На Севмаше значительно обновлена лабораторная и исследовательская базы. В 2020 году научно-исследовательский, технологический и испытательный центр Севмаша (НИТИЦ) пополнился 55 новыми аппаратами последнего поколения. Благодаря использованию новой техники увеличена надежность, точность и производительность широкого спектра контрольных операций, испытаний и измерений материалов, используемых при строительстве атомных подводных лодок. Так, сканирующий электронный микроскоп позволяет за считанные секунды узнать состав любых материалов, проверить в процессе испытаний образцы металлов на качество. А при помощи современного анализатора азота, кислорода и водорода проводятся исследования в два раза быстрее. За один час он анализирует до 15 проб титановых сплавов и стали. В прошлом году НИТИЦ провел более полутора тысяч подобных измерений. С приобретением анализатора для научного центра Севмаша открылись широкие аналитические возможности. На базе нового оборудования здесь разработают программы для определения содержания растворенных газов в ряде сплавов и порошков.
В лабораториях НИТИЦ исследования проходят все материалы, которые используются для строительства АПЛ. Научно-исследовательский, технологический и испытательный центр — основное звено в контроле качества продукции. В составе НИТИЦ более 20 испытательных лабораторий и специализированных участков, коллектив составляет почти 800 человек. Подробнее о внедрении и использовании современного оборудования НИТИЦ вы можете прочитать в журнале «Завод» № 5.
Справка:
Необходимость создания судостроительного завода на Севере появилась еще в годы первой пятилетки, когда в 1926 году в стране была принята программа военного кораблестроения. Правительство решает модернизировать кораблестроительные заводы и срочно приступить к созданию новых. В марте 1936 года правительственная комиссия во главе с начальником проектной организации «Союзпроектверфь» Т.В. Сафроновым прибыла в г. Архангельск для выбора площадки под строительство нового кораблестроительного завода. В результате обследования комиссия остановилась на территории в районе Николо-Корельского монастыря в Никольском устье Северной Двины. В 1936 году началось строительство завода, и уже через год возле Николо-Корельского монастыря был построен поселок Судострой.
Официальной датой начала производственной деятельности считается 21 декабря 1939 года – день закладки на стапеле первого корабля, линкора «Советская Белоруссия». Заводу был присвоен номер 402.
Созданный для постройки крупных кораблей – линкоров и крейсеров – завод в годы войны приступил к строительству больших морских охотников, эсминцев, дизельных подводных лодок, паромов, лихтеров, плавбаз и плавмастерских, также обеспечивал боеспособность кораблей Северного флота и ремонт судов, доставлявших Северным морским путем грузы союзников. До 1945 года отремонтировано 139 кораблей и судов, осваивались и выпускались новые виды военной техники.
В первые послевоенные годы завод № 402 оставался основной базой на Севере страны по ремонту кораблей ВМФ, участвовал в реализации программы «Десятилетний план военного кораблестроения на 1946-1955 годы». В начале 1950-х закончилось строительство первой очереди завода. К середине 1950-х на северодвинской верфи сданы флоту 46 кораблей, в том числе 2 крейсера, и более 30 различных судов гражданского назначения (без учета достройки и капитального ремонта). В эти же годы завод приступил к постройке дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 611 и его модификаций. По проекту В611 создан первый отечественный подводный ракетоносец. В сентябре 1955 года корабль прошел испытания и успешно провел стрельбы. Всего на Севмаше до 1962 года построено 33 ДЭПЛ.
24 сентября 1955 года состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627. Через три года АПЛ была передана ВМФ в опытную эксплуатацию, в 1962 году получила название «Ленинский комсомол». За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награжден орденом Ленина. Большая группа работников, участвовавших в строительстве, удостоена орденов и медалей. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ этого проекта. На их счету более 90 автономных плаваний и первый поход подо льдами к Северному полюсу.
Атомные субмарины второго поколения проекта 667А создавались в ответ на строительство в США в начале 1960-х годов АПЛ типа «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами на борту. Головной корабль был передан флоту в 1967 году. За пять лет в строй введены 24 атомных ракетоносца. Паритет с США по морской составляющей ядерных сил был достигнут. В 1972-1974 годах в Северодвинске построено 10 АПЛ проекта 667Б с 12 межконтинентальными баллистическими ракетами. АПЛ проекта 667БД имели на вооружении 16 ракет. В 1976 году в состав флота начали поступать подводные ракетоносцы проекта 667БДР, а в 1984-ом 667БДРМ, вооруженные 16 морскими ракетами с разделяющимися головными частями.
В 1969 году на Севмаше была построена первая в мире титановая АПЛ проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов.
