Автоматизация закупочной деятельности: обзор современных решений. Часть 1

Предметом данного исследования стал рынок решений по автоматизации закупочной деятельности (АЗД) государственных и муниципальных заказчиков, госкорпораций, госкомпаний и компаний с государственным участием. Закупочная деятельность – совокупность бизнес-процессов, без которых сегодня не может существовать ни одна организация, начиная с ООО со штатом в 3-5 человек и заканчивая федеральными, региональными и муниципальными органами власти, а также такими гигантами, как госкорпорации и холдинги с бюджетами в многие сотни миллиардов рублей и численностью работающих в сотни тысяч человек. Как и любая деловая активность, связанная с финансами, закупочная деятельность практически каждой организации является предметом нормативного регулирования и контроля.

Аналитический центр TAdviser совместно с компанией НОРБИТ (входит в ГК ЛАНИТ) провел исследование российского рынка решений для автоматизации госзакупок

Но в этой всеобъемлющей сфере есть две большие области, удостоившиеся (каждая своего) специального регуляторного подхода – это закупки государственных и муниципальных заказчиков (часто объединяемых не очень корректным по сути, но однозначно увязываемым с соответствующим кодексом регулирования кратким термином «госзаказчики») и закупки госкомпаний/госкорпораций и других организаций с государственным участием в капитале (также часто не очень корректно называемых «корпоративными заказчиками» – с подразумевающимся дополнением «государственно-корпоративные»).

Первая из названных областей в настоящее время регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вторая – Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По разным оценкам, объемы затрат на закупки товаров и услуг составляют от 25 до 65% (и даже более) в выручке коммерческих компаний или бюджете организаций с государственным участием. Традиционно основными драйверами для оптимизации и автоматизации закупочных процессов считаются экономия средств на закупках, сокращение времени на осуществление закупок, повышение прозрачности закупок, снижение организационных издержек.

Предмет исследования

Предметом исследования был выбран рынок решений по автоматизации закупочной деятельности (АЗД) государственных и муниципальных заказчиков, госкорпораций, госкомпаний и компаний с государственным участием. Эксперты поставили перед собой следующие цели:

  • Выявить предпочтения заказчиков при выборе решений по АЗД и определить факторы, влияющие на этот выбор;
  • Определить основных участников рынка на стороне разработчиков и поставщиков решений по АЗД и оценить (по возможности) занимаемые ими доли рынка;
  • Оценить затраты крупнейших заказчиков при реализации проектов по развертыванию систем АЗД и их дальнейшей эксплуатации;
  • Оценить рынок систем/решений АЗД (САЗД) в денежном выражении по состоянию на конец 2018 года и сформировать прогноз движения рынка в следующие 3-5 лет;
  • Выявить основные проблемы заказчиков в процессах внедрения САЗД и последующей эксплуатации;
  • Выявить основные потребности заказчиков в развитии и сопровождении САЗД
  • Оценить текущую ситуацию и перспективы рынка САЗД с учетом последних технических, экономических и политических трендов (цифровая трансформация, импортозамещение, новые технологии и т.п.;).

Опрос целевых респондентов

Опрос целевых респондентов – традиционная часть практически всех исследований. В этот раз в качестве фокус-группы для опроса были выбраны представители закупочных подразделений организаций.

Основными целями опроса были:

  1. Определение текущего статуса автоматизации закупочной деятельности в организациях. До начала опроса этот статус предварительно определялся на основании открытых публикаций самих организаций-заказчиков и сайтов компаний-разработчиков САЗД); в ходе опроса предварительная оценка подтверждалась или корректировалась.
  2. Выявление основных проблем («боли» заказчиков) и пожеланий в части автоматизации закупок.
  3. Определение обобщенного уровня зрелости закупочной деятельности среди крупнейших компаний-заказчиков (этот аспект анализа представлен в полной версии обзора, которая доступна по запросу. В качестве модели зрелости использовался вариант, предложенный компанией КПМГ[1] – его описание также включено в полную версию обзора).

Список организаций, включенных в опрос, формировался из следующих субъектов закупочной деятельности:

Федеральные и региональные органы государственной власти – предварительно в список были внесены все организации (порядка 90 на федеральном уровне и столько же – на уровне субъектов РФ); в дальнейшем этот список был существенно сокращен (в федеральной части – в силу выявленных многочисленных фактов отсутствия в организациях САЗД как таковых, в части субъектов РФ – в связи с достаточным объемом информации, собранной из открытых источников);

  • Госкорпорации и компании с госучастием – крупнейшие закупщики (в этой категории отбор осуществлялся на основании рейтинга крупнейших компаний России по капитализации на конец 2018 года, опубликованного РИА `Россия сегодня`);
  • Субъекты РФ, отмеченные в рейтинге Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам»;
  • Подведомственные организации и учреждения федеральных органов государственной власти.

