В компании «Металлоинвест» реализуется масштабная программа трансформации ремонтных служб. Планируется изменить не только их структуру, но и отношение работников к происходящим процессам, ведь от того, насколько эффективно организованы ремонт и диагностика, зависит надёжность работы оборудования, а значит, объёмы производства и финансовые результаты компании. Об этом наш разговор с Александром Юдиным, директором по техническому обслуживанию и ремонтам Оскольского электрометаллургического комбината имени А. А. Угарова. — Александр Станиславович, почему появилась необходимость изменений в работе ремонтных служб, в чём суть трансформации? — Каждая производственная деятельность должна развиваться и совершенствоваться. Трансформация любого процесса направлена прежде всего на повышение его эффективности. Мы довольно глубоко изучили передовой опыт в области организации ремонтов многих отечественных и зарубежных компаний и увидели: нам есть к чему стремиться. Хотя очень многому можно поучиться и у нас, но любой, даже налаженный процесс, можно и нужно улучшать.
Необходимо в первую очередь повышать коэффициент технической готовности оборудования и эффективность плановых ремонтов, снижать уровень внеплановых простоев — именно эти цели преследует программа трансформации. А инструментами для их достижения являются управление процессами надёжности, инновационный подход к диагностике, чёткое и детальное планирование, развитие IT-технологий и, конечно, развитие персонала. Мы чётко осознаем: люди — наш главный ресурс и ценность.
— Из чего состоит программа трансформации?
— Программа масштабная, она состоит из 19 проектов, девять из которых — кросс-функциональные, то есть затрагивают сразу несколько направлений деятельности, в реализацию которых вовлечены сотрудники не только ТОиР, но и других вертикалей. Большинство из проектов уже запущено в работу, по каждому созданы рабочие группы, еженедельно проводятся «штабы» с обсуждением статусов реализации, проблемных и актуальных вопросов. Все проекты тесно переплетены между собой. Например, «Повышение производительности труда» невозможно без перераспределения функционала, и это уже пересечение с проектом «Реорганизация функции управления ТОиР». Этот процесс обязательно будет сопровождаться изменением системы мотивации, на что направлен следующий проект — «Мотивация и вовлечённость персонала ТОиР». Также это неизбежно должно повлечь внедрение новых технологий, замену инструментального парка, и здесь включается проект по техническому развитию и инжинирингу, ну, и так далее. В 2020 году на реализацию программы трансформации запланировано около 250 миллионов рублей: в основном это приобретение инструментария, средств диагностики и механизации, то есть всего, что должно помочь персоналу более эффективно проводить техническое обслуживание и ремонты.
— Расскажите подробнее о ключевых направлениях программы и о том, какие шаги уже предприняты?
— Самый важный шаг — централизация функций техобслуживания и ремонтов. С 1 декабря ремонтная служба выведена из состава производственных подразделений в самостоятельные центры ТОиР. Мы разделили их по переделам: центр ТОиР фабрики окомкования и металлизации, центр ТОиР сталеплавильного производства и центр ТОиР прокатного производства. Организационные структуры центров уже сформированы, штатные расписания подготовлены. Для нашего комбината это революционный шаг. Однако в этом нет ничего страшного: такой подход имеет право на существование, самое главное — правильно организовать управление. Если посмотреть на процесс с точки зрения эффективности, становится ясно: центр ТОиР — инструмент, позволяющий более гибко и рационально управлять трудовыми ресурсами.
— А в чём главная идея организации центров ТОиР?
— Зачастую бывает, что работники, «привязанные» к подразделению, загружены неравномерно, а персонал РМУ и УРЭЭО разрывается между ремонтами. Централизация ремонтной службы позволит снизить остроту проблемы. Конечно, это непростой путь: необходимо будет значительно повысить компетенции персонала, добавить мультифункциональности, но эффект должен быть. Мы станем более защищены как со стороны объёмов работ, которые необходимо сделать, так и со стороны их качества, ведь не секрет, что у наших ремонтников знание специфики оборудования и технологии выше, чем у подрядчиков. Кстати, в программе реализуется отдельный проект «Управление поставщиками и подрядчиками ТОиР». Сейчас наряду со стоимостью услуг подрядчика будут учитываться его квалификация и качество.
— Какие ещё проекты входят в программу трансформации?
