Предпосылки использования BIM-технологий: мнение компаний KartsUp и M4

Картинки по запросу BIMОсенью прошлого года состоялась международная выставка и конференция Autodesk University Russia 2017. Отличительной чертой нового AU было место проведения – Инновационный центр Сколково. Так как место проведения конференции располагало к инновациям во всем, почему бы нам не посмотреть на реальные примеры решений, используемых для задумки и реализации проектов в области архитектуры. В этой статье я расскажу о докладе представителей компаний KartsUp и M4. Компания KartsUp занимается внедрением, разработкой регламентов, обучением и осуществлением надзора. А компания M4 выполняет проектирование жилых комплексов и других сооружений с применением технологии BIM. Результат работы компаний впечатлил меня подходом к организации процесса взаимодействия между архитекторами, проектировщиками и инженерами, а также найденными решениями для автоматизации рабочих процессов.

Картинки по запросу BIM

Обширный часовой доклад «Опыт комплексного применения Revit на примере жилого комплекса» представили Артур Кураков и Андрей Пастух. С Артуром я познакомился во времена легендарных САПРяжений в Екатеринбурге. А вот с Андреем мы впервые встретились только на AU Russia 2017.

Пройдемся по ключевым разделам презентации и представим основные темы, рассмотренные в ходе выступления докладчиков.

Почему BIM?

Хм, этот вопрос, я думаю, находится в умах большинства сегодняшних архитекторов и проектировщиков. И мои друзья из KartsUp дали на него превосходный ответ. Они выделили несколько основных задач, над решением которых работают практически все современные бюро при переходе на BIM.

В KartsUp пришли к заключению, что необходимо добиваться согласованности между разделами проектирования, максимально исключить расхождения в документации и повысить качество и точность проектных решений.

Разделы проекта АР (Архитектурные Решения) и КЖ (Конструкции Железобетонные) были созданы полностью в рамках единой модели. Данные были сохранены в одном файле, расположенном в хранилище, а вот данные из разделов инженерных сетей были добавлены с помощью ссылок, что позволило уменьшить риски, связанные с файлами, а также использовать несколько решений, способных упростить работу с данными из различных разделов.

BIM KartsUp

Одной из важнейших задач, ставившихся перед проектировщиками и разработчиками, была разработка собственных семейств стен, окон и дверей, крыш и других элементов, используемых для создания моделей зданий, а также их вариаций, позволяющих максимально упростить рабочий процесс, чтобы архитекторы и проектировщики могли «просто играть в большой конструктор».

Специалисты KartsUp создали несколько всеобъемлющих схем, которые в большой степени облегчают процесс работы над проектом. Кроме того, при использовании BIM значительно упрощается подготовка документации, что позволяет уделить больше времени проработке проектных решений.

Сами же принципы работы над проектом всегда прописываются в регламентах, а регламент – своего рода библия любого проекта. Каждый крупный объект обладает своим собственным регламентом и тщательно прорабатывается. А детали всегда обсуждаются с заказчиком. Когда начинается работа над новым проектом, регламент, конечно, обновляется и, возможно, пишется новый. Этот процесс работы с документами не прекращается ни на минуту и существенно помогает организовать работу над каждой деталью проекта.

Работа с разделами АР и КЖ

Здесь-то и начинается самое интересное! Специалистам KartsUp необходимо было найти решения для максимального сокращения этапов поиска вариантов планировок, посадки домов и расчета ТЭП. Подобные требования предъявлялись к подсчету площадей и подготовке спецификаций. А самое главное – требовалось радикально уменьшить время на оформление рабочей документации.

При переходе на Revit проектировщики стали заниматься собственно проектированием, а все необходимые данные стали выводиться напрямую из Revit с помощью стандартных средств. Помимо этого, для избежания ошибок, специалисты использовали возможности связей между элементами в большой модели, когда изменение одного элемента может повлечь за собой изменения практически всей модели в целом.

Отдельным преимуществом использования возможностей Revit была подготовка документации с подробной информацией о квартирах. Это особенно актуально для заказчиков, которые занимаются возведением жилья. Для решения многих вопросов специалисты по разработке создали свой собственный модуль для квартирографии, позволяющий с легкостью выгружать всю необходимую информацию кликом по одной кнопке.

В итоге практически полностью был устранен один из самых затратных по времени реализации этапов работы. Время проектирования сократилось на несколько месяцев! Согласитесь, впечатляющее достижение, демонстрирующее очевидный эффект от автоматизации рутинных задач.

В модуле квартирографии была реализована полная интерактивность: при перемещении и изменении элементов модели, например стен, все будет перерасчитано автоматически и будут сформированы новые спецификации.

BIM KartsUp

Одним из самых детализированных и проработанных является раздел КЖ, который входит в единую модель и содержит все необходимые детали и элементы для построения комплексной модели конструкций. Такой подход обеспечивает автоматическое создание всех спецификаций и соответствующей документации.

Проектировщики создали единую модель, содержащую армирование и закладные детали. Данные в ведомостях рассчитывались по параметрам элементов модели.

BIM KartsUp

Для создания каркасов был разработан свой собственный модуль, который использует стандартный модуль Контейнер, позволяющий фиксировать модель и не влиять на нее постоянно.

Контейнер содержит каркасы, которые могут быть созданы любым доступным способом, и выводит соответствующее окно редактирования, в котором могут быть изменены параметры каркаса.