В середине 70-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия. Для постройки АПЛ третьего поколения производственные мощности Севмаша были удвоены. В 1980 году построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949, вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами. Год спустя вошел в строй головной подводный ракетоносец проекта 941 (сейчас крейсер «Дмитрий Донской») с ракетным комплексом «Тайфун». Эта АПЛ занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая большая атомная подлодка в мире. В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м – самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения. В 80-90-х годах построена серия многоцелевых АПЛ проекта 971.
Всего Севмаш сдал Военно-Морскому Флоту 132 атомных подводных лодок. Труд коллектива получил достойную оценку: среди корабелов 16 Героев Социалистического Труда, 1 Герой РФ, большая группа работников удостоена высоких наград.
Перечень кораблей, построенных на Севмаше.*
1. Надводные корабли.
- Большие охотники проекта 122А – 23 единицы (1944 – 1947 гг.)
- Эскадренные миноносцы проектов 30, 30К и 30бис – 20 эсминцев (1947 – 1953 гг.)
- Легкие крейсеры проекта 68бис – 2 крейсера (1954 – 1955 гг.)
Всего 45 надводных кораблей.
2. Подводные лодки.
- Дизель-электрические подводные лодки проекта 611 и АВ611 – 17 ДЭПЛ (1956 – 1958 гг.)
- Дизель-электрические подводные лодки проекта 629 и 629Б – 16 ДЭПЛ (1959 – 1962 гг.)
- Дизель-электрические подводные лодки проекта 636 – 2 ДЭПЛ (на экспорт 2005г.)
Всего на заводе построено 35 ДЭПЛ.
3. Атомные подводные лодки первого поколения.
- АПЛ проектов 627 и 627А – 13 АПЛ (1958 – 1964 гг.)
- АПЛ проекта 658 – 8 АПЛ (1960 – 1962 гг.)
- АПЛ проекта 645 –1 АПЛ (1963 г.)
- АПЛ проекта 675 – 16 АПЛ (1963 – 1966 гг.)
Всего построено 38 АПЛ первого поколения.
4. Атомные подводные лодки второго поколения.
- АПЛ проектов 667А и 667АУ – 24 АПЛ (1967 – 1972 гг.)
- АПЛ проекта 661 – 1 АПЛ (1969 г.)
- АПЛ проекта 667Б – 10 АПЛ (1972 – 1974 гг.)
- АПЛ проекта 667БД – 4 АПЛ (1975 г.)
- АПЛ проекта 667БДР – 14 АПЛ (1976 – 1982 гг.)
- АПЛ проекта 705К – 3 АПЛ (1977 – 1981 гг.)
- АПЛ проекта 667БДРМ – 7 АПЛ (1984 – 1990 гг.)
Всего построено 63 АПЛ второго поколения.
5. Атомные подводные лодки третьего поколения.
- АПЛ проектов 949 и 949А – 13 АПЛ (1980 – 1996 гг.)
- АПЛ проекта 941 – 6 АПЛ (1981 – 1989 гг.)
- АПЛ проекта 685 – 1 АПЛ (1983 г.)
- АПЛ проекта 971 – 7 АПЛ (1988 – 2001 гг.)
Всего построено 27 АПЛ третьего поколения.
6. Атомные подводные лодки четвертого поколения.
Приказы по переименованию предприятия
- Приказом народного комиссара оборонной промышленности СССР № 449 от 2 декабря 1938 года организовано Управление директора строящегося завода № 402.
- Приказом министра судостроительной промышленности СССР №0353 от 9 сентября 1959 года завод №402 преобразован в Северное машиностроительное предприятие.
- Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0298 от 26июля 1985 года Северное машиностроительное предприятие преобразовано в Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
- Приказом Министерства экономики РФ №245 от 23 июня 1998 года Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» переименовано в Государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ГУП «ПО «Севмашпредприятие»).
- Приказом Российского агентства по судостроению № 35 от 21 февраля 2001 года ГУП «ПО «Севмашпредприятие» переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ФГУП «ПО «Севмаш»).
- Указом президента РФ №394 от 21 марта 2007 года и распоряжением Территориального управления имуществом по Архангельской области №457-р от 27 марта 2008 года ФГУП “ПО “Севмаш” реорганизовано путём преобразования в Открытое акционерное общество “Производственное объединение “Северное машиностроительное предприятие” (ОАО “ПО “Севмаш”).
- 29 сентября 2015 года внеочередным общим собранием акционеров АО «ПО «Севмаш», утверждена новая редакция устава общества, 13 октября 2015 года устав зарегистрирован в МИФНС №9 по Архангельской области и НАО. В соответствии с новой редакцией устава полное фирменное наименование общества является акционерное общество «Производственное Объединение «Северное машиностроительное предприятие», сокращенное фирменное наименование – АО «ПО «Севмаш».
Источники: https://sdelanounas.ru/, http://www.sevmash.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!