Чепецкий механический завод освоил производство прутков из многокомпонентного сплава титана для медицины

Фото:  © www.chmz.net. Чепецкий механический завод (Удмуртия,входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») приступил к производству нового импортозамещающего продукта — прутков из многокомпонентного сплава титана, которые применяются в качестве современного полуфабриката для изготовления медицинских изделий — имплантатов и хирургических инструментов. Сегодня передовые российские производители медицинской продукции вынуждены приобретать аналогичные заготовки за рубежом, что в разы увеличивает стоимость конечного продукта. Титановые прутки из многокомпонентного сплава производства АО ЧМЗ подтвердили соответствие международным стандартам ASTM F136, ISO 5832-3, предъявляемых к материалам для медицины. Квалификационная партия титановых прутков АО ЧМЗ прошла испытания у российского производителя медицинских изделий. Заказчик высоко оценил качество сплава и точность геометрических параметров титановых заготовок. Важным фактором в выборе Чепецкого механического завода в качестве поставщика стали наличие полного цикла производства изделий: от выплавки слитков до финишного волочения и упаковки, а также наличие на площадке предприятия собственной аккредитованной Центральной заводской лаборатории.

«Титановая продукция для медицины — сфера высокой ответственности и социальной необходимости. Сегодня российское здравоохранение нуждается в качественных заготовках для собственного импортозамещающего производства имплантов. Опыт и компетенции Чепецкого механического завода в производстве высокотехнологичных изделий из титана позволяют развивать производство и для нужд отечественной медицины», — отметил генеральный директор АО ЧМЗ Сергей Чинейкин.

«Титановое направление — один из локомотивов развития металлургического бизнеса в Росатоме. Выручка от реализация титановой продукции уже составляет порядка 2 мдрд в год, и мы видим потенциал рынка. Помимо различных отраслей машиностроения, перспективным сегментом рынка является медицина, где российским производителям оборудования и имплантов будет выгодно, а порой и просто необходимо импортозамещение», — отметил директор бизнес-направления «Металлургия» АО «ТВЭЛ» Андрей Андрианов.

Для справки: Чепецкий механический завод (АО «ЧМЗ», г. Глазов) выпускает конструкционные материалы и комплектующие для тепловыделяющих сборок, продукцию для предприятий атомной энергетики, химической, нефтегазовой и медицинской отраслей промышленности. АО ЧМЗ — крупнейший в мире и единственный в России производитель изделий из циркония и его сплавов, гафния, кальция и низкотемпературных сверхпроводящих материалов. Занимает ведущие позиции в производстве ниобия, титана и сплавов на его основе.

Входит в состав Топливной компании «ТВЭЛ» Госкорпорации «Росатом».

Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» включает предприятия по фабрикации ядерного топлива, конверсии и обогащению урана, производству газовых центрифуг, а также научно-исследовательские и конструкторские организации. Является единственным поставщиком ядерного топлива для российских АЭС. Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» обеспечивает ядерным топливом 73 энергетических реактора в 13 странах мира, исследовательские реакторы в восьми странах мира, а также транспортные реакторы российского атомного флота. Каждый шестой энергетический реактор в мире работает на топливе, изготовленном ТВЭЛ.

Справка:

За семь десятилетий Чепецкий механический завод в Глазове во всех тонкостях освоил производство продукции из циркония, урана, кальция. Сфера применения этих металлов не ограничивается только атомной энергетикой, а география поставок охватывает почти все континенты земного шара. Сегодня предприятие является металлургическим центром Госкорпорации «Росатом», постоянно осваивая производство продуктов из новых для себя металлов. В обойме ЧМЗ – титан, гафний, ниобий, тантал и другие редкие металлы, которым пророчат стать основой для развития технологий и «ноу-хау» будущего.

«Современная ситуация предъявляет к Росатому, Топливной компании «ТВЭЛ» и, конечно, к Чепецкому механическому заводу целый ряд вызовов: меняется технологический уклад – из портфеля заказов уходят продукты, которые еще совсем недавно приносили прибыль. Например, в горизонте 5-7 лет отпадет необходимость в каналах для реакторов РБМК, производством которых занимается завод.

Предприятие выводит на рынок новые «замещающие» продукты, осваивает перспективные технологии и производства», – отметил глава Госкорпорации Алексей Лихачев, посетивший глазовскую площадку.

Чепецкий механический завод активно диверсифицирует производство: в настоящее время треть выручки предприятия составляет продукция неядерного назначения, а к 2030 году ее доля возрастет до 60%.

Эра титана

Мировая промышленность нуждается в металлах с особыми свойствами, среди которых – жаропрочность, легкость, долговечность, коррозионная устойчивость, универсальность. Титан обладает всеми перечисленными свойствами. Он жизненно необходим для судо- и авиастроения, автомобильной, космической и оборонной промышленности, активно внедряется в медицине. Список отраслей и сфер, нуждающихся в титане, ежедневно растет.

Чепецкий механический завод поставляет на мировой рынок более 250 видов продукции из титана. Весь процесс производства (от изготовления слитка до готовой продукции) сосредоточен на единой площадке.

В конце 2016 г. ЧМЗ подписал пятилетний контракт с крупным европейским дистрибьютором на поставку высокотехнологичных продуктов из титана и сплавов на его основе. В рамках контракта на сумму более 2 млрд рублей титан ЧМЗ после прохождения ряда квалификационных испытаний будет использоваться в серийном выпуске деталей для известных, включая премиальные, марок европейских автомобилей.

