Начаты работы по созданию нового Российского легкого многоцелевого фронтового самолета

Недавно на «ВО» вышла интереснейшая статья Романа Скоморохова «Зачем ВКС еще один самолет?», в которой автор оценивал потребность наших военно-космических сил в новой легкой боевой многофункциональной машине (на “фото” выше — не она, это просто чья-то творческая фантазия). Дело в том, что недавно в СМИ прошла информация о начале работ по созданию легкого многоцелевого фронтового самолета (ЛФМС). Деньги на первичные аэродинамические расчеты по данному направлению в размере аж 4 млн. руб. выделены РСК «МиГ». И вот, уважаемый Р. Скоморохов задался вопросом: зачем нам нужен этот самолет? Аргументация против ЛФМС совершенно здравая. На сегодняшний день в ВКС и ВМФ России несут службу аж 12 типов самолетов оперативно-тактической авиации: МиГ-29, МиГ-29К, МиГ-35, МиГ-31, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-57. Да, МиГ-29, Су-24, Су-27 выслуживают последние сроки, но и после этого у нас останется 9 типов оперативно-тактической авиации! Не многовато ли? Что ж, давайте попробуем сравнить «типологию» оперативно-тактической авиации наших ВКС с теми же США.

Перехватчики

Тут все просто. В США таких самолетов нет ни в составе ВВС, ни в проектах создания. У нас – есть, МиГ-31 в строю и некий МиГ-41 в разработке. Зачем он нужен, сказать довольно-таки сложно, но, к счастью, это и не тема данной статьи: отметим лишь, что данный перехватчик должен уметь «работать» не только в воздухе, но и в ближнем космосе, а также иметь беспилотный вариант. С этой точки зрения разработка такой машины, хотя бы в качестве концепта, вероятно, имеет право на жизнь. А может, и не только в качестве концепта – в конце концов, кто-то же должен «чистить» ближний космос от спутников-шпионов, а то и от гиперзвуковых беспилотников. Кроме этого, МиГ-41 не будет бесполезным и в более «приземленных» конфликтах. Ведь наряду с возможностями вести дальний воздушный бой он должен получить еще и новейшие технологии малозаметности, что в сочетании со скоростью 4М или выше, а также большим боевым радиусом, при правильном использовании даст ему определенные тактические преимущества.

Высотные разведчики

У нас таких самолетов нет ни в строю, ни в разработке. Иное дело – американцы. Правда, ставшие знаменитыми SR-71 «Черный дрозд» американцы уже списали, но зато вовсю разрабатывают беспилотный SR-72. Причем, по имеющимся данным, речь идет о высотном и гиперзвуковом самолете – заявлялось, что скорость SR-72 может достигнуть 6М.

Таким образом, получается, что РФ сохраняет в составе ВКС МиГ-31, доставшиеся ей от СССР, и это выглядит вполне разумным и рациональным – не отказываться же от десятков вполне дееспособных боевых единиц с существующей инфраструктурой просто ради унификации состава! А еще и мы, и американцы проектируем высотный и скоростной летательный аппарат, только мы – в виде перехватчика, они – в виде разведчика. Иными словами, особого различия в этой области у нас с США нет.

Истребители завоевания господства в воздухе

Вершиной «пищевой пирамиды» у американцев является F-22 – тяжелый истребитель, оказавшийся слишком дорогим даже для американцев, почему он и был выпущен весьма ограниченной партией.

Его аналогом у нас является Су-57 – это лучшее, что мы имеем на сегодняшний день, даже со двигателями 1-го этапа. Но, по всей видимости, самолет также оказался чрезмерно дорогим для массового строительства.

Увы, сколь бы ни был хорош истребитель, он не может находиться в двух-трех местах одновременно. В реальных конфликтах количество боевых машин имеет огромное значение. Именно поэтому, с появлением F-22 американцы не спешили отказываться от постепенно устаревающих F-15C, до сих пор занимающих место «рабочей лошадки» в ВВС США. Аналогом этого самолета в РФ следует считать Су-27. При этом Су-27 выслуживает последние сроки, и даже в своем модернизированном варианте явно не дотягивает уже до американских «Орлов», поскольку модернизация носила весьма бюджетный характер.

