Современные средства обнаружения и борьбы с минами и СВУ в России и странах НАТО

Мины и СВУ все чаще используются в современных глобальных конфликтах, становясь неотъемлемой их частью, что требует выработки самых разных решений для борьбы с ними. Противоповстанческие и асимметричные военные действия последних лет вновь заставили обратить пристальное внимание на мины и самодельные взрывные устройства (СВУ). Использование мин и в какой-то степени мин-ловушек (ранний термин СВУ) являлось частью стратегии Запада во времена холодной войны. Они могли бы применяться для сдерживания гипотетических атак Варшавского договора на НАТО. Они также оказали значительное влияние на операции во Вьетнаме, пограничные конфликты в Южной Африке и на большинство «малых войн» конца 20 века. Еще совсем недавно мины, и особенно СВУ, широко использовались в конфликтах в Ираке и Афганистане (хотя и по сей день новостные ленты пестрят сообщениями о терактах в этих странах).

В современных ручных миноискателях широко используются миниатюрные электронные устройства для уменьшения веса и продвинутая обработка сигналов с целью сокращения количества «ложных тревог» и повышения их чувствительности и эффективности. Но до сих пор обезвреживание мин и СВУ является медленным и опасным процессом

Хотя позже были внедрены некоторые новые технологии, например, дистанционная детонация взрывчатых веществ с помощью средств радиоэлектронной борьбы, суть усилий по борьбе с минами и СВУ остается прежней — обнаружить и/или нейтрализовать их до того, как они детонируют.

Ручные детекторы

С момента появления технологии обнаружения металлических предметов с помощью электромагнитного поля саперы с ручными миноискателями, работающие впереди основных подразделений, стали частью стандартной тактики разминирования. Эти системы, как правило, представляют собой штангу с поисковым устройством на конце, которое дает предупредительный сигнал оператору при обнаружении предмета из железа и его сплавов. Мощность сигнала может говорить о размере объекта. Потенциальный объект отмечается и затем может быть идентифицирован как реальная угроза или нет. По словам Клэя Фокса из компании Vallon, лидера в технологии обнаружения мин и взрывчатых веществ, «проблема заключается в том, как реагируют детекторы на то, что может или не может быть миной. То есть может случиться так, что одного этого датчика может быть недостаточно.

Кроме того, частенько применяются неметаллические мины, изготовленные без добавления металла или с минимальным добавлением металла. Поэтому в комбинированном миноискателе Mine Hound VMR3 компании Vallon используется поисковая головка с металлодетектором (индукционный принцип) и радиолокационный прибор подповерхностного зондирования (георадиолокационный принцип)». Корпус морской пехоты закупил миноискатели Mine Hound для эксплуатации в Ираке. Американская армия заключила контракт с компанией L-3 SDS на разработку AN/PSS-14, подобной двухканальной системы также с индукционным металлодетектором и георадаром. Георадар излучает низкочастотный сигнал, который обнаруживает нарушения целостности грунта, отражается обратно на приемную антенну и обрабатывается процессором. Улучшенные алгоритмы обработки сигналов исключают «шум (то есть ложные объекты) и классифицируют те объекты, которые могут быть реальными минами.

Идентифицированные мины могут быть либо физически извлечены с места установки, либо подорваны на месте с помощью заряда. Извлечение может быть потенциально опасным, если устройство было заложено с дополнительными ловушками для предотвращения его перемещения. Фокс далее пояснил, что «рабочие характеристики не являются единственным критерием миноискателя. Вес, размеры и простота использования также являются весьма важными параметрами. Именно поэтому компания Vallon включило в свое изделие продвинутую электронику, которая значительно снижает размеры и массу». Например, при массе всего 1,25 кг прибор VMC4 может обнаруживать взрывные устройства в металлических и диэлектрических корпусах и короткие проводные линии.

Использование дистанционно управляемых машин, как например, этот автомобиль Land Rover, оборудованный системой контроля Panama и подповерхностным радаром впереди, снижает риск подрыва на мине. За ним видна машина Mastif MRAP с экипажем, оборудованная противоминными катками Choker и видеосистемой на мачте

Системы для транспортных средств

У ручного разминирования есть свои недостатки: во-первых, процесс этот довольно медленный, во-вторых, группы разминирования беззащитны перед огнем противника и при взрыве мины или СВУ могут получить телесные повреждения. Системы разведки мин для транспортных средств предназначены для поиска и обнаружения (зачастую во время движения) всевозможных мин и СВУ, устанавливаемых на дорогах и вдоль них. Инженерные машины разминирования используются для создания проходов в разведанных минных полях.