BIM KartsUp

Для того чтобы вычисления не мешали работе проектировщиков, расчеты запускаются по требованию. Решение поддерживает распределение по типам каркасов, погонажному или штучному. В случае если каркас погонажный, то изменение одного типа не влияет на все остальные. Если изменения касаются типа арматуры или шага, то при изменении шага длины будут сохранены, и все происходит в автоматическом режиме. Недавно была добавлена новая разновидность – сборный каркас, используемый для заморозки, что позволяет исключить автоматическое изменение габаритов самим Revit.

BIM KartsUp

В примере со сборными конструкциями мне понравилась реализация лестниц. Авторы подготовили отличные модели лестниц, подходящие как для конструкторов, так и для архитекторов. А уровень детализации и проработанности достаточно большой, чтобы визуально отобразить их расположение. На чертежах данные элементы могут быть представлены как в архитектурном, так и в конструкторском виде.

Еще одним интересным решением является добавление параметра Проем КЖ к дверным проемам, которые содержат как сами двери, так и отверстия. Этот параметр позволяет разделять элементы на конструкторские проемы и архитектурные, а также влияет на то, какие данные будет выдавать конкретный проем.

BIM KartsUp

Обратите внимание на детализацию дверных проемов. Это позволяет создать модель, для которой можно с высочайшей точностью выполнять подготовку документации и избегать ошибок в процессе проектирования. Специальные расширенные свойства проемов позволили выдавать более точную информацию о размерах проемов и выводить ее в виде таблиц и документов с учетом особенностей их выполнения на строительной площадке.

Разделы ОВ и ВК

Как говорилось выше, в компании KartUp не только опирались на концепцию создания единого файла модели по нескольким разделам, но и использовали ссылочные файлы для создания разделов ОВ и ВК. Это также облегчило работу над не менее сложными разделами, такими как инженерные сети, которые зачастую зависят от архитектурных и конструктивных решений.

BIM KartsUp

В разделах ОВ и ВК, как и во всей инженерии, существует своя специфика, требующая тщательной проработки многих вопросов. Специалистам компании пришлось разработать достаточно много библиотечных элементов и реализовать расчеты для всех фитингов и арматуры. Такой подход позволил избежать проблем с пересечениями инженерных систем и обеспечил намного более точные расчеты для элементов при подготовке смет.

На данном этапе разработчики и проектировщики приняли решение создавать схемы, опираясь на модель, с учетом включения таблиц выборки для подбора фитингов по размерам, поставщикам и другим критериям.

Но не обошлось и без дополнительных инструментов и модулей, а также без стороннего ПО.

BIM KartsUp

В качестве дополнительного ПО специалисты использовали пакет MagiCAD for Revit. Он был полезен не только как мощный набор библиотек различных элементов, но и как отличный инструмент для обвязки радиаторов, что ускорило процесс работы над системами отопления здания. И, конечно же, сыграли важную роль и инструменты расчетов, реализованные в MagiCAD.

Еще одним интересным решением, которое было продемонстрировано разработчикам, является инструментарий сбора представлений стояков в трехмерном виде. При выполнении вручную данный процесс занял бы много времени, а с помощью автоматизации удалось собрать представления всех необходимых стояков и свести их в единый ряд на листе.

BIM KartsUp

Для удобства копирования стояков и элементов был разработан специальный модуль, который мог копировать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Необходимость поддержки копирования по вертикальным плоскостям возникла из-за того, что при копировании через буфер обмена элементы будут не подключенными.

Конечно, разработчики постарались решить и такой вопрос, который касается рутинных операций, и проработали инструменты автоматизации для работы с гильзами и опорами.

Подведение итогов

Давайте взглянем на результат применения автоматизации и собственных разработок на практике. Зачастую многие затрудняются быстро ответить на вопрос про BIM и его внедрение. Как правило, камнем преткновения для внедрения становятся организационные вопросы. Это трудный процесс, требующий серьезной предварительной подготовки, осуществить который своими силами без помощи специалистов порой получается с большими временными затратами. Рекомендуется обратиться к таким компаниям, как KartsUp, которые предлагают комплексный набор услуг для внедрения BIM и развертывания специализированных решений, позволяющих обеспечить стабильный рабочий процесс на всех этапах проектирования.

Пример компаний KartsUp и M4 наглядно демонстрирует правильность подхода, в котором уделено внимание большинству важных вопросов, которые могут возникнуть в процессе разработки проекта.

В итоге были получены следующие положительные результаты:

  • создана единая модель здания с требуемой информацией,
  • минимизированы коллизии,
  • сокращено время на выдачу и обработку заданий между разделами,
  • организовано более плотное общение между участниками проекта.

За счет всего этого повышено качество проектной документации, сокращены ошибки на этапе строительства и достигнуто снижение погрешности при количественных подсчетах.

Если вам необходимо комплексное внедрение BIM и разработка специализированных решений для вашего рабочего конвейера проектирования, я рекомендую обратиться к ребятам из KartsUp и присмотреться к их разработкам. Что примечательно, они стараются обновлять свои продукты под текущие версии Revit, а также предоставляют профессиональные консультации по различным вопросам, связанным с САПР и внедрением BIM.

Дмитрий Чехлов — автор многочисленных публикаций, посвященных компьютерной графике и 3D-технологиям, в том числе книги «Визуализация в Autodesk Maya: mental ray renderer», художник по освещению и затенению, технический специалист в области компьютерной визуализации, активист Autodesk Community, Autodesk Certified Professional, участник программ Autodesk Developer Network и NVIDIA Partner Network.

Источник: http://isicad.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!