Но и у американцев не все гладко. Как бы ни был хорош для своего времени F-15С, он банально стареет физически, и самолетам этого типа пора «на свалку истории». В результате США оказались в весьма неважной ситуации – в скором времени они вынуждены будут списать чуть больше половины имеющихся в их распоряжении истребителей завоевания господства в воздухе. Разумеется, для США это неприемлемо, нужны новые самолеты, но где их взять? Возрождать производство F-22 слишком дорого, проектов новейших тяжелых многофункциональных истребителей у США нет. В итоге американцы, как это ни странно, пошли по пути насыщения своих ВВС тяжелыми истребителями поколения «4++»: речь идет, разумеется, о F-15СX. Аналогом этого самолета в РФ является Су-35. Как у американцев F-15СX является вершиной развития семейства F-15, так и у нас Су-35 – вершина семейства Су-27, притом что оба этих самолета ушли очень далеко от своих «прародителей» и представляют собой, в значительной мере, новые машины.

Что же до морской авиации, то здесь дело обстоит так: американцы в свое время сэкономили на разработке палубного истребителя завоевания превосходства в воздухе, решив, что «и так сойдет», и что «Хорнеты» и «Супер Хорнеты» успешно справятся с любым, оставшимся после развала СССР противником. У нас же осталось немного Су-33 – возможно, физически они не настолько изношены, как Су-27, но их БРЭО на сегодня категорически устарело, а затевать дорогостоящую модернизацию ради полутора десятков самолетов смысла нет. Наличие таких самолетов все же дает определенные тактические преимущества единственному ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», да и вообще, сегодня моряки рады любому самолету, но все же Су-33 также уйдут на заслуженный отдых, и достаточно скоро.

Таким образом, США располагают на сегодня тремя типами самолетов завоевания господства в воздухе, из которых в ближайшее десятилетие, по всей видимости, останется два – F-22 и F-15СХ. У нас таких самолетов четыре, из которых в ближайшем будущем также останутся два – Су-57 и Су-35. Таким образом, никакого особого бедственного «разнотипья» по боевым самолетам этого назначения у нас не наблюдается.

Ударные самолеты

Вот здесь все значительно интереснее. На сегодняшний день американцы располагают одним самолетом этого типа – F-15E. Данный самолет представляет собой в сущности двухместную вариацию F-15С, оптимизированный для нанесения ударов по наземным целям. И, несмотря на известные различия, F-15C и F-15E представляют собой модификации одного и того же самолета, что значительно упрощает содержание и обслуживание этих машин.

Конечно, F-15E также стареет, как и F-15C, и недалек тот день, когда машины этого типа не смогут подниматься в воздух уже просто в силу физического износа. Поэтому американцы вовсю готовят ему замену. Функционал F-15E перейдет «по наследству» F-15EX, который будет являться ударной модификацией истребителя завоевания превосходства в воздухе F-15СX. Попросту говоря, в связи с физическим старением, пара F-15E/ F-15С будет заменена F-15EX/ F-15СX. У нас все значительно сложнее. Аналогом F-15E у нас выступает Су-30СМ.

Но, помимо «Су-тридцатого», в распоряжении наших ВКС и флота имеются также еще Су-24 и Су-34, также «заточенные» на ударный функционал! И если с Су-24 все, в общем, понятно, так как его немодифицированная версия уже снята с вооружения, а модифицированная, как ни крути, доживает последние годы, то вот наличие одновременно и Су-30 и Су-34 очевидно нерационально.

Существуют два пути строительства ударной оперативно-тактической авиации. Можно делать ударные самолеты на базе многофункциональных истребителей, а можно – отдельным проектом. Каждый из этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Специализированный самолет будет более успешным по своей основной функции, но его создание и эксплуатация будут обходиться значительно дороже, чем модификация существующего истребителя в ударный самолет. Мы же, увы, пошли всеми путями сразу.

Су-30СМ в силу своей не самой уже современной конструкции и БРЭО не может рассматриваться как перспективный самолет завоевания господства в воздухе, хотя на сегодняшний день все еще способен эффективно бороться с истребителями 4-го поколения. Как ударный самолет он неплох, но все же, по всей видимости, будет уступать новейшему американскому F-15EX. Аналогом последнему могла бы стать ударная двухместная версия Су-35, но о разработке таковой ничего не слышно.

