В Амазон представили инновационный симметричный автомобиль, способный равноценно перемещаться в любом направлении

На фото: Новый автомобиль от Zoox с 4 сиденьями и симметричным дизайном. Стартап Zoox (компания, основанная австралийским дизайнером и робототехников из Стэнфорда) наконец представил свой новый проект, который, по мнению компании, будет не только автомобилем будущего, но и концептуально новым транспортным средством. Большинство компаний, работающих над беспилотными автомобилями (либо частными, либо роботакси) сосредоточили усилия для решения трудной задачи создания безопасной и надежной программной системы беспилотной езды и ее адаптации к существующим транспортным средствам. Zoox решили создать автомобиль с нуля. Компания чувствует, что такой подход позволит им все сделать правильно и обеспечит ей перспективы на рынке транспорта будущего. В потоке новостей можно было обнаружить слитые фотографии и их обсуждение. Официальный запуск произошел 14 декабря 2020. Дизайн транспортного средства напоминает мне другие роботизированные автомобили, предназначенные для групповых поездок.

image

Интерьер автомобиля от Zoox. Долговечные материалы сидений, подушки безопасности со всех сторон, зарядные станции и, конечно же, подстаканники.

Среди характерных черт можно выделить несколько квадратную (вернее, трапециевидную) форму с высокой крышей, раздвижные двери и низкий пол для легкости посадки/высадки, а также сидячие места с возможностью удобного общения (на них люди смотрят друг на друга). Я называю эту форму «робеция» (роботизированная трапеция). Она также встречается в большинстве моделей персонального автоматического транспорта и шаттлов – ULTra в Хитроу, Navya, Easymile, Olli и в недавнем Cruise Origin.

Впрочем, основные особенности транспортного средства от Zoox заключаются не в форме, а в элементах дизайна:

  1. Автомобиль полностью симметричен, не имеет ни передней, ни задней части и может двигаться в любом направлении. Все компоненты дублируются (включая моторы и датчики).
  2. Крыша и крепления датчиков спроектированы таким образом, чтобы обеспечить датчикам максимальный обзор. В каждом углу транспортного средства установлены 2 лидара (от Hesai и Velodyne): один смотрит наружу, другой вниз, чтобы обеспечить максимальный обзор без слепых зон, Также в каждом углу установлены по 3 камеры, еще две камеры сверху и по 5 радаров в каждом углу.
  3. Лидары работают на расстоянии в 150 метров с длиной волны 905 нм – этого мало для езды на полной скорости по шоссе, но достаточно для городской езды.
  4. В транспортном средстве установлена 4-колесная независимая подвеска под компьютерным управлением, обеспечивающая плавность хода.
  5. Пассажиры обращены друг к другу лицом, что позволяет им комфортно общаться
  6. Интерьер оформлен по-спартански – в нем нет переусложненных приборных панелей из современных автомобилей и роботакси. В салоне есть лишь небольшой дисплей и порты для зарядки. Сиденья объединяют в себе черты, важные для такси (простота очистки и устойчивость к износу) и подходят под общий дизайн автомобиля.
  7. Конструкция транспортного средства обеспечивает низкий центр тяжести и в сочетании с колесами, смещенными к углам, освобождают пространство для салона.
  8. Каждое колесо может поворачиваться независимо, что обеспечивает радиус поворота в 8.6 метров. Во многих случаях автомобилю даже не нужно поворачивать для смены направления, он может просто поехать в другую сторону.
  9. Транспортное средство от Zoox достаточное узкое и короткое для легкого проезда по улицам и проезжим частям, с которыми возникают проблемы у более широких транспортных средств.
  10. Подушки безопасности встроены в сиденья и перегородки между ними для дополнительной безопасности. Zoox утверждают, что они изначально спроектировали сиденья с учетом безопасности, а не попытались добавить средства безопасности к классическому дизайну кабины/сидений. В результате все посадочные места полностью защищены (в отличие от большинства автомобилей, где основное внимание уделяется передним сиденьям).
  11. Zoox сообщает, что их автомобиль прошел все краш-тесты, включенные в Федеральные стандарты безопасности транспортных средств. Сегодня большинство беспилотных автомобилей не могут пройти некоторые из этих тестов, хотя стандарты будут меняться. Кроме того, поскольку Zoox не будет поставлять свои автомобили другим компаниям с автопарками роботакси, компания может избежать регуляций на проданные транспортные средства или может попасть под исключения из стандартов (на это рассчитывают большинство компаний, занимающихся роботакси).
  12. Хоть транспортное средство от Zoox и рассчитано на городские поездки, оно может развивать скорость до 120 км в час на автострадах.
  13. Компьютеры и различная электроника питаются от 133кВт-ч аккумуляторов, размещенных под сиденьями – их хватит для целого дня работы автомобиля.
  14. Стек технологий для беспилотной езды у Zoox основан на картах (как и большинства крупных компаний, кроме Tesla) с системами распознавания объектов и прогнозирования на основе нейросетей. Перед выездом на улицы компания создает HD-карты региона.
  15. Операционный центр позволяет сотрудникам поддержки удаленно решать проблемы с принятием решений автомобиля (как и большинства крупных компаний…). Люди не будут управлять автомобилями удаленно.

