На фото: Опытное шасси на выставке. Одним из самых интересных экспонатов на форуме «Армия-2020» стало специальное корпусное колесное шасси СККШ-586 разработки Мытищинского машиностроительного завода. Этот образец разработан в качестве базы для различных средств противовоздушной обороны и другой техники и должен показывать достаточно высокие тактико-технические характеристики. Кроме того, он имеет ряд важных особенностей, благодаря которым имеет заметные перспективы. Сообщается, что ММЗ (входит в состав концерна «Калашников») начал разработку будущего СККШ-586 в инициативном порядке. В дальнейшем этим проектом заинтересовалось министерство обороны, что привело к появлению официального технического задания. Итоговый вариант изделия будет полностью соответствовать требованиям военных. СККШ-586 представляет собой колесную плавающую платформу для установки того или иного оснащения. Шасси предлагается использовать для строительства различных зенитных ракетных комплексов войсковой ПВО, для чего обеспечиваются высокая подвижность и проходимость, а также защита от основных угроз. Целевое оборудование предлагается размещать на предусмотренных местах внутри корпуса и на крыше.
На «Армии-2020» завод-разработчик представил опытный образец перспективного шасси. Машина демонстрировалась самостоятельно, без какого-либо целевого оснащения. При этом посадочное место на крыше закрыли маскировочной сетью. Кроме того, опубликовали рекламный ролик, показывающий шасси с боевым модулем ЗРК «Тор».
Согласно оглашенным планам, в 1 квартале 2021 г. опытное изделие СККШ-586 выйдет на предварительные испытания. Так же в следующем году предполагается начать проверки шасси с «полезной нагрузкой». В качестве последней будут использованы боевой модуль и прочая аппаратура ЗРК малой дальности «Тор». Согласно нынешним оценкам, испытания займут около двух лет. Уже в начале 2023 г. перспективная машина может пойти в серию.
Технические решения
В основе проекта СККШ-586 лежит несколько важных идей, обеспечивающих эффективное решение поставленных задач. Итогом этого стало появление защищенной машины с колесной формулой 8х8, высокой грузоподъемностью и высокими ходовыми характеристиками.
Как следует из названия проекта, машина построена на базе оригинального несущего корпуса. Корпус выполнен из алюминиевого сплава и имеет заднемоторную компоновку. Передний и центральный отсеки отданы под отделение управления и целевое оборудование. Листы корпуса обеспечивают защиту 4 класса по отечественному стандарту – от 5,45-мм автоматных пуль. Отделение управление получает бронестекла с тем же уровнем защиты. Корпус выполнен герметичным и позволяет плавать.
Шасси комплектуется многотопливным двигателем мощностью 650 л.с. производства Тутаевского моторного завода. Четырехосная ходовая часть получает полный привод. Используется управляемая гидропневматическая подвеска с возможностью изменения клиренса. Нормальный дорожный просвет составляет 400 мм, возможный диапазон изменения – от 220 до 520 мм. В корме корпуса предусмотрены два водометных движителя.
Энергетические системы шасси разработаны с учетом установки дополнительного оборудования и его возможного потребления. Для упрощения эксплуатации имеется информационно-управляющая система, следящая за работой агрегатов и выдающая экипажу необходимые данные.
Длина шасси достигает 11,2 м, ширина – 3,4 м. Собственная высота шасси без боевого модуля – 2,45 м. Полная масса, в зависимости от комплектации, не будет превышать 43,2 т. Грузоподъемность – более 17 т. При такой массе бронемашина сможет развивать скорость до 80 км/ч, запас хода – 800 км. Обеспечивается преодоление различных препятствий и водных преград. Предусмотрена лебедка для самовытаскивания.
Принципиально новый образец
Представленное специальное шасси представляет большой интерес с технической и эксплуатационной точки зрения, а также в контексте дальнейшего развития войсковой ПВО. Заявленные особенности и характеристики позволяют предполагать, что СККШ-586 имеет большие перспективы и может найти свое место в российской армии или в зарубежных вооруженных силах.
Предлагаемый облик СККШ-586 с боевым модулем “Тор”
В первую очередь, необходимо отметить, что шасси подобного класса с характеристиками такого уровня в нашей стране пока не производятся. Новая разработка ММЗ оказывается первым современным образцом такого рода. Появление проекта СККШ-586 открывает новые перспективы и снижает риски.
В настоящее время отечественная промышленность не может обеспечить все потребности армии в специальных шасси, из-за чего приходится закупать зарубежную технику. Появление новой разработки от ММЗ частично решает эту проблему и позволяет в будущем обойтись без некоторых импортных образцов, а также застраховать армию от известных рисков.
СККШ-586 может быть весьма удачной платформой для строительства различны образцов техники. Грузоподъемность не менее 17 т позволяет нести боевые модули и другую аппаратуру всех существующих комплексов ПВО ближней и средней дальности, таких как «Тор», «Панцирь» или «Бук». Кроме того, по целевой нагрузке новое шасси превосходит основные отечественные и зарубежные образцы.
При всем этом, шасси СККШ-586 отличается хорошей мобильностью. Его можно перебрасывать по автодорогам и применять на пересеченной местности с водными преградами. Далеко не все современные образцы войсковой ПВО имеют такие возможности. Впрочем, из-за больших размеров и массы боевая машина может перевозиться по воздуху только самолетами Ан-124.
Пути модернизации
Таким образом, новое корпусное шасси СККШ-586 от ММЗ имеет большое будущее и может занять важное место в структуре вооружений и техники сухопутных войск. С его помощью можно создать новые высокомобильные комплексы ПВО на основе серийных компонентов. К примеру, в рекламных материалах по проекту демонстрируется модификация боевой машины «Тор» на новом шасси. Сообщается о проработке установки систем ЗРК «Бук».
СККШ-586 имеет солидный запас характеристик, который будет полезным при разработке перспективных образцов. Прорабатывается вопрос создания новой РСЗО. Также на подобном шасси можно создавать радиолокационные и радиотехнические станции разного назначения, командные пункты и т.д. По сути, оно будет полезным во всех сферах, где требуется значительная грузоподъемность при высокой проходимости и противопульной защите.
При этом некоторые варианты применения остаются под вопросом. Так, неясно, можно ли вписать в существующий корпус ОТРК или иной «тяжелый» образец со специфическими компоновочными требованиями.
До начала испытаний
Впрочем, использование нового специального шасси в реальных проектах пока остается делом будущего. К настоящему времени ММЗ построил только опытный образец, который пока не успели вывести на испытания. Эти мероприятия начнутся только в следующем году и будут продолжаться до 2022-23 гг.
Не ранее 2023 г. завод-разработчик способен организовать серийно производство в интересах отечественного министерства обороны. Вероятно, к этому времени вместе со смежниками он также создаст проекты реальных ЗРК на новой платформе, и первые серийные шасси сразу получат необходимое оснащение. Какой комплекс первым пойдет в серию – неизвестно. Возможно, армия еще не определилась с такими планами.
В целом в проекте СККШ-568 речь идет о многообещающем, интересном и важном для отечественной промышленности и армии образце. Успех этого проекта даст новые возможности разного рода – от разработки перспективных образцов с повышенными характеристиками до сокращения зависимости от импорта. К сожалению, нельзя исключать и негативные сценарии. Но и в этом случае будет получен полезный опыт.
Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!