Малотоннажный СПГ-завод газомоторного топлива для пассажирского и грузового транспорта запущен в Магнитогорске

В Магнитогорске запущен первый в Челябинской области малотоннажный СПГ-завод. Завод «НОВАТЭК-Челябинск» на 95% оснащен оборудованием отечественного производства. Основное оборудование поставило ОАО «НПО «ГЕЛИЙМАШ» (г. Москва), одно из ведущих предприятий РФ в области криогенных технологий. Производство мощностью 40 тысяч тонн в год предназначено для подготовки и сжижения природного газа с последующим использованием в качестве газомоторного топлива для пассажирского и грузового транспорта в Челябинской области и в соседних регионах. Проектная мощность предприятия — 5000 кг/ч. Программа развития рынка газомоторного топлива предусматривает использование метана в качестве моторного топлива. 27 регионов до 2024 года участвуют в создании необходимой инфраструктуры — создаются новые криозаправки, где будет использоваться СПГ-топливо. «Развитие рынка газомоторного топлива является перспективным направлением для «НОВАТЭКа» как в России, так и за рубежом, — отметил Председатель Правления ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон. — Перевод транспорта на СПГ позволяет снизить затраты перевозчиков на топливо и значительно сократить выбросы вредных веществ в атмосферу, что имеет важное значение для защиты окружающей среды».

малотоннажный СПГ-завод

Малотоннажное производство сжиженного природного газа (МТПСПГ) – узкая, но развивающаяся отрасль, которая уже приносит прибыль и набирает обороты. Первым в России мини-заводом по производству СПГ, где сжиженный природный газ получали на базе автомобильной газонаполнительной компрессорной станции путем дросселирования и предварительного снижения температуры, стал завод, запущенный ЗАО «Сигам-Газ» в 2001 году. Каковы сегодня перспективы более экологически чистого вида топлива и с какими трудностями во время выхода на рынок МТПСПГ предстоит столкнуться рассказывает директор по развитию Инжиниринговой компании INTRATOOL Алексей Шевченко.

малотоннажный СПГ-завод

Алексей Анатольевич, насколько известно, идея переделки нерентабельных объектов в универсальные мини-заводы по производству СПГ для заправки автотранспорта и отгрузки сторонним потребителям витает в воздухе уже давно. Какие шаги будут предприняты для программы газификации посредством технологии СПГ и насколько это рентабельно?

Для начала предлагаю описать текущую ситуацию на рынке. Малотоннажное производство СПГ  отрасль, которая имеет серьёзные тенденции для роста на глобальном мировом энергетическом рынке. На данный момент есть ряд инициатив, которые предложены бизнесом, крупными игроками, такими как «Газпром» и «НОВАТЭК», а также поддержаны правительством Российской Федерации. Существует большое количество стратегических среднесрочных и долгосрочных программ по снижению операционных затрат, повышению энергоэффективности и улучшению экологической обстановки благодаря внедрению СПГ в качестве энергоресурса, которые разрабатывают не только федеральные и региональные органы власти, но и крупный бизнес. В некоторых из них мы принимаем активное участие. Это всё позволяет видеть перспективу развития направления газомоторного СПГ, что для нашей компании представляет безусловный интерес. У малотоннажного завода СПГ есть ряд преимуществ перед более крупными по объёму производствами:

  1. Низкие капитальные затраты;
  2. Возможность привлечения частных инвестиций, включая европейские и азиатские;
  3. Короткий срок реализации  12 года;
  4. Достаточный и доступный выбор технологий и производителей, что снижает технологическую зависимость и риски санкционного влияния, как, например, для крупных СПГ-проектов. Согласно сообщениям ряда СМИ, планируется ввести ограничительные технологические меры против ряда российских компаний, планирующих новые крупнотоннажные проекты;
  5. Поставки СПГ могут быть организованы разнообразными видами транспорта (почти без ограничений);
  6. Небольшой объем газа, требуемый для получения СПГ, позволяет разместить производство практически в любом месте;
  7. Гарантированное качество СПГ как газомоторного топлива.

На текущий момент есть ряд компаний, в том числе частных, которые разрабатывают предпроекты по строительству малотоннажных СПГ в разных регионах нашей страны.

Мы можем рассмотреть пример нашего восточного соседа Китая  драйвера мирового энергетического рынка. По состоянию на 2017 год в Китае функционировало ~135 малотоннажных производств СПГ, в ближайшей перспективе их количество превысит 200. Это говорит о том, что большие запасы газа нельзя рассматривать в качестве показателя развития отрасли, которыми по сути являются многосторонняя гибкость, технологичность и доступность, поэтому российский бизнес и государство должны выстраивать не только внутреннее производство и потребление, но и создавать упрощённую экспортную стратегию, нацеленную на рынки Китая и Европы.

Что касается экономической составляющей, то она зависит от многих факторов, и наша компания способна для заказчика рассчитать различные модели, основанные на применении различных технологических и инвестиционных решений. Каждый наш предпроект основан на дифференцированном подходе к потребностям клиента и учитывает все нюансы, начиная от источника и качества сырья, технологий подготовки, сжижения и хранения, заканчивая программой сбыта и потребления. И мы уже точно знаем, что не все проекты малотоннажного производства СПГ  рентабельны!

Реальна ли цель, поставленная правительством РФ,  перевести за 6 лет половину муниципального транспорта в городах-миллионниках на газ?

Планы довольно амбициозные и сложно реализуемые, несмотря на то, что государство инвестирует в эту программу большие средства. Это зависит не только от желания и активности властей, но и от готовности потребителя и поддерживающей инфраструктуры. Для того, чтобы убедить муниципальные автотранспортные предприятия в эффективности использования СПГ, необходимо сделать технологию применения прозрачной с технической точки зрения, и доказать им экономическую эффективность. На сегодняшний день большое количество транспортных компаний России занимают выжидательную позицию по отношению к применению СПГ, что связано с отсутствием заправочных станций, гарантированно обеспечивающих качественным газомоторным СПГ и обусловливающих применение газовых двигателей. Получается замкнутый круг: с одной стороны, энергетические компании не инвестируют в строительство производств СПГ, не видя рынков сбыта, а с другой  потребитель не переходит на новый вид газомоторного топлива, не видя источник его получения. Сейчас и происходит работа государства, которая направлена на организацию совместных усилий всех заинтересованных сторон для решения проблем организации снабжения СПГ потенциальных потребителей и снижение стоимости топливных систем для транспорта. Это проблема не только для автотранспортных, но также для судоходных и железнодорожных компаний. Учитывая то, что государство и общество обеспокоено не только экономическими, но и экологическими вопросами, вероятность прорыва в процессе перехода транспорта на СПГ очень велика.

Как адаптируются зарубежные решения для российских условий?

Что касается адаптации зарубежных решений, то наша компания имеет колоссальный опыт по внедрению различных инновационных технологий на рынке России. Если говорить про СПГ, то давайте дождёмся первого реализованного проекта в городе Копейске, Челябинской области, где в конце мая мы будем запускать заправочную станцию для компании «НОВАТЭК». Проект сложный, с применением технологического оборудования и автоматизации различных производителей.

Источники: http://ru-good.ru/, https://chemtech.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!