Советский гражданский сверхзвуковой авиалайнер Ту-144: современное состояние наследия великой программы

Ту-144 – первый и последний наш сверхзвуковой пассажирский самолет. Самолет-легенда, проживший не долгую, но яркую жизнь. Всего было построено 17 экземпляров Ту-144. Что с ними стало и где сейчас те, которые уцелели. Коротко – о каждом. В реальности было построено больше, чем 17 самолетов. Но часть из них создавались исключительно для испытаний, в том числе для испытаний планера, и даже не получали бортовых номеров. Мы расскажем только о тех самолетах, которые имели бортовые номера и были введены в эксплуатацию.  СССР-68001, СССР-77101 – прототип и первый самолет типа. Активно летали, проходили испытания, участвовали в выставках, но пассажирских рейсов не выполняли. Распилены на металлолом. СССР-77102 – разбился под Парижем в 1973 году во время авиашоу в Ле Бурже. СССР-77103, СССР-77104 (он же СССР-77144), СССР-77105 – уничтожены. СССР-77106 – сохранился, находится в музее ВВС в Монино под Москвой. Этот музей – главное место любителя авиации. Здесь собрана самая полная коллекция самолетов. Если вы интересуетесь авиацией (а иначе зачем вам читать эту публикацию), но до сих пор не были в Монино, срочно исправьте это, тем более, что над музеем периодически нависает опасность закрытия.


Ту-144 СССР-77106. Фото: Кирилл Балберов

СССР-77107 – в 2017 году был установлен на всеобщее обозрение на одной из улиц в Казани, возле Казанского авиаинститута. Сперва Путин поручал к августу 2019 сделать внутри интерактивный музей. Но пока все замерло, музей решили делать еще и снаружи и вроде уже даже утвердили смету в 220 млн рублей. Проект пока такой:

Проект музея ТУ-144 в Казани. Источник: КАИ

Сегодня самолет выглядит так:

Ту-144 СССР-77107. Фото: wikimedia

СССР-77108 – находится на учебном аэродроме Самарского НИУ имени академика С. П. Королева.

ТУ-144 СССР-77108. Фото: russianplanes.net / Михаил Лисовский

СССР-77109 уничтожен. Это был один из двух бортов, непосредственно принимавших участие в пассажирских перевозках.

СССР-77110 – второй борт, возивший пассажиров. Он сохранился и находится в музее гражданской авиации в Ульяновске. Википедия пишет, что этот самолет – один из трех сохранившихся, который практически полностью укомплектован деталями и может быть восстановлены до летного состояния. Правда это или нет, я не знаю.

Ту-144 СССР-77110. Фото: Flickr / Влад Волков

СССР-77111 – утрачен в авиакатастрофе под Егорьевском (1978 год).

СССР-77112 – единственный сохранившийся самолет в музее за пределами России. Он находится в музее авиатехники Зинсхайм (Sinsheim) в Германии. Но уникален он не только этим. Во-первых, он стоит рядом со своим главным «конкурентом» – Конкордом (Concorde, франко-британский сверхзвуковой самолет). Во-вторых, в него можно зайти и осмотреть изнутри.

СССР-77113 – уничтожен.

СССР-77114 до 2019 года хранился на аэродроме ЛИИ имени Громова в Жуковском, но летом 2019 года был установлен в том же Жуковском, как памятник. В будущем здесь тоже обещают сделать небольшой музей. Это второй самолет, по версии «Википедии», сохранившийся наилучшим образом.

Ту-144 СССР-77114. Фото: Виктория Ноговицына

Ту-144 СССР-77114. Фото: Виктория Ноговицына

СССР-77115 – третий самолет в хорошей сохранности. Он, в отличие от прошлого экземпляра, остался на хранении в Жуковском. Его можно увидеть во время авиасалона «МАКС» и даже зайти в него.

Ту-144 СССР-77115. Фото: Виктория Ноговицына

Ту-144 СССР-77115. Фото: Виктория Ноговицына

СССР-77116 – уничтожен.

Источник: https://pulse.mail.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!