В общей сложности, опросные анкеты были направлены более, чем в 100 организаций.

Ответы разной степени полноты были получены более, чем от 70 организаций. В это число включены как организации, ответившие полностью или частично на вопросы анкеты, так и те, кто давал свободные комментарии в переписке или по телефону.

Достаточно большое количество «отказников», не пожелавших отвечать на опрос ни в каком виде, по-видимому, обусловлено самим предметом исследования. Во многих организациях вопросы закупок трактуются как высоко конфиденциальные (это объяснимо, учитывая высокий коррупционный риск данной сферы), и отказы отвечать относились даже к самым безобидным вопросам анкеты – начиная просто с факта наличия или отсутствия какой-либо САЗД. Тем не менее, подобные организации не остались в стороне от исследования – информация по ним собиралась из открытых источников (благо, сами государственные и государственно-корпоративные закупки достаточно хорошо документируются в ЕИС).

Информация, полученная в ходе опроса, была объединена с информацией, собранной из открытых источников, и дополнительных материалов, предоставленных компаниями. Результаты обработки этой информации и ключевые цитаты спикеров от организаций представлены на всем протяжении обзора в соответствующих разделах.

Общее число организаций, чья закупочная деятельность была изучена экспертами, превысило 220 (в это число включены как участники опроса, так и организации, информация о которых собиралась из открытых источников). Распределение организаций по типам и по принадлежности к видам регулируемых закупок представлено на Рис. 1.

Рис. 1. Статистика респондентов исследования

Статистика респондентов исследования

Список компаний-разработчиков и поставщиков решений по АЗД был сформирован при участии экспертов по закупкам.

Результаты исследования – краткий обзор

Структура рынка

Игроки рынка делятся на четыре основных сегмента:

  • специализированные вендоры, для которых разработка и развитие САЗД является единственным или одним из основных направлений деятельности («Норбит», «Алтимета», БФТ, «Гранит-Центр», ЕТС+, «Кейсистемс», «Когнитив», НПО «Криста», САБ, «Фогсофт»);
  • поставщики и интеграторы ERP-систем, автоматизирующие закупки посредством модулей управления взаимоотношениями с поставщиками («1C», SAP);
  • универсальные разработчики заказного ПО («ОТР 2000», НЦИ, «БАРС Груп»);
  • провайдеры аутсорсинговых сервисов, как правило, предлагающих автоматизацию закупочных процессов на базе функциональности электронных торговых площадок.

С точки зрения конкуренции, эксперты оценивают ситуацию на рынке как стабильную:

  • Все основные заказчики исторически распределены между основными исполнителями (вендорами и интеграторами) и обеспечивают последним стабильный поток закупок услуг на сопровождение и развитие развернутых САЗД;
  • Проектов по развертыванию САЗД «с нуля» практически не наблюдается (последний по времени из объявленных – «Почта России» в 2016 году);
  • Достаточно редко случаются переходы заказчиков от одного вендора САЗД к другому;
  • Конкуренция, в основном, происходит между интеграторами, сопровождающими большие внедрения ERP –систем – здесь, хоть и редко, но происходят замены провайдеров;
  • Активности по цифровой трансформации закупок пока, в основном, происходят на стороне регулирования и активного развития центрального компонента контрактной системы – ЕИС госзакупок.

Динамика рынка

Объем рынка САЗД в 2018 году, достиг 15 млрд рублей, а к 2024 году, согласно прогнозу, увеличится до 21 млрд рублей со среднегодовым темпом около 6%.

Новые проекты внедрений систем закупок по состоянию на 2018-2019 годы появляются достаточно редко – все основные организации-заказчики, кому была необходима автоматизация закупочной деятельности, уже реализовали у себя проекты внедрения/развертывания САЗД.

Основными генераторами спроса являются услуги по:

  • сопровождению эксплуатации и технической поддержке существующих решений;
  • развитию существующих решений с целями обеспечения соответствия изменениям в регулировании закупок и поддержки интеграции с ЕИС госзакупок;
  • миграции с существующих решений на новые платформы.

По результатам исследования эксперты насчитали в общей сложности более 220 заметных проектов внедрения САЗД. Среди крупнейших и заслуживающих внимания как в силу своих масштабов и стоимости, так и благодаря реализованной функциональности – ЕАИСТ Москвы, «Росатом», «Транснефть», «Газпром», «Русгидро», «Россети», «Ростелеком», Сбербанк, «Интер РАО», «Ростех», «Почта России».

