Современное состояние американской тактической авиации: возможен ли массовых переход от F-16 к F-35

На фото: Истребитель F-16C – машина массовая, но устаревшая. Фото Wikimedia Commons. В середине февраля начальник штаба ВВС США генерал Чарльз К. Браун раскритиковал современное состояние американской тактической авиации. Самые массовые на данные момент истребители F-16 разных модификаций он назвал устаревающими и требующими замены, а перспективные F-35 подверглись критике из-за технических проблем и высокой цены. В связи с этим появилось предложение о разработке нового самолета, лишенного недостатков имеющейся техники. В распоряжении ВВС США имеется почти 1100 истребителей F-16C/D. Эта техника строилась и передавалась в части до середины двухтысячных годов, после чего серийное производство сосредоточилось на выполнении экспортных контрактов, а в интересах Пентагона осуществлялась только модернизация техники. Несколько лет назад было принято решение о возобновлении производства; теперь в серию идет техника последней модификации. Ч. Браун отметил, что процесс дальнейшего совершенствования самолетов F-16 уже не имеет смысла.

F-22A после ремонта и модернизации, ноябрь 2020 г. Фото US Air Force

Дело в том, что этот самолет даже в последних модификациях сохраняет устаревшую архитектуру, ограничивающую возможности по обновлению аппаратной части и программного обеспечения. Такие особенности техники не соответствуют актуальным требованиям ВВС.

В качестве прямой замены для F-16 создавался перспективный F-35, однако и он не лишен недостатков. Эта машина чрезмерно дорога в производстве и эксплуатации, сталкивается с техническими проблемами и ограничениями и т.д. При этом в строй поставлено несколько сотен новейших F-35, а утвержденные планы предусматривают создание парка в 1700 с лишним самолетов.

Штаб ВВС предлагает пересмотреть планы на будущее и изучить возможность создания нового самолета, учитывающего недостатки существующих машин и более выгодного во всех отношениях. По словам генерала Брауна, такой образец будет относиться к поколению «4+» или «5-». Любопытно, что речь идет о возвращении к предыдущему поколению – о разработке новых образцов 4-го поколения не вспоминали уже несколько десятилетий.

ВВС планируют провести исследование потребностей и возможностей тактической авиации, по результатам которого может быть сформировано техническое задание на перспективный истребитель. Исследование TacAir проведут совместно с контролирующими органами Пентагона, что позволит определить оптимальный облик самолета не только с технической, но и с экономической точки зрения.

Пожелания заказчика

Научно-исследовательская работа TacAir находится на самых ранних стадиях, и ее результаты остаются неизвестными. Однако Ч. Браун еще в середине февраля раскрыл не только недостатки наличной авиационной техники, но и пожелания относительно перспективного образца. Возможно, эти идеи в дальнейшем получат развитие и даже войдут в готовое техзадание.

По словам генерала, новый самолет должен отличаться от F-16 повышенной боевой эффективностью. Он должен быстрее выходить в заданный район и выполнять поставленную задачу, используя современные технологии. Заявления о скорости могут указывать на необходимость создания совершенно новой платформы с высокими летно-техническими характеристиками. В частности, полезной может быть способность к сверхзвуковому полету без использования форсажа. При этом она должна быть проще самолетов F-22 и F-35, чтобы стоимость проекта оставалась на приемлемом уровне.

Серийный истребитель F-35A. Фото US Air Force

Существенным недостатком старых самолетов является закрытая архитектура электроники и ПО. Перспективные истребители должны иметь возможность относительно быстрого обновления программ, в т.ч. непосредственно перед вылетом. Более того, недавно ВВС США проводили эксперименты с концепцией Open-mission systems («Системы открытого полета»). В этом случае обновление ПО проводится максимально быстро и может выполняться в любое время, даже во время полета к цели.

Другие пожелания технического характера пока не оглашались. Остались неизвестными мысли командования ВВС о потребном составе радиоэлектронного оборудования, о вооружении и т.д. Возможно, подобные подробности будут раскрываться позже, по мере проведения исследовательских работ – и после запуска разработки гипотетического проекта.

