Киберфизические системы и искусственный интеллект: на грани глобальной технологической гонки

В настоящей аналитической статье рассматриваются особенности искусственного интеллекта в современных реалиях. Отводится ключевая роль искусственному интеллекту в технологическом развитии и в борьбе за рынки. В отдельных российских регионах имеются примеры успешной реализации проектов технологического развития в области искусственного интеллекта. Автор обращается к немецкому опыту построения технологии «Индустрии 4.0» в контексте искусственного интеллекта. Итак. На совещании по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта Президент РФ Владимир Путин отметил, что одним из ключевых направлений техно- логического развития государства является искусственный интеллект. Его механизмы обеспечивают в режиме реального времени  быстрое  принятие  оптимальных  решений  на основе анализа гигантских объёмов информации, так называемых больших данных, что даёт  колоссальные  преимущества  в качестве   и результативности.

При   этом   борьба за технологическое лидерство, прежде всего в сфере искусственного интеллекта, стала полем глобальной конкуренции [8].

В соответствии с Указом Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [9] основным направлением развития российских информационных и коммуникационных технологий, являются, в числе прочих, искусственный интеллект.

Кроме того, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию [2] отмечалось, ключевая роль искусственного интеллекта в технологическом развитии и завоевании рынков.

В настоящее время существуют следующие основные глобальные тенденции и факторы развития мировой экономики, которые необходимо учитывать при разработке долго- срочных стратегий развития государства. В частности, речь идет об инновациях и информации.

Поскольку, данные быстро переходят в продукты: информация – потребность – инновация – производство. Происходит тотальная цифровизация. Производство будущего – это не «вырезание», а созидание и выращивание (3D- printing из композитов или атомарной пыли) (например, Apple, Alcoa).

Увеличение значения инноваций и модернизации как базовых инструментов экономического развития при снижении влияния многих традиционных факторов роста (исчерпание потенциала ресурсной модели экономического развития, базирующейся на доиндустриальных отраслях и низкой стоимости производственных факторов: рабочая сила, топливо, электроэнергия).

Дальнейшее закрепление пятого технологического уклада с переходом на развитие шестого, а впоследствии и седьмого технологического уклада (лидерство когнитивных технологий).

Технологический уклад – комплекс технологически сопряженных производств, характерных для определенного уровня развития общественного производства (ядро техно- логического уклада), ключевым фактором формирования которого является развитие определенных технологических направлений [1].

К V технологическому укладу относятся информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, технологии в области микро- и радиоэлектроники, технологии в области роботостроения и приборостроения, технологии в области вычислительной, оптико-волоконной техники и офисного оборудования, технологии производства медицинской техники и оказание высокотехнологичной медицинской помощи, технологии производства фармацевтической продукции, технологии производства новых материалов с заданными свойствами, авиакосмические технологии, технологии в области атомной энергетики и возобновляемых источников энергии.

К VI технологическому укладу относятся нанотехнологии, генноинженерные и клеточные технологии, технологии искусственного интеллекта, аддитивные технологии.

Автор рассматривает особенности новой экономики, ориентированной на современные технологии. В качестве примера показательного примера приведен опыт Германии на  основе технологии «Индустрии 4.0». Кроме того, рассматриваются интересные практики в  отдельных российских регионах с использованием систем искусственного интеллекта.

На сегодняшний день, существует необходимость активно развивать прорывные технологии: искусственный интеллект (развитие науки и технологий создания интеллектуальных машин и компьютерных программ, взаимодействующих на основе технологий

«интернет вещей»/«всеобъемлющий интернет», и расширение их возможностей); нанотехнологии; биотехнологии; информационные технологии; когнитивные технологии; социогуманитарные технологии; аддитивные технологии (3D-Printer).

Постепенное смещение технологического центра с Запада на Восток и Юг (при со- хранении лидерства за США) вследствие активного переноса технологического уклада современной экономики, сложившегося в развитых странах, в развивающиеся страны. Ре- индустриализация в США, в ходе которой многие американские компании возвращают производство из развивающихся стран.