Технологические тренды

Сопоставив ситуацию с автоматизацией закупок в мире и в России, исследователи выделили 5 главных технологических трендов, которые в ближайшие годы могут оказать серьезное влияние на развитие российского рынка автоматизации закупок:

  1. Блокчейн несет в себе потенциал трансформации процессов закупок с помощью технологических решений для хранения, отслеживания и управления заявками, заказами на покупку и транзакциями счетов.
  2. Смарт-контракты могут использоваться для автоматизации исполнения положений контракта, предлагая подробные спецификации контрактов со встроенным обеспечением.
  3. Управление жизненным циклом контракта – решение и процесс проактивного управления контрактом от его инициации до заключения, исполнения и продления.
  4. Искусственный интеллект в сфере закупок позволяет вести классификацию расходов и анализ контрактов. Дополнительные сценарии появляются в таких областях, как управление рисками, подбор исполнителей, автоматизация поиска поставщиков, виртуальные помощники в закупках.
  5. Роботизация процессов позволяет передавать рутинную работу в закупочных процессах от людей программам.

Закупки как объект управления, оптимизации и автоматизации

Структура функции закупок

Построение и поддержание эффективной функции закупок является важнейшей задачей в рамках проектов по повышению операционной эффективности – независимо от организационно-правовой формы субъекта, осуществляющего закупки.

Функция закупок – это не только правила, процессы, процедуры и каталоги товаров и поставщиков. Закупки – это многоуровневая стратегическая, организационная, техническая и методологическая структура (см. Рис. 2), проецирующаяся на бизнес- и ИТ-архитектуру организации. Далее в обзоре структура функции закупок будет использоваться в качестве верхнеуровневого «органайзера» при рассмотрении целей и задач управления закупками, подходов к автоматизации закупочной деятельности, эффектов, обеспечиваемых внедрением САЗД.

Рис. 2. Структура функции закупок (источник – КПМГ)

Структура функции закупок (источник – КПМГ)

Цели и задачи управления закупками

Основные цели закупочной деятельности крупных организаций:

  • Повышение эффективности (конкурентоспособности)
  • Сокращение расходов
  • Обеспечение бесперебойной поставки ТРУ, соответствующих стандартам качества
  • Поиск и развитие надёжных и квалифицированных поставщиков
  • Повышение операционной эффективности и снижение административных расходов
  • Унификация и стандартизация номенклатуры закупаемых ТРУ
  • Организация эффективного взаимодействия с другими подразделениями компании
  • Соответствие требованиям законодательства и политикам компании

Достижение этих целей обеспечивается различными средствами – организационными, техническими, экономическими. В Табл. 1 представлен перечень задач, решаемых в рамках повышения эффективности закупочной деятельности, и оценка степени влияния каждой задачи, на достижение целей управления закупками. Эта таблица может использоваться заказчиками, планирующими начальное развертывание САЗД или развитие существующей системы, для приоритезации задач проекта.

Шкала оценок в таблице:

0 – Результат задачи не оказывает влияния на достижение цели
1 – Результат задачи может быть полезен для достижения цели, но не оказывает заметного влияния на процесс достижения цели
2 – Результат решения задачи может заметно улучшить текущие процессы, но не сильно влияет на достижение цели
3 – Существенное влияние на процесс движения к цели в краткосрочной перспективе (оперативный фактор)
4 – Высокая зависимость успешности достижения цели от решения задачи
5 – Критическое влияние результатов на достижение цели (стратегический фактор)