image

Zoox спереди / сзади (с обеих сторон выглядит одинаково) с набором датчиков

Zoox увлечена работой над роботакси. Клиенты не будут владеть этим автомобилем – они смогут вызывать его как Uber и в определенных случаях будут иметь возможность организации совместных поездок. Также эти автомобили будут хорошо подходить для групп, передвигающихся вместе. Здесь можно увидеть, что Zoox очень мало говорят о своих планах кроме тестов в Лас-Вегасе и Сан-Франциско – в компании считают, что они идеально подходят для работы роботакси.

Проблемы, с которыми столкнется Zoox

В то время как большинство команд стремятся к проявлению творческой свободы в работе над автомобилем для роботакси, многие избегают прикладывания особых усилий – в том числе в проектировании, производстве и масштабировании. Tesla разрабатывает свои решения в этой области на основе собственных автомобилей – они выглядят как обычные, но из них могут легко быть удалены элементы управления для установки бесшовного сиденья на месте, где сидел водитель. Cruise, как часть GM, смог использовать ресурсы компании для создания Origin – грубого конкурента автомобиля от Zoox. Некоторые детали об Origin известны – в частности, что это не просто концепт, а транспортное средство, которое готовится к производству.

Задачи, которые Zoox было необходимо решить, оказались настолько серьезными, что к началу 2020 году у стартапа закончились деньги — в очень неподходящий момент. Компания решила продаться Amazon по цене, едва превышающей последние оценки. С другой стороны, Amazon – хорошо обеспеченный родитель, который может помочь справляться с проблемами как GM или Waymo (Waymo создала автомобиль для экспериментов, но в настоящее время компания готовит автопарк и адаптирует существующие модели автомобилей).

image

Детали сидений, сочетание транзитного и автомобильного дизайна, минимализм с маленьким экраном

Во многих случая оригинальный дизайн автомобиля от Zoox сможет предложить пассажирам удовольствие от поездок. Вопрос в следующем: насколько весомы эти преимущества и будет ли их достаточно, чтобы перевешивать через несколько лет, когда появятся компании-конкуренты? Будут ли преимущества автомобиля от Zoox приятным дополнением или промышленным стандартом и удастся ли конкурентам ввести какие-либо обязательные компоненты до начала острой борьбы на этом рынке?

Также мы не знаем насколько верны ставки Zoox. Так, например, некоторым пассажирам не нравится ехать спиной вперед, а некоторым не принципиально. Возможно, эти предпочтения можно учитывать при посадке, но что если автомобиль сменит направление езды? Будут ли эти автомобили использоваться только для одиночных и групповых поездок, или они также будут заполняться незнакомыми между собой пассажирами, которые могут не захотеть постоянно смотреть друг другу в глаза?

Конкуренция пока далеко. Организацией публичных поездок на роботакси без водителей занимается только Waymo – и только в ограниченном регионе, а для его расширения компания вернула водителей-испытателей. В течение нескольких лет компании смогут разворачиваться в городах, где нет других компаний – и не будут иметь конкуренции. Мы увидим противостояние двух компаний только когда две компании сойдутся лицом к лицу в одном городе (вероятно, в Сан-Франциско).

Будет ли приятность поездки выделяться на фоне других факторов конкуренции? Позволят ли комфорт или особенности транспортного средства повысить стоимость поездок и не потерять в спросе? Конкуренты не будут стоять на месте. Все они будут дорабатывать и улучшать свои решения, адаптировать цены и обслуживание, чтобы получить преимущество. В первые годы они будут готовы к потере всех своих денег (как Uber для того, чтобы в принципе существовать). Все компании знают, что они обязаны победить, потому что в какой-то момент концепт роботакси убедит людей в том, что владеть даже одним автомобилем не обязательно, а значит все автомобили компании-победителя станут заменой автомобильной индустрии – а это огромный приз.

Автор:
Источник: https://habr.com/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!