаний сформирован довольно большой банк тестов и заданий по всем темам дисциплины. При этом строится структура, в которой сохраняются результаты работ студентов по годам и семестрам.

В НИЯУ МИФИ путем организации цифровой кафедры, начиная уже с младших курсов, знакомят студентов с Виртуальным конструкторским бюро (ВКБ). В структуру виртуального КБ входят как компьютеры кафедры, так и домашние компьютеры студентов. Студенты могут свободно получать задания на выполнение практических работ, скачивать электронные документы (ГОСТы, учебные пособия, методические указания), видеолекции, передавать на согласование и проверку результаты выполнения заданий, а также записывать в электронный архив разработанную техническую документацию (чертежи, спецификации и т. д.).

НИЯУ МИФИ T-FLEX DOCs

Рис. 2. Структура ПТК НИЯУ МИФИ

Организована коллективная работа преподавателей над совершенствованием учебного процесса, которая включает создание тестовых практических заданий (по безбумажной технологии), видеоматериалов по освоению инструментальных средств твердотельного моделирования, 3D-моделей и конструкторской документации, электронных каталогов нормативной документации для изучения дисциплины (ГОСТ, учебные пособия, методические указания, классификатор ЕСКД).

В университете в режиме online осуществляется мониторинг и проверка выполнения студентами практических заданий на создание 3D-моделей и чертежей изделий. Также благодаря использованию технологии PLM была произведена модернизация учебно-методического комплекса дисциплин кафедры. Были включены в программу обучения видеоуроки, новые индивидуальные задания и проекты. Внедрены в учебный процесс новые методы, средства и технологии, такие как электронный технический документооборот, электронный архив конструкторской документации, технология создания информационной модели изделия, технология коллективной работы в едином информационном пространстве на базе системы управления данными об изделиях (PDM-система).

Следует отметить, что в базе данных можно выделить два раздела. К первому разделу доступ имеют только преподаватели. Он содержит рабочие материалы — новые практические задания, файлы видеолекций, тесты и другие материалы, не предназначенные для доступа студентов. К наполнению папок второго раздела, содержащих результаты выполнения практических работ, предоставлен общий доступ.

Преимуществом предложенного подхода к организации учебных процессов является возможность дистанционного обучения, когда студент самостоятельно осваивает основное содержание дисциплины, а общение с преподавателем организуется в компьютерных классах кафедры. Также данный подход позволяет организовать коллективную работу студентов разных специальностей, находящихся на разных площадках университета.

Использование программно-технического комплекса позволило включить в программу дисциплины раздел «Электронные конструкторские документы», а студентам на практических занятиях создавать электронные конструкторские документы, такие как электронные модели изделий, модели сборочных единиц, структуры изделия (ЭСИ) в соответствии с современными требованиями ГОСТ (ГОСТ 2.051-2006, ГОСТ 2.052-2006, ГОСТ 2.053-2006).

При изучении дисциплины «Инженерная графика» используются методики, которые позволяют студентам, помимо чтения и выполнения конструкторской документации, получить навыки работы с САПР, а именно с твердотельными 3D-моделями, электронной конструкторской документацией в соответствии с ГОСТ и анимацией сборочных единиц изделия.

Студенты изучают технологию создания 3D-моделей и чертежей в системе автоматизированного проектирования T-FLEX CAD. Цель курса — накопить необходимый опыт и получить навыки практического применения современного инструмента проектирования T-FLEX CAD при разработке конструкторской документации в соответствии с ГОСТ. В результате освоения курса слушатели научатся создавать 3D-модели и чертежи в T-FLEX CAD, редактировать объекты чертежа, создавать сборочные единицы, работать с внешними объектами, созданными в других САПР, а также выводить готовые чертежи на печать. По окончании курса обучающиеся смогут реализовывать все свои идеи в собственном проекте в T-FLEX CAD, вплоть до мельчайших деталей. Курс предназначен для студентов, занимающихся конструкторской и проектной работой в области машиностроения.