Табл. 1. Степень влияния решаемых задач на достижение целей управления закупками

Задачи закупочной функции в компании Повышение эффективности компании Сокращение расходов компании Обеспечение бесперебойной поставки ТРУ Поиск и развитие поставщиков Организация эффективного взаимодействия внутри компании Соответствие требованиям
Стратегия и политика
Разработка стратегии и политик закупочной деятельности, согласованных со стратегией организации
5
3
3
2
4
4
Согласование целей закупочной функции с целями организации
5
3
3
2
4
4
Получение поддержки высшего руководства на проведение необходимых преобразований закупочной деятельности (системы снабжения)
5
4
4
1
3
3
Формирование и реализация плана развития закупочной деятельности, установление KPI, контроль реализации плана и достижения KPI
5
4
4
3
2
4
Организация и люди
Оптимизация структуры управления закупочной деятельностью с учетом установленных целей и специфики организации (централизация, частичная централизация, децентрализация)
4
4
0
1
5
1
Вовлечение и информирование заинтересованных сторон и руководства
4
2
1
2
5
1
Организация совместной работы подразделений (кроссфункциональные группы, проектные команды)
5
3
2
2
5
3
Формирование требований к компетенциям (hard/soft skills) специалистов закупочного подразделения и подбор персонала
4
2
1
1
2
3
Обучение и повышение квалификации специалистов закупочного подразделения
2
2
3
3
3
3
Процессы и процедуры
Оптимизация и унификация процессов в подразделениях (филиалах, дочерних обществах)
4
4
3
3
4
3
Периодическая оценка эффективности процессов
4
4
3
2
4
3
Адаптация процессов под изменяющиеся требования законодательства и компании
1
2
1
1
3
4
Внедрение (развитие) процессов выбора поставщиков (Source-to-Contract, Strategic Sourcing)
3
3
4
5
3
2
Внедрение (развитие) процессов операционных закупок (Procure-to-Pay)
3
3
2
3
3
1
Управление взаимоотношениями с поставщиками
Анализ и сегментация (классификация) поставщиков
3
3
4
5
2
1
Квалификационный отбор поставщиков
3
3
4
5
2
1
Проведение аудита и оценки компетенций поставщиков (по отдельным категориям)
3
3
4
5
2
1
Внедрение KPI поставщиков и оценка эффективности поставщиков
3
3
4
5
2
1
Формирование рейтингов поставщиков
3
3
4
5
2
1
Разработка и реализация планов развития поставщиков (по отдельным категориям)
4
3
4
5
2
1
Формирование стандартов взаимодействия с поставщиками (каналы, форматы, инструменты)
5
4
4
5
2
2
Информирование, обучение и периодические встречи с поставщиками
3
3
4
5
2
2
Управление продуктивностью и рисками
Стандартизация требований, условий и документов, формируемых в рамках закупочной деятельности
3
3
2
2
2
1
Разработка системы управления рисками в рамках закупочной деятельности и ее интеграция с системой управления рисками компании
4
3
3
1
2
4
Организация эффективной системы мониторинга и контроля на всех этапах закупочной деятельности
3
3
3
2
3
3
Анализ тенденций на рынке и корректировка базы снабжения (при необходимости)
1
2
3
4
2
0
Информационные технологии
Использование инструментов для анализа данных
4
4
3
3
2
0
Внедрение инструментов для автоматизации (S2C, P2P)
4
4
3
3
2
0
Внедрение инструментов мониторинга и контроля закупочной деятельности
3
3
4
3
4
3
Использование электронных торговых площадок (44-ФЗ, 223-ФЗ)
2
2
3
2
2
5
Размещение информации на официальном сайте ЕИС РФ (44-ФЗ, 223-ФЗ)
2
2
3
2
2
5
Внедрение современных инструментов (RDA, SMART-contract, AI, BigData и др.)
3
3
3
3
3
2


Автоматизация закупочной деятельности, как одно из наиболее широко распространенных применений ИТ-решений (наряду с электронным документооборотом, автоматизацией бюджетирования и других финансовых процессов, процессами взаимоотношений с клиентами и контрактными исполнителями), развивается под воздействием нескольких стимулирующих факторов:

Автоматизация закупочной деятельности – общий контекст

  • реализация стратегических целей организации по оптимизации расходов
  • снижение трудозатрат и сроков выполнения бизнес-процессов
  • централизация управления рядом бизнес-процессов (включая закупки/снабжение) и их унификация
  • внедрение централизованных ИТ-систем в организации
  • развитие технологий и современных инструментов закупок (площадки, порталы, электронные магазины)
  • повышение требований по актуальности и оперативности предоставления данных для принятия решений
  • повышение прозрачности и контролируемости закупок для всех заинтересованных сторон
  • потребности заказчиков в автоматизации бизнес-процессов жизненного цикла закупок и постзакупочных активностей,
  • регуляторные требования, стабильно увеличивающийся объем и постоянное усложнение которых делают их соблюдение практически нереальной задачей без соответствующих ИТ-приложений.

В Табл. 2 представлен перечень основных задач, решаемых в организациях в рамках повышения эффективности закупочной деятельности. Задачи сгруппированы по структурным уровням закупочной функции (см. Рис. 2). Легко видеть, что даже на уровнях, далеких от ИТ, САЗД может играть существенную роль.