— Одним из важнейших направлений является развитие процессов управления надёжностью. Проект позволяет сфокусировать максимум внимания на оборудовании, остановка которого может привести к снижению объёмов производства, качества продукции, привести к травматизму или каким-то экологическим проблемам. Однако говорить о повышении надёжности, не зная текущего состояния оборудования и его остаточный эксплуатационный ресурс, неправильно. И в этом году мы в рамках проекта «Развитие диагностики и предиктивной аналитики» планируем завершить мероприятия по внедрению стационарной системы диагностики на пилотном участке — в первом сортопрокатном цехе. Уже смонтировано оборудование, сейчас ведётся монтаж систем управления и сбора данных. Организована работа по виброналадке роторного оборудования, экспресс-анализу масел. Кстати, очень интересное направление — трибодиагностика, или процесс определения технического состояния оборудования по наличию и составу продуктов износа, выявляемых при анализе масел. Например, количественное содержание следов бронзы в пробах масла из редуктора привода агрегата может многое сказать нам о состоянии сепараторов подшипниковых узлов. Это направление мы будем активно развивать.
Вся информация, поступающая со стационарных систем диагностики, будет аккумулироваться в единой информационной базе после реализации ещё одного проекта — «Ситуационный аналитический центр». На её основании будет производиться оперативный анализ, моделирование, прогнозирование развития отказов и дефектов в работе оборудования, а также планирование и контроль выполнения ремонтов. Также необходим проект, нацеленный на внедрение новых технологий для ремонтов, восстановления запасных частей и узлов, обработки изготавливаемых деталей. С этим направлением тесно связан проект «Повышение эффективности машиностроительных активов», целью которого является оптимизация технологических процессов при собственном производстве запасных частей.
Повышение коэффициента технической готовности оборудования и эффективности плановых ремонтов, снижение уровня внеплановых простоев — именно эти цели преследует программа трансформации.
— Такая работа также уже ведётся на предприятии?
— Да, реализовано два мероприятия по расширению номенклатуры изготавливаемых изделий и снижению себестоимости: кузова для автомобилей БелАЗ теперь будут изготавливаться в условиях УПЗЧ, а вместо поковок, закупаемых на стороне, при изготовлении «пальцев» для СПЦ № 1 будет использоваться прокат ОЭМК. Реализация мероприятий проекта «Повышение эффективности плановых ремонтов» уже позволила за счёт устранения потерь на критическом пути, грамотного планирования, правильного распределения бригад, своевременного обеспечения запчастями и материалами снизить продолжительность некоторых ремонтов, а разработанная программа по мотивации увеличит вовлечённость работников в этот процесс. Для повышения уровня компетенций ремонтного персонала была запущена программа «Факультет ремонтов». Также будет сформирована цифровая платформа, содержащая в себе библиотеки методик, видеокурсов, тренингов по различным направлениям с возможностью дистанционного обучения.
— Александр Станиславович, какие трудности могут возникнуть в связи с трансформацией ТОиР?
— Самое сложное — перестроить сознание работников, изменить парадигму их мышления, сделать их проводниками перемен. У меня под рукой есть статистика, почему 70 процентов программ по изменениям терпят поражение. Так вот, недостаток средств и ресурсов — на последнем месте, всего 14 процентов от общего количества. А на первом — сопротивление сотрудников, 39 процентов! На втором, кстати, ролевая модель руководителей, она тоже очень важна, но прежде всего необходимо найти поддержку и понимание всего коллектива. Нужно объяснять людям, как и зачем будут происходить изменения и что их ждёт, максимально убирать страх и неуверенность в будущем, и тогда всё получится.
— Значит, важна вовлечённость персонала в процесс трансформации ТОиР?
— Любые изменения делаются людьми, и все мероприятия, которые мы намечаем по программе трансформации ремонтной службы, можно выполнить только командой единомышленников, полностью вовлечённых и заинтересованных в этом процессе работников.
— Что даст трансформация ТОиР работникам ремонтных служб?
— Я бы переформулировал вопрос: «Зачем это им?». Мы живём в жёстком конкурентном мире, и конкуренция с каждым днём всё усиливается, поэтому повышение эффективности компании для сохранения своего места в мире, те процессы, которые запущены сейчас в ремонтной сфере, не просто сделают её лучше, они жизненно необходимы. Наверное, ни для кого не является секретом, что стабильная заработная плата на уровне не ниже большинства российских предприятий возможна только при условии стабильной работы всей компании. Вот об этом необходимо думать в первую очередь. Ну, и ещё о том, чтобы сделать свой труд осмысленнее, легче, безопаснее. Этому будут способствовать правильная организация работы, автоматизация процессов, закупка современного инструмента, приспособлений и средств малой механизации.
Авторы: Максим Баркалов, Ирина Милохина
Фото Александра Белашова
Источник: http://www.up-pro.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!