На изображении: X-37B во время работы на орбите, демонстрационное изображение от NASA. С 2010 г. США испытывают экспериментальный космический аппарат X-37B разработки компании Boeing. В настоящее время одна из опытных машин совершает очередной довольно сложный испытательный полет, продолжающийся уже более двух лет. Работы по X-37B ведутся в атмосфере секретности, и публикуются лишь отдельные отрывочные данные. Все это приводит к появлению серьезных опасений и вопросов, пока остающихся без ответа. Разработка будущего проекта X-37 стартовала в 1999 г. и осуществлялась отделением Phantom Works компании Boeing при активном участии NASA и ВВС США. Через несколько лет NASA передало проект агентству DARPA, в результате чего основные работы были засекречены. С тех пор новая информация о проекте не слишком часто становится достоянием общественности. Известно, что в 2005 г. разработчики приступили к атмосферным испытаниям опытного образца X-37A. После таких проверок проект доработали, результатом чего стала подготовка к полноценным испытаниям изделия X-37B на орбите.
Первый опытный X-37B перед пуском OTV-1, 13 апреля 2010 г. Фото US Air Force
Первый полет такого рода с обозначением OTV-1 начался 22 апреля 2010 г. и продолжался более 220 суток. Затем провели еще несколько полетов, продолжительность которых постоянно росла. В испытаниях участвовали две опытные машины.
7 сентября 2017 г. состоялся пятый запуск X-37B. Этот полет продолжается до сих пор; аппарат пробыл на орбите более 730 суток, а о его возвращении пока не сообщается. Пока этот полет является самым продолжительным. Ранее появлялась информация об очередном старте, запланированном на декабрь этого года. Вероятно, перед началом миссии OTV-6 произойдет завершение предыдущей.
Многоразовый аппарат X-37B был создан в интересах ВВС США, что сказалось на режиме секретности. Тем не менее, военно-воздушные силы раскрыли самые общие данные о целях проекта. Программа X-37B является экспериментальной и предназначена для отработки технологий в сфере многоразовых беспилотных космических кораблей для ВВС. При помощи построенных прототипов планировалось проверить конструкцию и бортовое оборудование, а также провести ряд исследований с применением той или иной полезной нагрузки.
Согласно разным источникам, испытываемые в настоящее время X-37B имеют длину около 9 м при размахе крыла 4,5 м. Максимальный стартовый вес – менее 5 т, полезная нагрузка – ок. 1 т. Необходимый груз размещается в центральном отсеке аппарата объемом в несколько кубометров. Запуски производились при помощи ракет-носителей Atlas V 501 (4 старта) и Falcon 9 (1 старт).
Носители выводили опытную технику на низкую околоземную орбиту высотой 300-400 км, в основном вблизи экватора. Во время продолжительных полетов X-37B выполняли различные маневры, меняли орбиты и т.д. Имеются сведения о сбросе полезной нагрузки. Также в зарубежных СМИ появлялись сообщения о попытках ведения разведки и решения других особых задач.
Слухи и реальность
Регулярно появляются различные сведения о той или иной работе X-37B на орбите, но официального подтверждения со стороны DARPA или ВВС США они, по очевидным причинам, не получают. Тем не менее, такие сообщения вместе с доступной информацией о проекте приводят к появлению самых интересных и смелых версий.
В начале 2012 г., во время второго полета, в зарубежной прессе появилась новость о приближении X-37B к китайской космической станции «Тяньгун-1». Вероятно, это была попытка наблюдения за иностранной техникой. Тем не менее, США не подтвердили эту информацию, а разные параметры орбит могли вообще исключить возможность сближения.
Аппарат после возвращения из первого полета, 3 декабря 2010 г. Фото US Air Force
Наличие грузового отсека и возможность несения различного оборудования, как закрепленного, так и сбрасываемого в полете, определяют основные возможности X-37B. Также это способствует появлению различных версий и прогнозов, часть которых вполне может соответствовать действительности.
Основные возможности
X-37B представляет собой многоразовый космический аппарат самолетного типа, что дает ему ряд характерных возможностей. Прежде всего, это более простой вывод на орбиту и возвращение с нее. Кроме того, аппарат может использоваться в качестве транспортного средства для вывода и возвращения заданной полезной нагрузки. В этом отношении новый X-37B похож на старые Space Shuttle, но отличается меньшими размерами и сокращенной грузоподъемностью.