Шкала оценок для столбца “Роль ИТ”:

1 – Организационный проект/активность. Роль САЗД/автоматизации незначительная (учитывается в планах при наличии)
2 – Использование базовых/неспециализированных средств ИТ: СЭД, почта, мессенджеры и т.п.
3 – Базовые возможности автоматизации закупок: типовые процессы, роли, политики безопасности, справочники, каталоги
4 – Продвинутая автоматизация. Полные интеграционные возможности (внутренние и внешние). Инструменты конструирования/настройки без программирования
5 – Развитые инструменты аналитики и мониторинга. Контроль и управление рисками
6 – Средства цифровой трансформации

Табл. 2. Основные задачи, решаемые в рамках повышения эффективности закупочной деятельности

Задачи Зона ответственности автоматизации Роль ИТ
Стратегия и политика
Разработка стратегии и политик закупочной деятельности, согласованных со стратегией организации При наличии действующих ИТ-решений они учитываются в разрабатываемой дорожной карте.
При необходимости, также определяются направления развития (доработки) САЗД
1
Согласование целей закупочной функции с целями организации При наличии действующих ИТ-решений рассматриваются их возможности в обеспечении достижения целей закупочной функции
1
Получение поддержки высшего руководства на проведение необходимых преобразований закупочной деятельности (системы снабжения) С руководством организации согласовываются масштаб, бюджет и сроки проекта по АЗД
1
Формирование и реализация плана развития закупочной деятельности, установление KPI, контроль реализации плана и достижения KPI 1. ИТ-поддержка проектного управления
2. Мониторинг показателей (KPI) закупочной деятельности
2
Организация и люди
Оптимизация структуры управления закупочной деятельностью с учетом установленных целей и специфики организации (централизация, частичная централизация, децентрализация) Действующая/перспективная организационная модель закупок учитывается при формировании требований к САЗД
2
Вовлечение и информирование заинтересованных сторон и руководства 1. Определение источников данных для заинтересованных сторон
2. Формирование данных для заинтересованных сторон
3. Организация и поддержка каналов коммуникации (почта, порталы, соц.сети и др.)
2
Организация совместной работы подразделений (кроссфункциональные группы, проектные команды) 1. Формирование единого информационного пространства
2. Инструменты совместной работы и коллегиального принятия решений 3. Инструменты проектного управления (задачи, сроки, результаты и т.д.)
3
Формирование требований к компетенциям (hard/soft skills) специалистов закупочного подразделения и подбор персонала 1. Определение/проектирование функциональных возможностей для ролей пользователей в САЗД
2. Контроль соответствия компетенций и выполняемых задач при назначении ролей в автоматизированной системе
3
Обучение и повышение квалификации специалистов закупочного подразделения 1. Формирование плана обучения специалистов основам работы в САЗД
2. Разработка тренингов (контент) и обучающих стендов
3
Процессы и процедуры
Оптимизация и унификация процессов в компании, включая подразделения, филиалы, дочерние общества 1. Проектирование распределенной архитектуры САЗД (для географически-распределенной структуры компании)
2. Поддержка процессов в масштабах всей организации и централизованное управление ими.
3. Централизованное управление/изменение процессов организации
1
Регулярная оценка эффективности процессов 1. Средства анализа бизнес-процессов
2. Информационные панели (dashboard)
3. Средства оповещения
4
Адаптация процессов под изменяющиеся требования законодательства (компании) или с учетом стратегии развития функции закупок (снабжения) в компании 1. Поддержка “гибкой” настройки процессов (BPM)
2. Поддержка интеграции со смежными системами (сервисами) и ее адаптация в соответствии с требованиями
3. Настройка ролевой модели под меняющиеся процессы
4
Внедрение (развитие) процессов выбора поставщиков (Source-to-Contract, Strategic Sourcing) 1. Предоставление инструментов для анализа данных (BI, BigData и др.)
2. Реализация процедур в соответствии с категорийной и закупочной стратегией
3. Интеграция с внешними ресурсами для проведения процедур в электронном виде и электронного документооборота
4. Реализация и контроль использования типовых условий, требований, документов
5. Использование общей НСИ и интеграция с внутренними системами