Интеллектуализация экономики: развитие «умных» и экологически чистых технологий, создание «умных» сред, «умных» систем и «умных» производств: транспортных систем, систем энергоснабжения, производственных систем, домов, магазинов, городов и других.

Приоритетами новой экономики являются: изменение соотношений между фактора- ми производства в пользу капитала знаний (человеческого капитала); концентрация цепочек создания стоимости вокруг центров создания знаний и технологических компетенций; экологизация экономики, переход к экономике замкнутого цикла; усиление конкуренции в сфере развития человеческого капитала (за привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов); трансформация бизнес-моделей: «уберизация» экономики (экономика без посредников), кастомизация производства (производство под индивидуальный заказ), усиление сетевого взаимодействия бизнеса между собой и с потребителями.

Отправной точкой конкуренции на международных рынках является базовая технология «Индустрии 4.0».

В технологию «Индустрии 4.0» включаются следующие элементы: облачные (cloud), искусственного интеллекта (IA), больших данных (BigData), Интернета вещей (IoT).

В основе «Индустрии 4.0» лежат «умные» компоненты, предприятие в рамках дан- ной концепции предполагает обмен данными между всеми участниками, задействованными в производственной цепочке: специалистами, предприятиями, ERP-системами, роботами, продуктами, другими системами.

Продукты, изготавливаемые предприятиями в рамках «Индустрии 4.0», будут сами

«говорить» оборудованию, где, кем и как оно будет изготовлено. Машины и производственные линии будут самостоятельно менять конфигурацию в зависимости от «запросов» продуктов на технологической линейке.

Ключевым признаком индустриального производства является его модульность, оно становится распределенным, все коммуникации – беспроводные.

Умные компоненты обладают следующими свойствами: имеют стандартный интер- фейс для обмена данными и уникальный адрес; могут передавать и хранить информацию о своем состоянии и местоположении; описываются математическими моделями.

«Индустрия 4.0» подразумевает сквозную цифровизацию процессов и их интеграцию в единую систему вместе с процессами партнеров, участвующих в цепочке создания добавленной стоимости.

Достижение эффекта возможно только при наличии отлично налаженных процессов получения и анализа данных, их защиты и обмена.

Базой «Индустрии 4.0» являются киберфизические системы, или интеллектуально- технические системы, в которых объединены вычислительные и физические процессы. С точки зрения практики речь идет об интеграции информационных и операционных технологий. В качестве примеров киберфизических систем можно привести роботов, интеллектуальные здания, самоуправляемые автомобили и беспилотные самолеты.

В 2011 году на Ганноверской промышленной ярмарке немецкие промышленники сформулировали идеи необходимости выработать внятную стратегию развития немецкой промышленности, принять меры для повышения ее конкурентоспособности, ускорить интеграцию киберфизических систем (подключение машин и станков к Интернету) в заводские процессы.

Немецкое правительство традиционно поддерживает волну индустриального хай- тека и опубликовало уже три стратегии развития промышленности – в 2006, 2010 и 2012 годах (по итогам пожеланий Ганноверской ярмарки в 2011 году). Варианты стратегии по- лучили общее название High-Tech Strategy 2020 Action Plan. На реализацию стратегии правительство Германии ежегодно выделяет до 10 млрд. долларов. Последний опубликованный документ по этой теме получил название «Платформа Индустрия 4.0». В 2011 году 57 немецких компаний присоединились к этой платформе.

По планам немецких промышленников и государства, к 2016 году должны быть разработаны первые работающие производственные кейсы, а в 2030 году в Германии должна заработать вся система интернетизированной промышленности.

Аналоги «Индустрии 4.0» существуют и в других странах: Smart Factory в Нидерландах, Usine du Futur во Франции, High Value Manufacturing Catapult в Великобритании, Fabbrica del Futuro в Италии, Made Different в Бельгии, «Сделано в Китае – 2025» и т.п.

