Летающая лаборатория на базе истребителя F-35I “Адир” поступила в центр летных испытаний ВВС Израиля

Недавно Центр летных испытаний ВВС Израиля получил свой первый истребитель F-35I «Адир» в конфигурации летающей лаборатории. Эта машина отличается от техники для строевых частей ВВС и предназначена для проведения различных экспериментов и испытаний. Получение такого самолета, как ожидается, упростит дальнейшее развитие ВВС. Первые F-35I Adir («Могучий») были переданы ВВС Израиля в 2017 г. и к концу года начали полноценную службу. За несколько месяцев до этого, в мае стало известно о появлении отдельного заказа на специальный вариант F-35I. В 2020 г. компания Lockheed Martin должна была передать заказчику всего один самолет такого рода, предназначенный для использования в различных экспериментах. Опытный самолет получила серийный номер AS-15 (15-я машина в серии для Израиля) и бортовой «924». Его построили в начале 2020 г. и вскоре провели испытания на американском аэродроме. Для проведения испытаний и контроля за процессами самолет получил многочисленные метки. Опытный самолет прибыл на авиабазу Тель-Ноф и был принят Центром летных испытаний.

Впервые за последние 14 лет Центр получил принципиально новую машину для проведения тестовых мероприятий. Теперь новому «Адиру» предстоит стать платформой для отработки различных решений, испытаний вооружений и т.д. Отмечается, что впервые в истории программы F-35 летающая лаборатория будет испытываться за пределами США.

Проблемы совместимости

В рамках программы F-35I израильские ВВС столкнулись с характерными трудностями. Американская сторона серьезно ограничивает возможности заказчиков по доработке и совершенствованию самолетов. При необходимости интеграции той или иной аппаратуры либо вооружения заказчик должен обращаться к компании Lockheed Martin, чтобы та внедрила необходимые изменения конструкции или обновила программное обеспечение.

Израиль самостоятельно создает различные приборы для самолетов и авиационное вооружение. Новинки такого рода планировалось постепенно внедрять на «Адирах», однако командование посчитало нецелесообразным постоянно обращаться за помощью к американским партнерам.

Выход был найден. ВВС и «Локхид-Мартин» договорились о передаче некоторых технологий и строительстве экспериментального самолета. Теперь израильская сторона имеет возможность осуществлять опыты с обновлением самолета и изменением его боевых возможностей. Впрочем, Израиль не получил всей документации по самолету. Внесение кардинальных изменений в конструкцию агрегатов или ПО невозможно, и для этого по-прежнему придется обращаться к компании-разработчику.

Платформа для испытаний

По известным данным, самолет AS-15 представляет собой серийный F-35I с полным составом оборудования и совместимостью со штатным вооружением. При этом конструкция и состав бортовой аппаратуры изменены в соответствии с новой ролью. Таким образом, экспериментальный «Адир» может участвовать в испытаниях, а при необходимости присоединяться к строевым истребителям в бою.

Главное отличие от других самолетов состоит в установке контрольного комплекса. С его помощью во время полета собираются все необходимые данные и в режиме реального времени передаются на землю для последующего анализа. Контрольно-записывающая аппаратура имеет открытую архитектуру, и ее конфигурация может изменяться в зависимости от характера текущих испытаний. Предусмотрена установка дополнительных датчиков и приборов.

В ближайшее время на авиабазу Тель-Ноф прибудут американские специалисты, которые должны будут научить израильских коллег работать с приборами экспериментального F-35I. Возможности этого самолета шире, чем у строевых машин, и потому стандартный курс подготовки технического персонала недостаточен.

Ранее утверждалось, что летающая лаборатория будет использоваться для отработки радиоэлектронных систем и вооружений. В последних заявлениях официальных лиц упоминается только интеграция оружия. Возможно, это связано с пересмотром и сокращением планов.

Желания и возможности

ВВС Израиля планируют эксплуатировать истребители F-35I в течение следующих 30-40 лет. В связи с этим требуется обеспечить возможность регулярной модернизации техники с целью сохранения высоких характеристик и широких возможностей. На стадии разработки проекта Adir заказчик и подрядчик договорились об интеграции израильских радиоэлектронных систем, но это не охватывает будущие модернизации.

Несколько лет назад сообщалось, что F-35I могут сохранять штатные приборы, в т.ч. боевую информационно-управляющую систему и т.д. При этом израильская сторона желала получить возможность замены отдельных приборов, в т.ч. изделиями собственного производства. Схожий подход предлагалось реализовать в комплексе вооружений.

На данный момент главной задачей в контексте F-35I является интеграция оружия местного производства. Совместимость на уровне электроники в целом обеспечена за счет применения общих стандартов передачи данных, но необходима отработка на уровне устройств и механизмов. F-35 всех модификаций имеют внутренние отсеки вооружений, которые предъявляют особые требования к бомбам и ракетам. В ближайшее время Центру летных испытаний предстоит провести тесты со сбросом вооружений и определить, способны ли они правильно покидать грузоотсек без рисков для себя и самолета.

Какие образцы вооружений дополнят штатный боекомплект F-35, пока официально не уточнялось. На вооружении ВВС Израиля состоят различные бомбы и ракеты; разрабатываются новые образцы. Все они могут войти в номенклатуру вооружений F-35I «Адир» и дать ему определенные преимущества.

Задел на будущее

По открытым данным, ВВС Израиля планируют закупить до 75 истребителей F-35I. Две трети этого количества техники уже законтрактовано, и несколько лет продолжается серийное производство. Половина имеющихся заказов уже выполнена, и военно-воздушным силам передали 26 самолетов. Они сведены в две эскадрильи, несущие службу и даже участвующие в реальных боевых операциях.

Экспериментальный F-35I с номером «924» продолжит службу в Центре летных испытаний и останется в единственном экземпляре. В течение следующих десятилетий он будет обеспечивать проведение различных модернизаций. ВВС Израиля имеют большие планы на новую технику и, весьма вероятно, опытной машине не придется простаивать без дела.

Высказываются предположения, согласно которым США могут построить некоторое количество летающих лабораторий для своих нужд. Подобные самолеты, оснащенные контрольной аппаратурой, могли бы поспособствовать дальнейшему развитию F-35 для США и других стран. Однако о наличии реальных планов такого рода пока не сообщалось, и израильский самолет остается единственным в своем роде.

Как проект F-35I в целом, так и строительство самолета AS-15 в частности представляет большой интерес. Израильским партнерам, в отличие от других стран, на всем протяжении сотрудничества предоставлялась большая свобода выбора. Сначала это привело к появлению модификации «I» с рядом характерных особенностей, а теперь США построили опытный образец, отсутствующий у них самих. По очевидным причинам, такой подход получил высокие оценки со стороны ВВС Израиля.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!