Самоходные системы для обнаружения мин и СВУ, как правило, имеют в своем составе сенсорный комплект, устанавливаемый перед машиной, внутри которой под защитой брони размещаются водитель и оператор. Система Husky Mark III VMMD была изначально разработана южноафриканской компанией DCD Protected Mobility (DCD). Перед расположенной между передними и задними колесами кабиной установлен подповерхностный радар от NIITEK Visor 2500, состоящий из четырех панелей общей шириной 3,2 метра. Husky может расчищать проход шириной три метра, двигаясь на максимальной скорости 50 км/ч, при обнаружении он маркирует местоположение взрывоопасного объекта для его обезвреживания следующими за ним специализированными системами. На платформе установлены также инерциальная навигационная система NGC LN-270 с GPS и модуль противодействия помехам SAASM, имеется возможность добавления металлодетектора See-Deep Metal Detector Array. Имея низкое давление на грунт, платформа Husky может свободно проезжать над противотанковыми минами большой мощности, тогда как кабина и V-образный корпус обеспечивают защиту от различных устройств меньшей мощности. Новейший вариант Husky имеет двухместную кабину для водителя и оператора сенсорных устройств.

Система VDM от компании MBDA оснащена закрепленным на стреле устройством шириной 3,9 метра для дистанционной активации СВУ, установленным на днище металлодетектором и автоматическим устройством разметки пути. Платформа VDM может принять дополнительные сенсоры, но также работать в составе группы по расчистке маршрута. Боевой опыт французской армии показал, что система VDM может расчистить за день 150 км, двигаясь на максимальной скорости 25 км/ч.

Мобильные бойковые тралы

Существует различие между «осторожным разминированием» и «насильственным разминированием». Второй метод по большей части является принудительным и включает использование бойковых тралов и взрывчатых веществ. Цепы появились во время Второй мировой войны, когда подобные системы устанавливались на британские танки. Как правило, это механически вращающийся барабан с прикрепленными к нему цепами, устанавливаемый на кронштейнах в передней части машины. При вращении барабана цепы, к которым могут крепиться утяжеления или молоты, ударяют по земле, тем самым, детонируя мины и СВУ.

Система Aardvark от британской компании Aardvark Clear Mine является типичным представителем подобных систем. Барабан со сменными цепами вращается со скоростью 300 об/мин, два оператора размещаются в бронированной кабине. Американская армия в 2014 году начала развертывание своего собственного бойкового трала М1271, базирующегося на 20-тонном тяжелом тактическом грузовике. Он оснащен наполненными пеной колесами, противовзрывным щитком и 70 цепами/молотами; во время работы платформы движется по минному полю со скоростью 1,2 км/ч. Вибрация столь большая, что члены экипаж сидят на сиденьях с пневматической подвеской. В других решениях, например, PTD Mine от итальянской FAE Group, используется доработанное тяжелые строительные платформы. Преимущество таких решений заключается в том, что детали для них и их обслуживание уже доступны на коммерческом рынке и довольно часто их предпочитают задействовать в операциях по гуманитарному разминированию. Кроме того, машины FAE управляются дистанционно. Бойковые тралы являются более быстрым решением по сравнению с другими способами разминирования, но с другой стороны они ограничены открытыми пространствами.

Система Husky интенсивно эксплуатируется во многих армиях и все благодаря ее успешной работе в Ираке и Афганистане. Экипаж размещается в хорошо защищенной кабине, при этом платформа оказывает на грунт небольшое давление с целью предотвращения подрыва на противотанковых минах. Впереди установлен подповерхностный радар для обнаружения мин. Совсем недавно эти машины использовались американским контингентом в Сирии.