6. Ведение договоров, включая продление, заключение допсоглашений, обработку жалоб, расторжение
4
Внедрение (развитие) процессов операционных закупок (Procure-to-Pay) 1. Контроль соответствия проведенным закупкам, заключенным договорам и выделенным бюджетам
2. Поддержка (загрузка, актуализация, мэппинг) каталогов (внутренних и внешних)
3. Работа с заказами, счетами, актами
4. Организация расчетов между заказчиком и поставщиком
3
Управление взаимоотношениями с поставщиками
Квалификационный отбор поставщиков (по отдельным категориям) 1. Каталог поставщиков (база знаний по поставщикам)
2. Использование внешних источников информации о поставщиках (опционально – интеграция с САЗД)
3. Приложения по оценке/рейтингованию поставщиков
4
Разработка и реализация планов развития поставщиков (по отдельным категориям) 1. Формирование и ведение планов развития поставщиков
2. Планирование и отслеживание задач, управление проектами
3. Предоставление инструментов совместной работы
4. Формирование отчетности
4
Формирование стандартов взаимодействия с поставщиками (политики, каналы, форматы, инструменты) 1. Поддержка каналов взаимодействия с поставщиками
2. Единое информационное пространство
3. Обмен структурированной информацией в различных форматах
4. Юридически значимый документооборот
4
Управление продуктивностью и рисками
Стандартизация требований, условий и документов, формируемых в рамках закупочной деятельности и их использование на всех этапах при взаимодействии внутри организации и с поставщиками 1. Библиотека типовых форм документов
2. Конструктор контрактов
3. Проверка соответствия внешним контролям (ЕИС, ФАС и т.п.)
4
Разработка системы управления рисками в рамках закупочной деятельности и ее интеграция с системой управления рисками компании 1. Разработка/ внедрение приложений по управлению рисками
2. Приложения мониторинга и анализа
3. Интеграция приложений
4. Единое информационное пространство
5
Организация эффективной системы мониторинга и контроля на всех этапах закупочной деятельности 1. Приложения мониторинга и анализа
2. Информационные панели, dashboard, уведомления, напоминания
3. Использование Workflow (шаблонов бизнес-правил) и встроенные механизмы контроля
5
Анализ тенденций на рынке и корректировка базы снабжения (при необходимости) 1. База знаний по закупочной деятельности
2. Единое информационное пространство
5
Информационные технологии
Выбор платформы и решения для автоматизации процессов закупочной деятельности Организационно-технический проект. Зона ответственности ИТ – повышенная, т.к. инвестиции в САЗД носят стратегический характер
3
Выбор и внедрение инструментов для анализа данных 1. OLAP технологии (сбор, обогащение, обработка и анализ данных)
2. BigData
3. Использование единой НСИ
4. Алгоритмы и расчет показателей, визуализация данных, построение отчетов
5. Интеграция с системами/сервисами, загрузка/выгрузка данных в различных форматах
4
Автоматизация процессов выбора поставщика (Source-to-Contract, Strategic Sourcing), операционных закупок (Procure-to-Pay), управления взаимоотношениями с поставщиками (Supplier Relationship Management) 1. BPM-подсистемы
2. Информационная безопасность и защита информации
3. Управление каталогами
4. Инструменты интеграции
4
Организация размещения информации на официальном сайте ЕИС РФ и электронных торговых площадках (в рамках требований 44-ФЗ, 223-ФЗ) 1. Обеспечение размещения информации на официальном сайте ЕИС (в соответствии с требованиями 44 и 223-ФЗ) в установленных форматах
2. Обеспечение взаимодействия с одной или несколькими ЭТП (в соответствии с требованиями 44 и 223-ФЗ) в установленных форматах
3. Поддержка актуальных схем интеграции с ЕИС и ЭТП в рамках изменения требований
4
Внедрение инструментов для эффективного управления закупочной деятельностью (в зависимости от уровня зрелости закупочной функции в организации) 1. Поддержка категорийных (закупочных) стратегий (шаблоны бизнес-правил, контроли, структурированные наборы данных и т.д.)
2. Управление рисками в рамах закупочной деятельности (интеграция в общую систему управления рисками компании)
3. Личные кабинеты заказчиков и поставщиков (с учетом ролевого доступа)
4. Инфографика/ dashboards (KPI, риски, тренды, исполнительская дисциплина и т.д.)
5. Мобильные приложения
6. ИТ-поддержка проектного управления
5
Цифровая трансформация закупок (RDA, SMART-contract, AI, BigData и др.) Инновационный проект. Эффект после внедрения инновации
6