Су-34 все-таки представляет собой чистый «ударник» отдельного проекта, который по своей основной функции, и в случае оснащения его новейшим БРЭО, вполне способен превзойти F-15EX. Таким образом, можно говорить о том, что нам нужно было либо делать ударную версию Су-35, отказавшись от Су-30СМ и Су-34, или же не делать этого, и пополнять войска Су-34, но отказавшись от Су-30СМ. Или, как вариант, отказаться от Су-34 и ударной версии Су-35, подтянуть БРЭО Су-30СМ «назначить» его основным ударным самолетом.

Увы, по ряду объективных причин этого сделано не было, и там, где американцы в скором времени будут располагать одним только F-15EX, в составе ВКС будут находиться Су-30СМ и Су-34. Два ударных самолета против одного. Причем «американец» будет унифицирован с истребителем завоевания господства в воздухе F-15СX, а Су-30СМ и Су-34 ничего такого с Су-35 иметь не будут. В итоге, там, где США будут обходиться, по сути, одним самолетом (F-15EX/СX), у нас будет целых три – Су-35, Су-30СМ и Су-34. Нехорошо.

Легкие истребители

Название «легкие» тут весьма условно: автор попросту «свел» в эту категорию все многофункциональные истребители, не являющиеся тяжелыми. США имеют таких самолетов… трудно даже сосчитать. Будем говорить – три, то есть F-35 всех модификаций, F/A-18E/F и, конечно, F-16. Хотя можно насчитать и четыре, если выделить отдельно вариант СВВП F-35D. Или даже пять, если считать отдельно модификацию «Шершня» — самолет радиоэлектронной борьбы «Гроулер», хотя это и не истребитель. Но остановимся все же на трех.

При этом F-35, в какой-то разумной перспективе, должны заменить F-16, а вот с F/A-18E/F все не так однозначно. Последние вовсю строились и после 2010 года, так что, по всей видимости, флот вовсе не готов отказываться от «Супершершней» в пользу F-35С. Моряки собираются использовать оба типа самолетов на протяжении, как минимум, еще двух десятилетий.

А что у нас? Есть МиГ-29 старых модификаций, которые уже совсем «пенсионеры», есть небольшое количество «новоделов» МиГ-29СМТ, которые еще послужат, и есть еще новые МиГ-29К – корабельная версия, она же и наиболее совершенная. При этом МиГ-29К – это костяк палубной авиации РФ и долгое время таковым пребудет. Собственно говоря, различий у МиГ-29СМТ и МиГ-29К довольно много, но вряд ли больше, чем у F-35A и F-35D, так что, пожалуй, можно засчитать нашим вооруженным силам МиГ-29СМТ и К за модификации одного и того же самолета. Кроме того, формально у нас есть еще МиГ-35. Почему – формально? Тому есть две причины. Во-первых, МиГ-35 представляет собой сухопутный вариант МиГ-29К и у автора нет уверенности, что их стоит рассматривать как два разных самолета. А во-вторых, потому что, увы, никто не собирается пополнять ВКС МиГ-35 в сколько-то массовом порядке. В сущности, поставки МиГ-35 в ВКС выглядят действием «для галочки», которым достигается поддержание на плаву РСК «МиГ» с одной стороны, и повышается экспортный потенциал МиГ-35 – с другой. Ибо, как известно, лучше продаются те самолеты, которые страна-изготовитель поставила себе на вооружение. И никаких иных легких истребителей в ВКС и ВМФ РФ нет.

Таким образом, в ближайшей перспективе РФ будет располагать тремя модификациями МиГ-29 (СМТ, К и «тридцать пятый»), а США – тремя модификациями F-35 и «Суперхорнетом». Можно говорить, что мы будем иметь один тип легкого истребителя, а американцы – два. При этом, что самое печальное, МиГ-29 в существующем виде по возможностям БРЭО уступают американским самолетам.

Штурмовики

У американцев есть старенький уже А-10, у нас – не менее пожилой Су-25. Самолеты эти очень непохожи, но принадлежат одному классу, причем ни мы, ни США не форсируем разработку новых штурмовиков. По всей видимости, в обозримом будущем и мы, и американцы окончательно лишимся этого класса боевых самолетов.