Устанавливаемые на машины катки и плуги

Еще одним методом разминирования является использование катков, устанавливаемых в передней части машины. Они зачастую могут устанавливаться на стандартные тактические платформы, варьирующиеся от основных танков до легких колесных и гусеничных машин. По сути, в этом случае требуется минимальная доработка — установка промежуточных кронштейнов между машиной и катковой системой. В легком катковом трале Spark II (Self Protection Adaptive Roller Kit) компании Pearson Engineering, специально предназначенном для эксплуатации на минозащищенных колесных машинах, используется гидравлика для создания необходимого давления и пневматическая подвеска для обеспечения следования катков рельефу грунта. Это особенно важно при полноширинном разминировании, которое обеспечивает Spark II, поскольку мина может быть пропущена, если каток контактирует с грунтом непостоянно. Кроме полноширинных вариантов широко используются колейные минные тралы, которые больше распространены на более тяжелых бронемашинах. Они закрывают только ширину гусениц или колес, но при этом меньше весят и требуют меньшей мощности для создания давления.

Минные плуги (ножевые тралы)

Легкий катковый трал LWMR (Light Weight Mine Roller) компании Pearson, проверенный в реальных боевых условиях американскими и канадскими контингентами, может устанавливаться на легкие боевые машины, включая LAV и Stryker. Может быть добавлен комплект задних катков Rear Roller Kit (RRK) (единый набор из шести индивидуально подвешенных колес), обеспечивающий защиту для следующих сзади машин. Кроме того, система AMMAD (Anti Magnetic Mine Activating Device) может быть подсоединена к группам катков для детонации противотанковых мин с магнитным взрывателем и мин со стержневым взрывателем. Эти мины детонируют под корпусом при проезде машины над ними. Катки хорошо работают на твердом грунте, но начинают «вязнуть» на мягкой почве и в грязи.

Минные плуги устанавливаются и применяются, так же как и катковые тралы. Но их основным элементом являются ножи или длинные зубья, которые зарываются в грунт и переворачивают закопанные мины. В литературе компании Pearson говорится, что «минным плугам необходима более мощная платформа-носитель с хорошей тягой, поэтому они, как правило, устанавливаются на гусеничных машинах». В состав машины разграждения на базе танка М1 входит минный плуг, доработанный таким образом, чтобы она могла разместиться на универсальном десантном судне. Впрочем, мины и СВУ не всегда закапываются, поэтому компания Pearson также предлагает поверхностный минный плуг или нож. Поверхностный минный плуг SMP (Surface Mine Plough) практически скользит по плоской поверхности полотна дороги или тропы, безопасно расталкивая в стороны установленные мины и обломки породы, которые потенциально могут оказаться СВУ.

Затаившийся враг: средства борьбы с минами и СВУ

Компания Pearson Engineering разработала ряд противоминных систем для боевых машин всех размеров. Этот катковый трал был специально создан для эксплуатации на легких бронемашинах, например, американских машинах Stryker

Линейные заряды

Взрывные линейные заряды специально предназначены для расчистки и проделывания проходов на минном поле. Способ быстрый и разрушающий. Как правило, система представляет собой группу взрывных зарядов, соединенных тросом, прикрепленным к ракете; весь комплект размещается в большом ящике или на специальной палете. В системе Giant Viper компании ВАЕ и ее приемнике Python комплект линейного заряда размещается на прицепе, буксируемом зачастую боевой инженерной машиной или танком. После пуска ракета тянет за собой цепочку зарядов, которая после выработки топлива падает на землю вдоль участка, подлежащего разминированию. При детонации заряда создается избыточное давление, которое вызывает детонацию близлежащих мин. Система этого типа очищает проход 8 метров шириной и 100 метров длиной. Американцы тоже имеют на вооружении подобную систему на прицепе, названную MICLIC (MineClearing Line Charge). Другие страны, включая Индию и Китай, также производят такие системы. Линейные заряды стандартно входят в оборудование машины для проделывания проходов ABV компании Maine.

Существуют также системы меньшего размера, специально разработанные для спешенной пехоты. Они уничтожают противопехотные мины, СВУ, мины-ловушки и мины натяжного действия. Размер расчищаемого прохода зависит от размера и массы системы, которые в свою очередь напрямую влияют на ее пригодность к переноске.