Интересным представляется опыт реализации технологии «Индустрии 4.0» в Германии.

В немецкой Индустрии 4.0 три основных игрока: Правительство Германии представлено Федеральным министерством образования и научных исследований и Федеральным министерством экономики и технологии; ученые представлены объединением институтов прикладных исследований – Обществом имени Фраунгофера (Fraunhofer Gesellschaft), Немецкой академией технических наук и Немецким исследовательским центром по искусственному интеллекту; частный сектор представлен тремя торговыми ассоциациями – BITCOM от сферы информационных технологий, VDMA от сферы производства и ZVEI от сферы электроники.

Немецкая «Индустрия 4.0» – работа над стандартизацией. Консорциум промышленного Интернета – создание открытых платформ, общего словаря понятий, которые могут задать стандарты в будущем, отказ от формальной стандартизации.

Германская «Индустрия 4.0» – фокус на железе, Консорциум промышленного Интернета – фокус на софте. Немцы видят свое превосходство в сфере производства, и для них эта тема центральная. Американцы хотят оптимизировать совокупное использование целого спектра компетенций: софт, дата-процессинг, индустриальные системы, телекоммуникации, исследовательская деятельность.

«Индустрия 4.0» – фокус на Германии и немецких компаниях. Консорциум промышленного Интернета – глобальный размах.

Самым крупным проектом в «Индустрии 4.0» в настоящее является немецкий кла- стер «Intelligent Technical Systems OstWestfalenLippe» («Умные технические системы Во- сточная Вестфалия – Липпе»), или сокращенно «ITS-OWL». Кластер организован при поддержке Федерального министерства образования и исследований Германии в рамках реализации федерального конкурса, направленного на поддержку лучших кластеров Германии.

Согласно исследованию, проведенному в Стокгольмской школе экономики, Ост- вестфален-Липпе является одним из самых сильных производственных кластеров в Евро- пе, и характеризуется высокой концентрацией занятости, способностью к инновационной деятельности и экспорту. В регионе имеется 400 компаний в машиностроении, электро- технической, электронной и автомобильной промышленности, в которых работают около 80000 человек, генерирующих годовой доход в 16,5 млрд евро.

«ITS-OWL» – это альянс 174 предприятий, университетов, научно-исследовательских институтов и других партнеров, участвующих в 46 научно-исследовательских проектах по разработке интеллектуальных технических систем, позволяющих сделать промышленность 4.0 реальностью.

Ядро кластера состоит из семейных предприятий и широкого диапазона средних фирм. К ним относятся многочисленные мировые лидеры рынка – сильные бренды, такие как Claas, Gildemeister, Hella, Miele и Wincor Nixdorf, а также множество так называемых скрытых чемпионов (малые или ограниченные по масштабам деятельности, но в высшей степени успешные бизнес-компании, мировые лидеры в отраслевых нишах): Beckhoff, Harting, KEB, Lenze, Phoenix Contact, Wago и Weidmuller.

В число научно-исследовательских центров кластера входят организации, специализирующиеся на IT-технологии, мехатронике, промышленной автоматизации: Center of Ex- cellence Cognitive Interaction Technology (CITEC), Cooperative Computing & Communication Laboratory (C-Lab), Direct Manufacturing Research Center (DMRC), Fraunhofer – Abteilung Advanced System Engineering (ENAS), Fraunhofer – Anwendungszentrum Industrial Automa- tion (IOSB-INA), Fraunhofer – Einrichtung fur Entwurfstechnik Mechatronik (IEM), Heinz Nixdorf Institut, Institut fuer industrielle Informationstechnik (inIT), Research Institute for Cogni- tion and Robotics (CoR-Lab), Software Quality Lab (s-lab).

