Китай разрабатывает новый военный безэкипажный катер проекта 6081

Китайская промышленность старается не отставать от зарубежных коллег и осваивает новые для себя направления. Стало известно о существовании собственного китайского проекта безэкипажного катера для решения тех или иных задач. Более того, опытное изделие этого типа уже вышло на ходовые испытания. По неофициальным данным… О существовании безэкипажного катера (БЭК) разработки КНР стало известно буквально на днях. В китайской блогосфере разошлась пока единственная фотография, сделанная в акватории вблизи одного из судостроительных предприятий провинции Цзянси. На фоне берега запечатлели катер характерного вида с бортовым номером «6081» и людьми на борту. Как сообщают неофициальные источники, на испытания выведен БЭК, предназначенный для использования в противолодочной обороне. Другие сведения пока отсутствуют. Кроме того, официальные лица хранят молчание и никак не комментируют появление нового катера – несмотря на интерес внутри страны и за рубежом. Единственная известная фотография позволяет рассмотреть общую архитектуру китайского БЭК.

Безэкипажный катер для ВМС НОАК

Перспективный китайский БЭК на ходовых испытаниях

Изделие построено по схеме тримарана с основным корпусом большого удлинения и парой аутригеров, сдвинутых к корме. Корпус имеет мореходные обводы и заваленный назад форштевень.

Носовая часть катера оформлена в виде палубы с легким ограждением. За ней находится надстройка, занимающая всю ширину корпуса. Надстройка имеет характерную граненую форму и переменную высоту. На надстройке смонтирован конический кожух радиотехнических систем. Судя по габаритам и наличию остекления, катер является опционально пилотируемым. Позади надстройки находится еще одна палуба, вероятно, с возможностью установки дополнительного оборудования.

По разным оценкам, длина китайского БЭК достигает 38-40 м. Ширина, осадка и водоизмещение неизвестны. Также остаются тайной площадь и объемы под установку дополнительного оборудования и его допустимая масса.

Тримаран «6081» оснащен дизельной энергетической установкой с охлаждением забортной водой. Гребной винт либо водомет, по оценкам, может разгонять катер до 25-27 узлов. Дальность хода и автономность не установлены.

Катер должен иметь автопилот и средства навигации, способные обеспечивать длительную самостоятельную работу в открытом море. Также необходимы средства связи и управления для передачи данных и полноценного взаимодействия с оператором, штабами и другими боевыми единицами флота.

ACTUV Sea Hunter – американский катер ПЛО

Согласно распространенным версиям, китайский БЭК предназначается для использования в комплексной системе ПЛО и потому получает необходимое оборудование. Для поиска и сопровождения подлодок и обнаружения морских мин катеру требуются гидроакустические средства, включенные в общий комплекс бортовой автоматики. Естественно, точный состав и характеристики ГАС неизвестны. Целевое оборудование должно быть связано с приборами связи для выдачи данных и целеуказания разным потребителям.

Зарубежный аналог

Внешне, по своей архитектуре и по предполагаемому назначению новый китайский БЭК напоминает одну из последних американских разработок США. С 2016 г. агентство DARPA и ВМС проводили испытания перспективного безэкипажного катера ПЛО под обозначением ACTUV Sea Hunter. К настоящему времени катер поступил в опытную эксплуатацию и регулярно привлекается к различным учебным и тестовым мероприятиям.

Американский Sea Hunter представляет собой тримаран с крупным основным корпусом и двумя небольшими аутригерами. Полное водоизмещение катера достигает 140 т. Длина – 40 м, ширина с учетом боковых корпусов – более 12 м. Использован корпус с высокими мореходными и маневренными характеристиками. На время испытаний БЭК получил полноценную рубку для размещения экипажа и специальной аппаратуры.

Катер оснащен двухвальной энергоустановкой на основе пары дизельных двигателей. Максимальная скорость заявлена на уровне 27 узлов, а дальность определена в 10 тыс. морских миль. Автономность, в зависимости от выполняемой задачи – 30-90 суток. Важной особенностью БЭК является низкая стоимость эксплуатации. Сутки работы такого катера стоят не более 20 тыс. долл., тогда как полноразмерный корабль LCS с теми же функциями требует 700 тысяч.

По открытым данным, Sea Hunter оснащается ГАС Raytheon MS3, антенное устройство которой помещено в выдвижной подкильной гондоле, а также магнитометрической аппаратурой. Бортовое оборудование способно самостоятельно анализировать данные с приборов наблюдения и опознавать обнаруженный объект. Для этого в памяти бортового компьютера имеются сигнатуры различных подлодок, безэкипажных аппаратов и других возможных целей.

Данные о подводной обстановке в режиме реального времени передаются патрульным самолетам или беспилотникам либо в береговой центр управления. Sea Hunter не имеет никакого вооружения. Катер отвечает только за обнаружение и выдачу целеуказания другим участникам системы противолодочной обороны.

В основе проекта ACTUV лежит идея строительства и развертывания множества БЭК по типу Sea Hunter, способных вместе следить за крупными районами Мирового океана. Применение большого числа безэкипажных катеров должно расширять возможности ПЛО при одновременном сокращении затрат на строительство и эксплуатацию. С точки зрения экономики флот БЭК с поддержкой БПЛА оказывается более выгодным, чем группировка кораблей и патрульных самолетов с теми же возможностями.

Противолодочные перспективы

Предполагается, что новый китайский прототип относится к классу БЭК. Если это так, то есть основания для весьма интересных выводов. Получается, что КНР занимается новым для себя направлением в контексте развития военно-морских сил. Более того, к настоящему времени перспективный проект доведен до стадии ходовых испытаний опытного образца.

Принцип работы катера ACTUV

В ближайшее время китайские специалисты должны завершить отработку безэкипажной платформы «6081», после чего могут стартовать испытания и доводка целевого оснащения, предположительно для поиска подлодок. Как долго продлятся эти мероприятия, и к каким результатам приведут – неизвестно.

Впрочем, уже сейчас можно делать прогнозы на будущее. При успешном завершении опытно-конструкторской стадии новый китайский БЭК получит рекомендацию к серийному производству и постановке на вооружение военно-морских сил НОАК.

Последствия такого развития событий очевидны. Весьма вероятно, что Китай сможет наладить массовое производство новой техники и за несколько лет создать достаточно крупный флот БЭК. С его помощью можно будет дополнить традиционные средства противолодочной обороны, а затем и расширить ее возможности.

Смешанная флотилия кораблей и катеров способна более плотно закрывать заданный район и быстрее находить подводные объекты. Боевые возможности при этом не теряются. Вероятно, БЭК смогут работать на большом удалении от портов, в т.ч. за пределами зоны ответственности базовой патрульной авиации. Нельзя исключать, что при помощи перспективных катеров ВМС НОАК смогут осуществлять поисковую деятельность едва ли не по всему Тихому океану и в ближайших регионах.

Очевидный результат

Следует отметить, что на данный момент с уверенностью можно говорить только о наличии катера с номером «6081». Предназначение этого изделия пока неизвестно, а все данные на этот счет основываются только на предположениях и оценках. Впрочем, именно такие предположения являются наиболее правдоподобными и вероятными. Когда появится официальная информация о проекте – если ее вообще раскроют – неизвестно.

Однако очевидно, что Китай, стремящийся к региональному и мировому лидерству в военно-технической сфере, рано или поздно начал бы изучение тематики безэкипажных катеров. Похоже, что эти процессы уже начались и уже дали первые результаты. На завершение работ и получение практически применимой техники может уйти несколько лет, и после этого ВМС НОАК сможет похвастать принципиально новыми образцами.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!