Современный палубный истребитель Китайских ВМФ: проблемы и перспективы противостояния с США

Чуть менее года назад издание Popular Mechanics писало о том, что Китай превзошел Соединённые Штаты по количеству боевых кораблей: согласно выводам экспертов, на тот момент Поднебесная имела на тринадцать боевых кораблей больше, чем ВМС США. Для многих тогда это стало сигналом о потере Соединенными Штатами статуса мощнейшей мировой державы. Однако так ли это на самом деле? Все, конечно, обстоит сложнее и не упирается в номинальное количество надводных кораблей и подводных лодок. Тем более если речь идет о ВМС США, которые привыкли брать не столько количеством, сколько качеством. «Отмотаем» немного назад. После Второй мировой практически всем стало понятно, что основа тактического потенциала мощного современного флота — это авианесущие корабли, вернее, крупные авианосцы. Самый яркий современный пример — опять же американские ВМС, имеющие в своем распоряжении десять авианосцев типа «Нимиц», которые будут постепенно заменяться новыми кораблями типа «Джеральд Р. Форд», первый из которых уже в строю, хотя и сталкивается с разными проблемами.

Основой же ударного потенциала авианосца являются истребители-бомбардировщики. Сейчас это (у ВМС США) F/A-18E/F Super Hornet, а в будущем основой станет новый истребитель пятого поколения F-35C. Штаты «припозднились» с принятием этого палубника на вооружение: он начал нести службу только в 2019 году, хотя две другие версии ввели в строй на несколько лет раньше. Всего на борту «Джеральда Форда» будут нести службу примерно 90 самолетов и вертолетов, включая, конечно, вышеупомянутые F-35.

Промышленный «копипаст»

Этот пример нужен для того, чтобы понять, насколько сложно будет Китаю вырвать реальное первенство на море. Напомним, сейчас у него на вооружении всего два авианосца: «Ляонин» и «Шаньдун». Первый представляет собой всем хорошо известный второй советский тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5, названный сначала «Рига», а потом переименованный в «Варяг».

Со вторым все интереснее. Хотя бы потому, что это уже «китайская» разработка. Напомним, «Шаньдун» (он же проект «Проект 001А») ввели в строй в декабре 2019-го. Китайским корабль можно назвать, конечно, условно. Каждый, кто видел на фото российский «Адмирал Кузнецов», без труда увидит «родство» между ним и «Шаньдуном». КНР, впрочем, нужно отдать должное: совершенно ненужное авианосцу ударное вооружение в лице ракет П-700 «Гранит» (или его условного китайского аналога) китайцы убрали, оставив только оборонительное вооружение. Разумный шаг. Жаль, этого нельзя сказать про все остальное.

Напомним, что основа ударного потенциала «Шаньдун» и «Ляонин» — это истребитель Shenyang J-15. Это самолет, построенный на базе советского палубного Су-33, который в свою очередь является палубной версией Су-27. Ранее Китай купил у Украины Т-10К, один из первых прототипов Су-33, однако сами китайцы не любят называть его «копией» советского самолета, говорят о том, что перед нами развитие китайского J-11B. Который, впрочем, является копией самого Су-27-го.

Как бы там ни было, можно не сомневаться, что Китай обновил электронику и снабдил машину возможностью использовать современные авиационные средства поражения: по крайней мере, по меркам постсоветского пространства. Из открытых источников мы знаем, что самолет, вероятно, может нести до восьми ракет класса «воздух-воздух» средней дальности PL-12 с активной радиолокационной головкой самонаведения. Это само по себе ставит J-15 на уровень выше по боевым возможностям, чем Су-33, который в своем арсенале ракет с АРГСН не несет, имея в качестве основы вооружения устаревшие ракеты Р-27 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Она сковывает летчика в маневре после запуска, не позволяя реализовать принцип «выстрелил-забыл»: по крайней мере, если речь идет о конечном участке полета ракеты. С другой стороны, мы знаем, что, по крайней мере, часть Су-33 прошла экономичную модернизацию в последние годы с обновлением кабины пилота. Это уже что-то.

Известно, что самолет J-15 также может нести ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя, однако нас куда больше интересуют ударные возможности: те самые, которых оригинальный Су-33 практически лишен. Китай не то государство, которое будет рассказывать про все имеющиеся у него бомбы или ракеты. Однако в ноябре прошлого года издание Jane’s обратило внимание на фотографию, где можно видеть пару самолетов J-15. На ней можно заметить ракету класса «воздух — поверхность» KD-88, а также противорадиолокационную YJ-91 или противокорабельную YJ-91A. Все это говорит о том, что Китай резко повысил возможности J-15, приблизив его к тому, что в России, Европе и США называют поколение четыре с плюсом.

Пролетая над «Ляонином»: проблемы китайской копии Су-33

Опять же говорить уверенно о принадлежности машины к тому или иному (под)поколению нельзя, но в пользу возросших в сравнении с Су-33 боевых качеств говорят данные ряда СМИ, указывающие, что самолет получит или уже получил бортовую радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). А ведь ВВС России, не говоря уже про авиацию ВМФ, до сих пор не имеет в своем распоряжении ни одного истребителя, имеющего РЛС с АФАР. Им должен был стать первый серийный Су-57 пятого поколения, но он разбился во время испытаний.

Проблемы никуда не исчезли

Говорит ли это о превосходстве китайской боевой авиации над российской? Вовсе нет. Вообще, любые данные о китайской военной технике могут быть как в разы преувеличены, так и приуменьшены: таковы реалии тоталитарного государства. Очевидно, что даже сквозь призму пропаганды проглядывают не самые приятные вещи для китайской стороны. Традиционная китайская проблема — двигатели. Как полагают западные эксперты, созданные для J-15 двигатели WS-10 отличаются низкой надежностью, а кроме того недостаточно мощны для такой тяжелой машины. Американцы насчитали по меньшей мере четыре катастрофы J-15 при общем количестве выпущенных истребителей этой модели примерно в 20-25 единиц.

Одна из проблем — насыщенность воздуха солью, которая чревата проблемами для планера и двигателя самолета. Отметим также, что ранее The Asia Times писало, что китайские СМИ часто критикуют самолет и называют его «прыгающей рыбой» за неспособность эффективно работать с палубы авианесущих кораблей.

Можно бесконечно долго говорить о разного рода технических трудностях, «детских болезнях» (самолет ввели в строй относительно недавно), однако это всё не главная проблема. Главной является то, что J-15 чересчур большой для таких кораблей, как «Ляонин» и «Шаньдун», и имеет избыточную массу. Нормальная взлетная масса машины составляет 27 тонн. Для сравнения: у американского F/A-18E она составляет 21 тонну.

Однако даже на этот недостаток (или вернее, «особенность») можно было бы закрыть глаза, если бы не еще одна концептуальная проблема — отсутствие технологии «стелс». В наши дни, когда все новые истребители ее в той или иной степени используют, J-15 становится машиной прошлого века. Ранее в качестве альтернативы для нее СМИ называли перспективный китайский J-31 пятого поколения, однако этот самолет пока что на стадии разработки и нет никаких сведений о том, что он войдет в состав авиационных групп кораблей «Шаньдун» или «Ляонин». Или вообще пойдет в серию когда-нибудь.

Таким образом, в контексте геополитического противостояния с Соединенными Штатами возможности палубной авиации КНР выглядят совершенно неудовлетворительными, даже несмотря на некоторые улучшения J-15 в сравнении с Су-33.

Источник: https://topwar.ru/
Автор: Илья Легат

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!