А как же другие страны?

Да, Германия, Англия, Франция и т.д. обходятся меньшим количеством типов боевых самолетов. Но нужно понимать, что их ВВС, в общем, не самодостаточны. Они подходят для «вразумления» стран третьего мира, не имеющих сколько-то серьезных ВВС и ПВО, либо для поддержки «Большого Брата», то бишь ВВС США в глобальном конфликте.

И вот, двадцать лет спустя…

Последние оставшиеся в строю МиГ-31БМ к этому времени, конечно, уже уйдут на покой, так что перехватчиков у ВКС РФ не будет. Американцы останутся с двумя тяжелыми истребителями завоевания господства в воздухе F-22 и F-15СX – и у нас будет столько же, Су-57 и Су-35. США будут располагать ударным F-15EX, мы – Су-30СМ и Су-34. В части легких истребителей у американцев – F-35 трех модификаций и, возможно, последние F/A-18, у нас – горстка вконец устаревших МиГ трех модификаций. Штурмовиков не останется ни у нас, ни у них.

Причем, как ни странно, но по тяжелым истребителям мы можем оказаться в плюсе, поскольку американские «Рапторы» к 2040 г. будут находиться на грани полного физического износа. А вот по ударным самолетам и легким истребителям в минусе окажемся, наоборот, мы. В случае с ударными самолетами, это произойдет потому, что США начнут массовое переоснащение своих ВВС на новые самолеты уже после 2020 г., у нас же большое количество Су-30СМ и Су-34 вошли в строй в 2010-2020 гг, и первые из них надо будет уже списывать по причине физического износа.

Современный боевой самолет оперативно-тактической авиации способен служить порядка 30 лет. Примерно столько запланировано для F-35, например. Стратегические бомбардировщики/ракетоносцы, конечно, способны на большее, но не о них речь. И мы должны понимать, что спустя двадцать лет первые самолеты, полученные ВКС РФ по программе ГПВ 2011-2020 гг., необходимо будет выводить из эксплуатации. То есть примерно к 2040 г. во весь рост встанет вопрос обновления парка боевой авиации ВКС и ВМФ РФ.

Создание боевого самолета

Дело не только затратное, но еще и очень длительное. Возьмем, к примеру, тот же американский «Раптор». Конкурс на этот самолет был объявлен в 1986 г, а эксплуатироваться начал с 2005 г., то есть спустя 19 лет после конкурса. И если даже считать от момента поступления 1-го серийного самолета в войска, что случилось в январе 2003 г., все равно получается почти 17 лет. Создание Су-57 стартовало в 2001 г., то есть можно говорить о том, что цикл его создания займет порядка 20 лет.

И наконец ЛФМС

Что можно ожидать от этой программы? Сведений о ней, увы, немного, да и вообще, вести издалека редко бывают верными. Речь идет о сравнительно легком двухдвигательном самолете, который можно будет строить в вариантах истребителя завоевания господства в воздухе, ударном и, возможно, штурмовом. При этом очевидно, что работы по этому самолету находятся в самой ранней, предварительной стадии.

Таким образом, можно предположить, что ЛФМС будет готов к поставкам в ВКС лет так через 20, как раз тогда, когда Су-30СМ, Су-34, МиГ-29 всех модификаций начнут уходить на покой. И если у наших конструкторов все получится, то при помощи ЛФМС мы как раз и избавимся от разнотипности самолетов оперативно-тактической авиации.

К моменту завершения перевооружения, ВКС РФ будут включать в себя тяжелые истребители завоевания господства в воздухе (Су-57) и более массовые, на основе ЛФМС, а также ударные и, может, даже штурмовые на основе все того же ЛФМС. Также, возможно, появится перехватчик МиГ-41 и… собственно говоря, и все. Кстати, исходя из этого можно предположить, что ЛФМС будет не слишком-то легким, скорее, это будет средний многофункциональный истребитель.

Если все будет так, то решение о создании ЛФМС следует считать абсолютно правильным и своевременным. А вот если под аббревиатурой «ЛФМС» мы через 3-5 лет получим очередную вариацию МиГ-35, вот тогда с позицией уважаемого Р. Скоморохова следует безоговорочно согласиться.

Автор: Андрей из Челябинска
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!