Важной особенностью X-37B является уже проверенная способность работы на орбите в течение длительного времени. Первый полет длился более 220 суток, а продолжительность пятого превысила два года. При этом в ходе всех испытательных полетов аппараты не просто оставались на орбите, но меняли траекторию и решали разные задачи.
Аппарат с подобным потенциалом может использоваться для выполнения разведки разных районов. В таком случае он должен нести необходимые оптические или радиотехнические средства и выводиться на требуемую орбиту. В зависимости от поставленных задач, X-37B может выполнить миссию и быстро вернуться на Землю либо оставаться на орбите в течение длительного времени, выполняя новые команды.
Завершение четвертой миссии, 7 мая 2017 г. Фото US Air Force
Согласно некоторым оценкам, опытные X-37B уже использовались для вывода на орбиту компактных спутников неизвестного назначения. Кроме того, они якобы способны «ловить» малогабаритные объекты в космосе и привозить на Землю. Такие возможности можно использовать для поддержания работоспособности космической группировки. Также появляется возможность быстрого развертывания небольшой группы спутников необходимого назначения на заданных орбитах. К примеру, это могут быть дополнительные средства связи над районом боевых действий.
Полезной нагрузкой теоретически может быть и вооружение разного назначения. X-37B может использоваться как орбитальный бомбардировщик или как перехватчик космической техники. Однако реализация таких возможностей запрещена международными соглашениями. Кроме того, многоразовый космический аппарат может быть не самой лучшей платформой для вооружений.
Вопросы обороны
Космический аппарат X-37B позиционируется как экспериментальная машина и демонстратор технологий, необходимых для дальнейшего развития техники ВВС США. Однако даже в таком качестве аппарат имеет особые характеристики и возможности, являющиеся поводом для беспокойства. Наличие такой техники ставит перед другими государствами вопрос о противодействии ей.
В этом контексте ключевое значение имеют средства слежения за космическим пространством. Развитые страны имеют необходимые оптико- и радиолокационные комплексы, способные вести наблюдение за объектами на разных орбитах. По всей видимости, в конструкции X-37B не используются стелс-технологии, что упрощает его обнаружение и сопровождение.
При использовании аппарата в качестве космического разведчика следует применять уже существующие и отработанные методики защиты. В первую очередь, это грамотная организация мероприятий военного характера: все основные действия должны выполняться в периоды между пролетом разведывательных космических аппаратов. Кроме того, для защиты войск или иных объектов от излишнего внимания могут применяться средства радиоэлектронной борьбы.
Подготовка к полету OTV-5, 2017 г. Фото Boeing
В некоторых ситуациях может понадобиться не просто противодействие или подавление, но полноценное поражение космического аппарата. Эта задача является самой сложной в контексте обороны. Для борьбы с X-37B или схожими целями необходимо противоспутниковое вооружение, такое как особые зенитные ракеты. Имеются разрозненные сведения о разработке такого оружия в разных странах. Также имели место несколько случаев применения ракет по реальным орбитальным целям.
Многоцелевая проблема
Даже в существующей конфигурации летающей лаборатории космический аппарат Boeing X-37B является весьма интересным и многообещающим образцом, вполне способным решать некоторые реальные задачи. При этом речь идет об отработке технологий, которые в дальнейшем могут найти применение в новых проектах техники с более высокими характеристиками.
В США уже сейчас высоко оценивают как сам X-37B, так и будущие образцы, созданные на его основе. Характерные особенности этой техники дадут ВВС США новые возможности, представляющие большой интерес в разных контекстах. При этом даже экспериментальный образец вызывает беспокойство третьих стран, что в Пентагоне рассматривают как хороший знак.
В случае с проектом Boeing X-37B можно наблюдать любопытную ситуацию. Об этой разработке известно не слишком много, но и доступные данные являются серьезным поводом для беспокойства. ВВС США намерены развивать новые технологии и пользоваться всеми их преимуществами. Другим странам, соответственно, необходимо учитывать это и готовиться к появлению новых угроз.
Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!