Также в состав кластера входят инфраструктурные организации: Торгово- промышленная палата города Липпе, Торгово-промышленная палата Восточной Вестфалии, Инновационный центр для интернет-технологий и мультимедийной компетентности Восточной Вестфалии – Липпе, сеть развития промышленности и инноваций Промышленности и инноваций сеть OWL MASCHINENBAU, Агентство регионального развития го- рода Оствестфален-Липпе GmbH.

Основными факторами, определяющими лидерство «ITS-OWL» в развитии «Индустрии 4.0», являются следующие: удачное географическое положение в центре Западной Европы; традиционно сильные индустриальные отрасли – машиностроение, электротехника, электронная и автомобильная промышленность; активное развитие IT-отрасли; создание и развитие вузов в интересах ключевых отраслей промышленности; сильные научно- исследовательские центры; экспортная ориентация промышленности; значительная доля средних инновационных предприятий – мировых лидеров.

Инициативы, обеспечивающие лидерство альянса «ITS-OWL», направлены на устойчивое развитие: исследование всесторонних аспектов трудовых отношений, связанных со спецификой «Индустрии 4.0»; «Рыночный фокус» – исследование предпочтений клиентов для новых технических решений и продуктов, которые еще не существуют в реальности;

«Форсайтинг» – разработка методов прогнозирования; «Инновационные идеи для устойчивых компаний» – технологии создания и успешного развития инновационного бизнеса;

«Интернационализация» – развитие международных инновационных сетей; «Трансфер технологий» – мероприятия, направленные на обмен знаниями; «Обучение» – подготовка специалистов для «Индустрии 4.0»; «Эргономичная и социально ответственная индустрия» – разработка рекомендаций и консультационных программ для эргономичных и социально ответственных инноваций и технологий проектирования; наконец, «Профилактика подделок» – комплекс мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности и исключение контрафакта.

Факторами успешного развития альянса «ITS-OWL» являются следующие: широкая вовлеченность в управление ученых и менеджеров высокого класса; стратегический подход к развитию; значительное место уделяется маркетингу с акцентом на прогнозирование рынков инновационной продукции; активное сотрудничество с другими кластерами и инновационными структурами, партнерство с которыми дает синергетический эффект; сбалансированный, взаимодополняющий набор инновационных проектов, базирующихся на развитии ключевых технологий; всеобъемлющие инициативы, охватывающие все стороны развития кластера, привлечение к реализации ведущих специалистов; активное участие представителей участников кластера в организации и проведении мероприятий.

В качестве примера реализации технологии «Индустрии 4.0» в Российской Федерации, можно привести проект «Автонет» Национальной технологической инициативы.

Стратегической целью развития отрасли компонентов в Российской Федерации со- гласно положениям Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года [6], должно стать развитие на всех переделах эффективного производства целевых групп компонентов, конкурентоспособного на глобальном уровне, и повышение потенциала создания добавленной стоимости отраслью компонентов в Российской Федерации.

Эксперты АНО «Агентство стратегических инициатив» отмечают, что, несмотря на зачаточное состояние рынка обеспечения автономности автомобильного транспорта (ем- кость в 2016 году – около 4 млрд. долларов США), к 2035 году его емкость достигнет 4 триллионов долларов США. Уже в 2020 году объем рынка российских компаний, по оценке составителей дорожной карты «Автонет» Национальной технологической инициативы, достигнет 554 млрд. руб., а в 2025 году – 2 трлн. руб. При этом объем экспорта в 2020 году будет не менее 111 млрд. руб., а в 2025 – 606 млрд. руб. [5].

С учетом выгодного географического положения Российской Федерации, по мнению разработчиков проекта «Автонет», перспективным является использование беспилотного автотранспорта отечественного производства и сети высокоскоростных роботизированных автотранспортных магистралей, которые составят основу логистической системы Российской Федерации и создаваемого международного транспортного коридора. Еже- годная потребность только в грузовых беспилотных автотранспортных средствах, по оценкам экспертов рабочей группы «Автонет», оценивается более чем в 70000 единиц к 2035 году.