Задачи распределены по четырем квадрантам матрицы в соответствии с их относительной сложностью для реализации и обеспечиваемыми бизнес-выгодами (см. Рис. 3.) Квадранты определяют категории приоритетности реализации:Поскольку каждая из задач, представленных в Табл. 2, характеризуется двумя основными параметрами – сложностью реализации и достигаемыми выгодами, – аналитики совместно с экспертами компании «Норбит» разработали матрицу ранжирования задач в пространстве координат «Сложность – Выгоды», которая может служить инструментом для принятия решений о приоритетности решения указанных задач в конкретных условиях организации.

  • «Обязательно к реализации»: решение задач обеспечивает двойное преимущество – высокую выгоду и относительно низкую сложность реализации;
  • «Нужно реализовывать»: решение задач обеспечивает большую выгоду, хотя и с высокой сложностью реализации;
  • «Можно реализовывать»: низкая сложность и низкая обеспечиваемая выгода;
  • «Реализация в зависимости от обстоятельств»: высокая сложность и низкая выгода.

Рис. 3. Матрица приоритетности задач повышения эффективности закупочной деятельности

Матрица приоритетности задач повышения эффективности закупочной деятельности

Особенности государственных и государственно-корпоративных закупок

Регулирование закупок

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является прямым наследником федерального закона 94-ФЗ, заменившим его (44-ФЗ вступил в действие с 1 января 2014 года, и с этой же даты утратил силу 94-ФЗ).

В целях информационного обеспечения контрактной системы создана и ведется Единая информационная система в сфере государственных закупок (ЕИС госзакупок).

Законом № 44-ФЗ на ЕИС возложены полномочия главного центра информационного взаимодействия всех участников контрактной системы, в том числе, признанных поставщиками (подрядчиками, исполнителями), где совершаются и фиксируются юридически значимые действия. Во взаимодействии с иными информационными системами (в первую очередь, с САЗД, являющимися основным предметом исследования) ЕИС должна обеспечивать формирование, обработку, хранение и предоставление вышеуказанных данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы.

Полный перечень субъектов, являющихся участниками контрактной системы в сфере закупок приведен в пункте 1 Статьи 3 44-ФЗ). Из этого перечня в рамках настоящего обзора будут рассматриваться только заказчики, создающие, развивающие и эксплуатирующие системы АЗД (далее – САЗД) в рамках своей ИТ-инфраструктуры и обязанные обеспечить информационное взаимодействие своих закупочных процессов (как правило, через САЗД) с ЕИС госзакупок и электронными торговыми площадками (ЭТП). Две основных категории заказчиков, определенные в законе – государственные и муниципальные заказчики.

С точки зрения функциональности САЗД, требующейся заказчикам, нет принципиальной разницы между двумя вышеназванными категориями – базовые функциональные блоки, реализуемые в САЗД, совпадают для обеих категорий. Основным отличием является «масштаб бедствия»:

  • государственные заказчики (особенно федерального уровня и госкорпорации), как правило, имеют сложную территориально-распределенную структуру (что при условии централизации закупочной деятельности порождает дополнительные архитектурные требования к САЗД);
  • государственные заказчики готовят и проводят существенно большее количество закупочных процедур, что порождает дополнительные требования к масштабируемости и производительности средств автоматизации бизнес-процессов в рамках САЗД и на интеграционных «стыках» САЗД и других информационных систем заказчиков;
  • информационный обмен и документооборот в рамках закупочной деятельности крупных заказчиков также характеризуются большими объемами и интенсивностью, что порождает требования масштабируемости и производительности баз данных и хранилищ, используемых в архитектуре САЗД.

Основным внешним (по отношению к заказчику и его САЗД) фактором, влияющим на функциональность САЗД является регулярно (и достаточно часто) изменяющееся законодательство – как на уровне базового закона, так и на уровне многочисленных подзаконных постановлений Правительства, приказов основного регулятора (ранее – Минэкономразвития, сейчас – Минфина) и контролера (ФАС).

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» является вторым из двух действующих сегодня высших нормативных актов, регулирующих сферу государственных и государственно-корпоративных закупок.

Круг отдельных юридических лиц, подпадающих под требования 223-ФЗ, определен в части 2 Статьи 1 закона.

Под требования закона подпадают закупки, осуществляемые:

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности;
2) бюджетными учреждениями, разместившими утвержденное положение о закупках в ЕИС в сфере госзакупок;
3) государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, разместившими утвержденное положение о закупках в ЕИС в сфере госзакупок;
4) федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства.

Влияние кодексов регулирования на автоматизацию закупок

В Табл. 3 представлено краткое сравнение двух основных кодексов регулирования закупок – с целью дальнейшего обсуждения степени влияния каждого из этих кодексов на деятельность организаций в сфере автоматизации закупок.

Табл. 3. Сравнение 44-ФЗ и 223-ФЗ

Критерий сравнения 44-ФЗ 223-ФЗ
Объекты регулирования Государственные заказчики – органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, муниципальные органы власти Государственно-корпоративные заказчики: госкорпорации, госкомпании, подведомственные учреждения ОГВ, дочерние и зависимые общества госкорпораций и госкомпаний
Планирование закупок План закупок на 3 года (будет отменен с 01.10.2019)
План-график закупок на 1 год
План закупок на 1 год
Процедуры закупок Детально регулируется законом:
– порядок проведения всех этапов процедур
– заключение и исполнение контрактов
В законе определены только способы закупок (открытый перечень)
Процедуры закупок описаны в Положении о закупках
Контроль закупок Очень жесткий. Законом регулируется все – от планирования до исполнения контрактов:
– виды закупок
– способы контроля
– процедуры обжалования
В законе определен только порядок подачи жалобы на закупку
Остальной контроль – по усмотрению заказчика

