Микро автомобили производились на протяжении всей автомобильной истории и спрос на них то возростал то падал под воздействием экономических факторов. В первой части я рассказал о европейских микро автомобилях 50х и 60х годов. Они пользовались спросом особенно в 50х годах, поскольку Европа только восстанавливалась после большой войны и не могла себе позволить больших и роскошных автомобилей, которые позволяли себе в Америке. В 60х годах, экономическая ситуация в Европе заметно улучшилась и, как следствие, спрос на микрокары упал.
На первое место по производству компактных автомобилей выходит Япония, страна, в которой свои, специфические представления о роскоши а также ограниченный ресурс всего, воспитавший в японцах стремление обходиться малым, в частности миниатюрными автомобилями.
В Японии миниатюрные автомобили называют кей-карами или кэйдзидося. Категория кей-каров в Японии четко регламентирована, особенно в плане габаритов авто. Например, начиная с 4 апреля 1955, кей-каром считается автомобиль, габариты которого не больше 3м в длину и 1,3м в ширину, а вот с 1 января 1976 года, японцы уже могли наслаждаться ездой в автомобиле на 20см длиннее и на 10см шире, который при этом все равно считался кей-каром. Использование кей-кара вместо обычного автомобиля давало преимущества с точки зрения налогов и страховки.
Subaru 360
Автомобильная марка Subaru началась с кей-кара — Subaru 360. Кто бы мог подумать, что мощные, агрессивные, солидные Субару начинались с малыша 360, которого в Японии называли Божьей коровкой. Subaru 360 (индекс 360 означал максимально допустимый для кей-каров объем двигателя — 360 см3. У Subaru было 356 см3) производился компанией с 1958 по 1971 годы, количество выпущенных за это время автомобилей (точнее кей-каров) составило 392 000.
Габариты Subaru 360 — 2.99м в длину и 1.3м в ширину, т.е. Субару не поскупились и использовали всю разрешенную площадь до последнего сантиметра оставаясь при этом в рамках категории кей-кар. В модели 360 использовался 2х-тактный, 2х-цилиндровый рядный двигатель с воздушным охлаждением, установленный сзади.
В Subaru 360 была установлена 3х-ступенчатая механическая коробка передач. Мощность кей-кара, в начале выпуска в 1958 году, составляла 16 л.с. однако в дальнейшем была увеличина до 25 л.с. Максимальная скорость 97км/ч. Расход топлива 3.6 л. на 100 км.
Subaru 360 экспортировались в США, где продавались по цене $1297. Из-за своего маленького веса (до 1000 фунтов) Subaru не обязательно было соответствовать американским стандартам безопасности. Тем не менее журнал Consumer Reports опубликовал результаты краш-теста которые показали, что при столкновении тяжелого американского автомобиля с Subaru 360, бампер американца легко оказывается в пассажирском отсеке Subaru. В результате, продажи Subaru 360 в США обвалились и были прекращены.
Mazda R360 и Mazda Carol
Кей-кар Mazda R360 во многом похож на Subaru 360. Модель R360 — это первый автомобиль выпущенный Mazda (так же как и Subaru). До того, Mazda выпускала мотоциклы и трициклы.
2х дверная, 4х местная с установленным сзади двигателем, объемом 356 см3 c воздушным охлаждением. Те же габариты, разница в 1-2 см. Словом, типичный японский кей-кар.
Mazda R360 выпускалась с 1960 по 1966 годы и была самым популярным кей-каром Японии той поры. В то время, купить собственный автомобиль в Японии было достаточно тяжело и компания Mazda сделала все для того, чтобы их первый автомобиль стал максимально доступным. Стоимость Mazda R360 составляла 300000 йен, для версии с ручной каробкой передач. В первый год после запуска, было выпущено 23417 кей-каров Mazda R360 или 64,8% всего рынка микро автомобилей Японии того времени.
В Mazda R360 использовался 4х-тактный V-образный двигатель, достаточно легкий из-за использования магниевого сплава. В целом вес автомобиля составлял всего 380 кг, что делало его самым легким и экономичным японским автомобилем. Максимальная скорость Mazda R360 84 км/ч. Кей-кар оборудован 4х ступенчатой механической или 2х ступенчатой автоматической коробкой передач.
Начиная с 1962 года, параллельно с Mazda R360, компания начинает выпуск модели P360 Carol. Создавая кей-кар Mazda Carol в пик популярности модели R360 Mazda стремилась, пользуясь удачным моментом, упрочить свое положение и захватить еще больший сегмент рынка. Основной упор сделан был на разработку просторного салона. Инженеры старались создать как можно более объемный и вместительный автомобиль при сохранении внешних габаритов, продиктованных японским законодательством. В результате получился автомобиль с достаточно специфическими формами, в котором тем не менее удобно помещались 4 взрослых человека. Кроме того, Mazda Carol стала первым японским кей-каром с 4 дверями, что делало его более комфортабельным.
Изменения коснулись и двигателя. В Mazda Carol был установлен полностью алюминиевый, 4х-цилинровый, рядный двигатель с водяным охлаждением, который работал существенно тише чем двигатель R360.
Благодаря модели Carol, в 1962 году Mazda смогла захватить уже 67% рынка микрокаров в Японии. Хотя в последующие годы их доля начала падать.
Может сложиться впечатление, что кей-кары — это такие маленькие, нелепые машинки, которые японцы создавали ради смеха и чем комичнее получался автомобиль, тем лучше. Нет, это совершенно не так. Наоборот, автопроизводители стремились создавать полноценные автомобили, мощные, быстрые, комфортные и вместительные, но при этом сделать их как-то так, чтобы не выйти за рамки обозначенных правительством границ, и чтобы себестоимость и следовательно цена готового автомобиля не были слишком высоки.
Со временем у многих производителей это стало получаться. Кей-кары 80х уже не выглядят курьезно а воспринимаются просто как компактные городские автомобили. Кроме того, регламент определяющий максимальные параметры кей-кара, также был пересмотрен. Начиная с января 1976 года, допустимый объем двигателя для кей-каров был увеличен до 550 см3, а с марта 1990 года стало возможным использование двигателей с объемом 660 см3.
С другой стороны, в 70х годах ХХ века, даже американские производители автомобилей стали задумываться об экономии и разумном использовании ресурсов. Мировой автомобильный тренд повернулся в сторону уменьшения габаритов. Автомобилей становилось больше и им становилось тесно на дорогах.
Honda N360 (1967 — 1972)
Suzuki Fronte (1967 — 1970)
Mitsubishi Minica
На примере еще одного японского кей-кара Mitsubishi Minica, выпуск которого начался в 1962 году, легко отследить, как маленькие, забавные автомобильчики превращались в уже хорошо знакомые нам компактные городские автомобили.
Первое поколение (1962 — 1969)
Второе поколение (1969 — 1974). Minica 70 и Minica Skipper
Третье поколение (1972 — 1977). Minica F4
Четвертое поколение (1977 — 1984)
Пятое поколение (1984 — 1989)
Шестое поколение (1989 — 1993)
Седьмое поколение (1993 — 1998)
Восьмое поколение (1998 — 2011)
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!