Прошлое поколение

Формально на вооружении ВВС США уже состоят два истребителя последнего 5 поколения – это машины F-22A и F-35 разных модификаций, разработанные компанией Lockheed Martin. При этом подобные самолеты далеко не в полной мере соответствуют ожиданиям и рекламным материалам прошлого. Они по-прежнему отличаются высокой стоимостью эксплуатации, сохраняют проблемы технического характера и т.д.

Чрезмерная стоимость в свое время заставила Пентагон резко сократить планы по строительству F-22A, вследствие чего такие самолеты не смогли заменить наличные F-15 предыдущего поколения. Прямо сейчас аналогичные проблемы наблюдаются при попытке замены старых F-16 новыми F-35. При этом тактическая авиация нуждается в дальнейшем развитии, которое приходится осуществлять не только за счет строительства самолетов последнего поколения, но и при помощи модернизации предыдущих образцов.

Проектный облик самолета F-21 – модификации F-16V для индийского тендера. Графика Lockheed Martin

Развитие истребителя F-16 продолжается до сих пор. В 2015 г. начались летные испытания опытного самолета F-16V Viper с кардинальным обновлением радиоэлектронных компонентов. Предлагалось как строительство новых машин этого типа, так и модернизация имеющихся с применением новой аппаратуры. F-16V уже стал предметом нескольких экспортных заказов.

При этом Пентагон не планирует покупать такую технику или заказывать модернизацию наличного парка до версии Viper. Причины этого обозначил генерал Браун: при всех своих преимуществах, предусматриваемая замена аппаратуры не решает характерных проблем и не позволяет получить достаточный задел на будущее.

Одновременно с этим ВВС США планируют закупку глубоко модернизированных истребителей F-15EX новой постройки, при помощи которых в обозримом будущем заменят устаревшие F-15C. Проект «EX» предусматривает замену ключевых элементов БРЭО и обеспечение совместимости с новым вооружением и подвесным оборудованием. Все эти меры обеспечивают резкий рост боевых качеств в сравнении с самолетами предыдущих модификаций.

Пентагон открыто заявляет, что закупки F-15EX связаны с прекращением производства современных F-22A, ограниченным остатком ресурса наличных F-15C/D и отставанием от графика в программе F-35. Использование готовой платформы, оснащенной новой аппаратурой, как ожидается, позволит закрыть потребности ВВС на несколько следующих лет. При этом отмечается, что к концу десятилетия F-15EX перестанет отвечать части требований: устаревшая платформа сделает его уязвимым к системам ПВО будущего.

От пятого к четвертому

Таким образом, испытывая трудности с перевооружением на новое 5 поколение истребителей, ВВС США вынуждены возвращаться к предыдущему 4-му. Самолеты этого поколения по-прежнему составляют основу тактической авиации, и изменение такой ситуации даже не предвидится. Прежде всего, это связано с недостаточным объемом выпуска F-22A и ограниченными темпами строительства более новых F-35 всех модификаций.

Снова 4 поколение. Гипотетическая замена F-16 и F-35 для ВВС США

Сборка первого самолета F-15EX. Фото US Air Force

В такой ситуации очевидным решением, направленным на повышение боеспособности ВВС, является модернизация наличного парка. Также возможна закупка дополнительных самолетов старых типов в новых версиях. Оба этих метода уже активно используются, но не позволяют строить планы на отдаленное будущее.

В ближайшее время ВВС США могут задействовать и третий способ обновления тактической авиации в виде создания и запуска производства совершенно нового истребителя, относящегося к предыдущему поколению или занимающего промежуточное положение между четвертым и пятым. На фоне предыдущих событий и громких заявлений такое предложение выглядит крайне интересно, а кроме того, может ударить по репутации США как ведущей авиационной державы.

Следует отметить, что пока речь идет только о научно-исследовательской работе по изучению и обоснованию возможности создания нового самолета поколений «4+» или «5-». До конструкторских работ и запуска строительства еще далеко, и за это время многое, включая планы командования, может поменяться. Однако соотношение современной и устаревающей техники в ВВС, по всей видимости, не изменится и останется поводом для самого серьезного беспокойства.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!