Машины для обезвреживания мин и СВУ

Многие из развернутых систем борьбы с минами и СВУ предназначены для работы на более традиционных минных полях, устанавливаемых на путях передвижения войск или в качестве оборонительных препятствий. СВУ создают новые вызовы, заключающиеся, например, в том, что зачастую они устанавливаются вне дорог и в труднодоступных местах, куда можно попасть только пешком. Платформа Buffalo, первоначально изготавливавшаяся компанией Force Protection Industries (сейчас часть General Dynamics Land Systems), позволяет группе разминирования/расчистки маршрутов идентифицировать и нейтрализовывать СВУ под защитой брони. Машина Buffalo имеет очень большой дорожный просвет и V-образный корпус для защиты от взрыва. Бронированная кабина имеет большие окна для того, чтобы члены экипажа, от 4 до 6 человек, лучше владели обстановкой и определяли возможные угрозы. Машина также имеет управляемую из кабины руку-манипулятор длиной 9 метров с различными навесками, которая используется для раскопок строительного мусора, который может скрывать СВУ, для определения типа устройства при помощи установленной на манипуляторе видеокамеры и выкапывания или извлечения мины или СВУ. Шесть стран эксплуатируют платформу Buffalo, включая США, Великобританию, Францию, Италию, Канаду и Пакистан.

Уникальные возможности Buffalo были реализованы и на других машинах категории MRAP (с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств) за счет установки на них подобных рук-манипуляторов. Манипуляторы также дополнительно дорабатываются за счет добавления различных сенсоров, включая хроматографические детекторы, тепловизионные камеры, датчики электромагнитного излучения и других технологий, которые помогают лучше распознавать подозрительные предметы.

Глушение СВУ

Появление радиоуправляемых СВУ (РСВУ), зачастую подрываемых с помощью простого мобильного телефона, создало новую проблему. Эти СВУ могут детонировать удаленно по команде оператора, который может выбирать момент подрыва устройства. Это делает их более эффективными, поскольку можно выбирать конкретную цель и им сложнее противодействовать. Для нейтрализации РСВУ и других дистанционно управляемых устройств были приняты на вооружение глушители сигналов. Представитель компании MBDA сообщил, что «опыт французской армии в Афганистане и Мали показал, что использование глушителя важно для выживания и эффективности группы по расчистке маршрутов».

Большая часть глушителей РСВУ устанавливаются на транспортные средства. Американская армия эксплуатирует Duke V3 компании SRCTec, а Корпус морской пехоты систему CVRJ (CREW Vehicle Receiver Jammer) от Harris. Модульная система глушения STARV 740 компании AT Communications, предназначенная для защиты транспортных колонн, автоматически в произвольном порядке просматривает полосы частот, идентифицирует и глушит сигнал. Подобные системы потребляют много энергии и весят от 50 до 70 кг.

Для спешенного солдата небольшой вес и небольшое энергопотребление являются критически важными факторами. В США разработана и развернута переносная ранцевая система THOR III. Полные глушение частот обеспечивают три отдельных блока. Дальнейшим ее развитием является система ICREW, у которой еще больше расширены защищаемые диапазоны и возможности. В идеале необходимо иметь несколько таких систем для создания защитного купола, в котором группа могла бы безопасно работать.

Роботизированные противоминные системы

Для создания автономных систем, появляющихся в настоящее время на рынке, используют либо существующие машины, которые оборудуются подсистемами для автономной навигации и вождения, либо специально разработанные сухопутные робототехнические комплексы (СРТК). Американская армия эксплуатирует свою систему AMDS, которая имеет три модуля развертываемые по необходимости на дистанционно управляемом роботе MTRS (Man Transportable Robotic System). Поставляемые компанией Carnegie Robotics, они включают модуль обнаружения и мин и маркировки, модуль обнаружения взрывчатых веществ и маркировки и модуль нейтрализации.

С 2015 года Россия также имеет на вооружении СРТК «Уран-6» разработки ОАО «766 УПТК», который российские военные широко использовали в Сирии. Эта многофункциональная система массой 6000 кг может оснащаться различными инструментами, включая бульдозерный отвал, руку-манипулятор, фрезу, катковый трал, бойковый трал и захватное устройство грузоподъемностью 1000 кг. Один оператор управляет Ураном при помощи четырех видеокамер и системы радиоуправления с дальностью действия один километр. Американская компания HDT успешно продемонстрировала свой робот Protector с бойковым тралом. Устройства под ударами этого минитрала скорее разламываются, чем детонируют. Помимо специализированных роботизированных комплексов, в настоящее время все более распространенными становятся роботы по обезвреживанию взрывоопасных предметов, которые также способны идентифицировать и нейтрализовать одиночные угрозы.

Автор: Николай Антонов
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!