НИЯУ МИФИ T-FLEX DOCs

Рис. 3. Фрагмент структуры папки «Учебные материалы» в базе данных T-FLEX DOCs

Технологическая база ПТК включает в себя набор программных решений, состоящий из:

  • САПР для трехмерного проектирования, конструирования и выпуска конструкторской документации в соответствии с ЕСКД на изделия;
  • PLM-системы — решение по управлению жизненным циклом изделий, на базе которого организуется единая рабочая среда и выполняется управление данными в рамках типового проекта. Рабочая среда является ядром учебной PLM-системы. С ее помощью выполняется управление изделиями и проектами любой сложности; библиотеками стандартных и нормализованных изделий; визуализацией инженерной информации. PLM–система имеет развитые средства интеграции с системами планирования проектов, а также с различными САПР и офисными системами.
  • пакетов программных продуктов, наиболее часто применяемых для осуществления инженерных расчетов и их документирования.

На базе программно-технического комплекса по всем направлениям можно создавать лабораторные практикумы. Включение в ПТК PDM-системы позволяет архивировать результаты работ студентов, хранить курсовые и дипломные работы в течение всего времени обучения. Таким образом, может быть создана история обучения студента с возможностью просмотра конкретных работ по дисциплинам.

НИЯУ МИФИ T-FLEX DOCs

Рис. 4. Фрагмент справочника «АРМ Конструктора», в котором содержатся записи об изделиях, созданные студентами в базе данных T-FLEX DOCs

Созданный на кафедре комплекс позволяет также проводить обучение в виртуальной среде современного научно-производственного предприятия по следующим направлениям:

  • управление жизненным циклом изделия (PLM);
  • планирование и управление ресурсами предприятия (MRP/MRP II/ERP);
  • инженерная графика и конструирование изделий с использованием CAD в соответствии с требованиями ЕСКД;
  • организация электронного архива технической документации (ЭАТД) изделий;
  • организационная и конструкторско-технологическая подготовка производства;
  • планирование и управление производственными ресурсами (MES-системы);
  • инженерные расчеты, твердотельное моделирование изделий;
  • автоматизация процессов деятельности научно-производственного предприятия (информационное, программное, техническое обеспечение автоматизированных систем предприятия);
  • СУБД и языки программирования, технология разработки программного обеспечения автоматизированных систем в соответствии с ЕСПД;
  • защита информации в автоматизированных системах;
  • электронная цифровая подпись и ее использование в электронном техническом документообороте;
  • технология программирования, организация архива программной документации на информационные системы и изделия, содержащие программное обеспечение.

Включение в состав ПТК используемых на предприятиях PDM/PLM-систем (T-FLEX DOCs, Windchill, Search) и САПР (T-FLEX CAD, Creo, SolidWorks, Mentor Graphics, Altium Designer и т. д.) позволит исследовать и решать задачи по их взаимодействию и организации сквозных циклов проектирования изделий и управления проектами. При использовании PLM-системы университет получает инструментальную среду для проведения НИОКР, накопления опыта, проектных решений и знаний в единой интегрированной базе данных, которая может использоваться в новых проектах.

Для того чтобы ускорить адаптацию будущих специалистов к их профессиональной деятельности в условиях современного производства, необходимо создать информационную образовательную среду студента, идентичную информационной среде инженера. Концепция PLM-технологий позволяет обеспечить создание и практическое использование учебной виртуальной среды как для отдельной кафедры, так и для университета в целом.

НИЯУ МИФИ T-FLEX DOCs

Рис. 5. Отображение структуры изделия в «АРМ конструктора». Пример КД на изделие студента

В результате обучения в среде виртуального предприятия студент получает опыт работы и практические навыки использования современных информационных технологий и инструментальных средств решения прикладных задач, входящих в компетенции соответствующего направления. Это позволяет сократить разрыв между теоретическими и практическими знаниями выпускника, то есть повысить его профессиональный уровень. Такой подход к обучению должен обеспечить хорошую практическую подготовку студентов, а также обеспечить внедрение освоенных современных технологий и программных средств на предприятиях отрасли с участием студентов и выпускников Университета.

Использование PLM-системы, в которой организована работа в едином информационном пространстве, способствует сближению инженерного образования и машиностроительной практики.

Автор: Валерий Щербаков
Источник: http://isicad.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!