«Производители топовых автомобилей очень требовательны к поставщикам, они выбирают только самое лучшее. И этот контракт свидетельствует о высоком качестве нашей титановой продукции», – отметил генеральный директор предприятия Денис Анищук.

Повышая качество жизни

С 2016 года свой вклад в решение национального вопроса здравоохранения также вносит и Чепецкий механический завод. На ЧМЗ освоено производство заготовок эндопротеза тазобедренного сустава (совместный проект с АО «ВНИИНМ» и ООО «ЗАО ТРЕК-Э Композит»). Только за год на предприятии выпустили 5 000 изделий, а в 2017 году данная цифра приумножится. Проведены десятки операций с использованием титановой продукции ЧМЗ, и все они имеют положительный результат, с приживаемостью на уровне мировых стандартов.

Проекту оказана поддержка со стороны российских министерств здравоохранения, промышленности и торговли. Участвуя в столь значимом для отечественной медицины проекте, предприятия Топливной компании «ТВЭЛ» (АО ЧМЗ и АО «ВНИИНМ») помогают поднять качество жизни россиян на новый уровень.

Высокоскоростной приоритет

Еще один масштабный проект Чепецкого механического завода – производство контактного провода на основе композита медь-ниобий для высокоскоростных магистралей (ВСМ) Российских железных дорог (со скоростью движения электропоездов более 400 км/ч). Провод разработан отраслевой компанией ООО «НПП «НАНОЭЛЕКТРО» (совместное предприятие АО «ВНИИНМ им. А.А. Бочвара и АО «РОСНАНО») и внедрен в производство специалистами завода. Провод обладает крайне высокой прочностью свыше 600 МПа при электропроводности более 70% от чистой меди, что в совокупности на 15-20% лучше ближайших аналогов.

В настоящее время получено положительное заключение Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта о соответствии провода требованиям РЖД для применения на высокоскоростных магистралях. Планируется проведение испытаний провода в составе действующей линии РЖД.

Для одного километра высокоскоростной магистрали требуется примерно 2 тонны контактного провода. Например, только для участка Москва – Казань протяженностью 750 км потребуется около 1500 т контактного провода.

А учитывая дальнейшие планы по строительству ВСМ в России и в мире, можно быть уверенными, что перспективное производство Чепецкого механического завода сможет быть обеспечено заказами на десятки лет вперед.

Провода будущего

Технологии сверхпроводимости, освоенные ЧМЗ, находят свое применение и в других перспективных проектах. Сейчас на предприятии совместно с (ВНИИНМ) производится отработка технологии изготовления сверхпроводящего провода для модернизации большого андронного коллайдера (LHC) и для строительства кругового коллайдера будущего (Future Circular Collider FCC) европейской организации по ядерным исследованиям ЦЕРН (CERN) в Швейцарии. Опытные образцы провода уже прошли испытания в научном институте.

Производство сверхпроводников открывает для завода перспективы и в других отраслях промышленности. Например, в электроэнергетике – для накопителей энергии, в медицине – для магниторезонансных томографов. Чепецкий механический завод принимает непосредственное участие в инициации нового проекта Министерства промышленности и торговли УР – «Производство МРТ на базе предприятий ОПК».

Царица кальция

Монолитная кальциевая инжекционная проволока (КИП), выпускаемая Чепецким механическим заводом под торговой маркой HighMet, – это прорывное технологическое решение, разработанное специально для металлургов. КИП позволяет до 5 раз снизить расход кальция на тонну обрабатываемой стали, а также повысить ее чистоту по неметаллическим включениям.

Потребители проволоки HighMet – крупнейшие российские и зарубежные металлургические предприятия в Европе и Юго-Восточной Азии.
«Кальциевую инжекционную проволоку для внепечной обработки стали мы называем царицей кальция. Она совмещает в себе лучшие технологии и научные достижения кальциевого производства завода, более полувека развивающегося на предприятии», – отмечает начальник цеха по производству кальция Вячеслав Киверин.

Покоряя границы

Сегодня Чепецкий механический завод занимает твердую позицию на мировой металлургической арене, оставаясь первым и единственным в России производителем циркония, который используется на 75 действующих реакторах в стране и за рубежом. В перспективе к ним добавятся еще 10 российских и 34 зарубежных реактора.

Циркониевые бесшовные тонкостенные трубы – разработка ЧМЗ и ВНИИНМ используются в атомном флоте: для энергоблоков первой в мире плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) и Универсального атомного ледокола (УАЛ) с реакторной установкой нового поколения. УАЛ решит стратегическую задачу круглогодичной проводки танкеров, сухогрузов и других транспортных судов к местам добычи полезных ископаемых на арктическом шельфе. А ПАТЭС обеспечит атомной энергией удаленные и труднодоступные территории. Сейчас на первом плавучем энергоблоке проводят швартовочные испытания. Осенью 2019 года планируется ввести плавучую атомную электростанцию в эксплуатацию, а это значит, что в ближайшей перспективе Чепецкий механический завод сможет гордиться участием в еще одном проекте глобального значения – мобильных атомных электростанций.

Источники: https://sdelanounas.ru/, http://old.d-kvadrat.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!