Таким образом, наиболее перспективными сегментами рынка «Автонет», по мнению составителей одноименной дорожной карты, являются: беспилотные транспортные средства (далее – БПТС) для дальних грузоперевозок по роботизированным автотранспортным коридорам; БПТС для перевозок на замкнутых и ограниченных территориях (промышленные и горнодобывающие предприятия, строительные объекты, складские терминалы, зоны с тяжелыми климатическими условиями и т.п.); БПТС для применения спасательными и аварийными службами; БПТС для перевозок в зонах с тяжелыми климатическими условиями и в районах стихийных бедствий; компоненты и программное обеспечение для БПТС; новое поколение интеллектуальных транспортных систем для БПТС, системы управления транспортными потоками; наконец, сегмент рынка совершенствования и до- работки устаревающих автотранспортных средств, в том числе модернизации и дооснащения таких автотранспортных средств элементами.

Для цифровой экономики требуются новые профессии, высококвалифицированные специалисты.

Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий». В различных сферах деятельности человека появятся новые профессии. В новых 82 профессиях потребуются знания в области программирования, робототехники и искусственного интеллекта.

В IT-секторе в обозримом будущем появятся новые профессии: дизайнер интерфейсов, архитектор виртуальности, проектировщик нейроинтерфейсов, организатор интернет- сообществ, разработчик моделей big data и др.

Наиболее вероятными точками прорыва в ближайшие десятилетия будут: увеличение объема передаваемых данных и моделей для их обработки (большие данные, big data); распространение программного обеспечения, на которое может влиять обычный пользователь; развитие человеко-машинных интерфейсов; технологии искусственного интеллекта; семантические системы, работающие со смыслами естественных языков (перевод, по- иск в интернете, общение человек – компьютер и др.); новые квантовые и оптические компьютеры, позволяющие существенно ускорить обработку больших массивов данных; развитие нейроинтерфейсов, в том числе «управление мыслью», разными объектами, переда- ча ощущений и переживаний на расстоянии.

В различных международных и российских рейтингах профессий профессии в отрасли информационных технологий являются наиболее востребованными среди работодателей. По уровню заработной платы профессии в отрасли информационных технологий уверенно входят в ТОП-5.

В 2015 году индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index) России по оцен- ке Всемирного экономического форума составляет 4,5 балла по семибалльной шкале (41 место из 143). Невысокие позиции обусловлены, прежде всего, низкими показателями в части законодательной системы (109 место), доступности новейших разработок (108 место), защиты интеллектуальной собственности (106 место), качества школ менеджмента (104 место).

На сегодняшний день мировой рынок информационных технологий оценивается в

$3,52 трлн., объем российского рынка IT в долларовом выражении составляет $17,4 млрд., что является относительно небольшой частью общемирового рынка – 0,5%. Таким образом более перспективным направлением для разработчиков является изначальная ориентация на экспорт продукции на мировой рынок.

Некоторые российские регионы начинают выстраивать образовательные площадки с использованием систем искусственного интеллекта.

Интересным представляется опыт Тамбовской области.

С 2011 года в регионе действует опытно-экспериментальная площадка «Организация мониторинга профессиональных предпочтений учащейся молодежи посредством разработки и внедрения компьютерных систем диагностики (для Тамбовской области)». В рамках эксперимента была разработана тестирующая программа «Профи-тест». Применяемая технология тестирования респондентов основана на использовании систем искусственно- го интеллекта, а именно на основе аппарата искусственных нейронных сетей. Данная си- стема позволяет проводить непрерывную и косвенную диагностику профессиональных предпочтений обучающихся общеобразовательных организаций и оценивать соответствие выбранной профессии их индивидуальным особенностям.

Учитывая, что технологическое образование располагает возможностями для формирования ключевых компетентностей, обеспечивающих преемственность перехода обучающихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности, перед органами местного самоуправления поставлена задача развития содержания и материальной базы технологического образования.

В системе общего образования создана новая модель межшкольного учебного комбината – Центр технологического образования. Деятельность Центра осуществляется на основе гибкой системы интеграции общего и дополнительного образования, непрерывности и преемственности общего и профессионального образования, сетевого взаимодействия организаций и направлена на развитие научно-технического творчества обучаю- щихся. Основная задача Центра – подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии, продуктивной трудовой деятельности, продолжению образования и самообразования.

Особая актуальность и перспективность развития содержания технологического образования связана с реализацией профильного обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовкой.

В области сложился опыт формирования образовательного кластера «школа- колледж-предприятие» в рамках экспериментальной площадки Федерального института развития образования «Организация непрерывного профессионального образования

«Школа-колледж – предприятие» в рамках сетевого взаимодействия.

Применение модели колледж-класс позволяет осуществлять формирование профессионально-отраслевой структуры подготовки кадров под инновационные запросы экономики уже на уровне общеобразовательной организации.

С 2014 года начала выстраиваться областная система дуального образования с учетом опыта Германии. Это система практикоориентированного обучения, когда теория реализуется на базе образовательной организации, а практическая часть – непосредственно работодателем. Свои программы разрабатывают 6 профессиональных образовательных организаций совместно с 8 крупнейшими предприятиями. Рабочим и специалистам с та- кой подготовкой работодатели уже сейчас гарантируют трудоустройство и высокую зарплату. Отбор на такие программы будет осуществляться уже на уровне общеобразовательной организации.

В профессиональных образовательных организациях проводится планомерная работа по созданию условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.

Созданы условия для развития «адаптивных ресурсов» выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости. Во всех профессиональных образовательных организациях действуют центры (бюро) по трудоустройству выпускников, которые зарегистрированы на сайте Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций, сформированы базы данных работодателей, государственные аттестационные комиссии образовательных организаций возглавляют представители работодателей.

Реализуется проект «Молодежный Банк идей – технология становления молодежи и развития сообщества», специфика которого в развитии технологии создания и деятельности молодежного банка идей и проектов на территории региона и привлечения к его деятельности представителей малого бизнеса [3].

Кроме того, составляющей искусственного интеллекта является реализация в регионах модели «умного города».

Обеспечение современного качества жизни осуществляется за счет применения инновационных технологий, которые предусматривают экономичное и экологичное использование городских систем жизнедеятельности, централизованное, сквозное и прозрачное управление городом на основе больших баз данных с использованием искусственного интеллекта. Примером построения модели «умного города» является город Якутск.

В большинстве источников определение «умный город» (smart city) трактуется как система управления городскими ресурсами, предназначенная для повышения качества жизни горожан, качества городского управления и формирования конкурентоспособного экономического пространства для ведения хозяйственной деятельности за счет повсеместного разумного использования интеллектуальных цифровых технологий с учетом культурных и исторических особенностей города и социума (данная дефиниция применительна только при условии внедрения модели развития «умный город» с использованием направления реновации).

В данном определении сущностным содержанием «умного города» является развитие городской инфраструктуры за счет применения цифровых технологий в коммунальном хозяйстве.

В более широком понимании «умный город» в применении к российской действительности – это модель устойчивого развития муниципального образования на основе цифровизации как процессов осуществления исполнительно-распорядительных и контрольно-надзорных полномочий исполнительным органом местного самоуправления во всех сферах деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [10], так и городских процессов, посредством которых осуществляется внедрение смарт-технологий и сквозных цифровых технологий в основные сферы муниципальной деятельности с целью повышения качества жизни горожан.

Сформированы высокоэффективная система сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям данных, обеспечивающих потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан, с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями, высокотехнологичный Дата-центр как для нужд развития систем «умного города», Центр подготовки кадров для цифровой экономики.

Безопасность в городе – безусловное общественное благо, это комплексная задача, которая предполагает выстраивание единой информационной системы в логике “Умного города”, реорганизацию дорожной сети и уличного освещения, а также расширение участия горожан в деле контроля над сохранением и повышением безопасности среды.

Ориентация на мир «умных» вещей, завязанных в информационные и энергетические сети, коренное изменение отношения к природе, энерго- и ресурсосбережению. Внедрение новых поколений энерго- и материалосберегающих технологий уже является повседневной практикой: ресурсосберегающие сооружения соединяются в группы, из групп формируются ресурсосберегающие города, поначалу способные свести потребление энергии к минимуму, а затем и производить ее. Особое внимание требуется уделить раз- витию энергосберегающих типов строительства и транспорта [7].

Другими примером реализации модели «умного города» является город Южно- Сахалинск.

Распоряжением Администрации города Южно-Сахалинска была утверждена «Кон- цепция развития городского округа «Город Южно-Сахалинск» с 2018 по 2030 год путем внедрения цифровых технологий в основных сферах муниципальной деятельности «Умный Южно-Сахалинск»[4].

Миссия концепции «Умный Южно-Сахалинск» – обеспечение высокого качества жизни горожан при оптимизации ресурсов посредством цифровизации процессов осуществления полномочий администрации города Южно-Сахалинска, городских процессов и применения смарт-технологий, сквозных цифровых технологий в основных сферах муниципальной деятельности в городском округе «Город Южно-Сахалинск».

Достижения миссии концепции «Умный Южно-Сахалинск» оценивается на основе регулярных социологических исследований и опросов населения на предмет восприятия горожанами: качества жизни; структуры их ожиданий; понимания перспектив и мотиваций.

Целями концепции «Умный Южно-Сахалинск» являются обеспечение: устойчивого развития городского округа «Город Южно-Сахалинск»; оптимизации системы муниципального управления в городском округе «Город Южно-Сахалинск»; эффективного управления городскими ресурсами и процессами; экономии потребляемых городских энергоресурсов; повышения уровня безопасности и комфортной жизни на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»; благоприятной экологической обстановки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»; стимулирования развития новых форм экономической деятельности на территории городского округа «Город Южно- Сахалинск»; наконец, повышения инвестиционной привлекательности городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Достижение целей концепции «Умный Южно-Сахалинск» осуществляется на основе мониторинга показателей муниципальной целевой программы «Умный Южно- Сахалинск», а также показателей устойчивого развития городского округа «Город Южно- Сахалинск».

К 2030 году в мире произойдет постепенный переход к новому технологическому укладу, основой которого станет применение «умных» технологий (искусственного интеллекта) во всех сферах человеческой деятельности. В свою очередь, повышение производительности труда и основа для новой экономики знаний будут связаны с цифровыми решениями, кардинальным повышением роли искусственного интеллекта и автоматизированных систем. Проекты на стыке информационных, нано-, био- и когнитивных технологий станут драйверами развития.

Литература 

  1. Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 2019. № 38.
  3. Постановление администрации Тамбовской области от 05.05.2014 № 484 «Об утверждении концепции развития многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  4. Распоряжение Администрации города Южно-Сахалинска от 15.02.2019 № 93-р «Об утверждении концепции развития городского округа «Город Южно-Сахалинск» с 2018 по 2030 год путем внедрения цифровых технологий в основных сферах муниципальной деятельности «Умный Южно-Сахалинск» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  5. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 02.02.2018 № 97-р «Об утверждении Стратегии развития Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии и о внесении изменения в распоряжение Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2016 года N 2169-р» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  6. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2017 № 1877-р «Об утверждении Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2017. №
  7. Решение Якутской городской Думы от 06.02.2019 № РЯГД-5-2 «О Стратегии социаль- но-экономического развития городского округа «город Якутск» на период до 2032 года» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  8. Совещании по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта (30.05.2019) Президент     РФ                      Владимир             Путин // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/copy/60630 (дата обращения: 18.06.2019).
  9. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2017. №
  10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. № 40.

Автор: Сергей Луценко
Источник: http://digital-economy.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!