Регуляторные требования к функциональности САЗД

Требования к САЗД в соответствии с 44-ФЗ

САЗД относятся к тем ИТ-решениям, на функциональность которых прямым образом влияют регуляторные требования. И если в случае с закупочной деятельностью госзаказчиков федерального уровня функциональные требования к САЗД являются производными от соответствующих норм закона 44-ФЗ, то для заказчиков в субъектах РФ, строящих региональные (РИС) и муниципальные (МИС) информационные системы, существует конкретный нормативный документ (постановление Правительства), в котором представлен обязательный (минимально необходимый) перечень функций, которые должны быть реализованы в РИС/МИС.

В Федеральном законе 44-ФЗ прописаны верхнеуровневые нормы (части 7-11 Статьи 4), определяющие статус региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок, обязательность их интеграции с ЕИС госзакупок и нормативный источник функциональных требований к таким системам. Обращает на себя внимание также норма, прописанная в части 11 Статьи 4 – о недопустимости создания РИС и МИС в сфере госзакупок, не интегрированных с ЕИС:

Как следует из части 8 Статьи 4, функциональные требования к РИС и МИС в сфере госзакупок определяются соответствующим НПА правительственного уровня. Таким НПА является постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1091 “О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Требования к САЗД в соответствии с 223-ФЗ

Поскольку информационное обеспечение закупок, проходящих в контексте 223-ФЗ, осуществляется посредством той же ЕИС госзакупок, которая создана и эксплуатируется в целях реализации требований 44-ФЗ, нормы 223-ФЗ, так или иначе относящиеся к функциональности, реализуемой в САЗД, ссылаются (с существенными послаблениями) на соответствующие нормы из 44-ФЗ.

В тексте 223-ФЗ все внешние системы, взаимодействующие с ЕИС госзакупок, называются `корпоративными информационными системами`. Требования к ним определены в части 23 статьи 4 223-ФЗ:

Как уже было отмечено ранее, закон 223-ФЗ, регулирующий закупочную деятельность государственно-корпоративных заказчиков, в целом, является существенно более мягким в части требований – в том числе, в части требований к информационному обеспечению закупок. Однако, это не означает, что функциональность САЗД для заказчиков по 223-ФЗ уступает функциональности для заказчиков по 44-ФЗ. Наоборот, благодаря тому, что требования 223-ФЗ в части контроля и мониторинга закупок более мягкие, заказчики имеют возможность сосредоточить свои усилия не на регуляторно-ориентированных функциях САЗД, а на функциональности, обеспечивающей экономическую эффективность закупок.

Практика автоматизации регулируемых закупок

Закупки как элемент стратегии

Закупки как элемент ведомственной/корпоративной стратегии в настоящее время можно идентифицировать только в крупных организациях, для которых стратегическое планирование составляет неотъемлемую часть деятельности. В основном, это (из множества объектов исследования) государственные корпорации и государственные компании; на уровне органов госвласти всеобъемлющее стратегическое планирование пока еще далеко от того, чтобы быть мейнстримом.

Проблемой в идентификации и изучении закупок как элемента стратегии является то, что практически всегда стратегические документы крупных организаций не доступны публично, и основные компоненты стратегии `засвечиваются` очень выборочно – в годовых отчетах, пресс-релизах, интервью топ-менеджеров.

Как правило, официальная публичная декларация основных положений закупочной стратегии организации (если существует) оформляется в форме документа `Единая закупочная политика`, «Политика закупочной деятельности» и т.п.

Объем типового документа-политики, как правило, небольшой – от 10 до 20 страниц. По структуре и содержанию все проанализированные документы достаточно сильно схожи между собой – в них сформулированы принципы, цели, задачи и нормы организации и осуществления закупочной деятельности.

В отличие от Положений о закупках (или Единых стандартов закупок), в которые достаточно часто вносятся изменения и дополнения, отражающие изменения в регулировании закупок на общегосударственном уровне, документы-политики носят более декларативный характер и изменяются достаточно редко. Так, большинство проанализированных документов-политик было принято в организациях в период 2011-2014 гг., т.е. когда были опубликованы основные кодексы регулирования закупок – 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Как правило, именно в политике закупок в наиболее общей форме определяются KPI, которые руководство организации планирует отслеживать по направлению закупочной деятельности. Более детально, с методиками измерений и расчетов KPI по закупкам описываются уж в рамках общей системы KPI организации.

В крупных холдинговых структурах, где статусом единого организатора закупок может быть наделена отдельная дочерняя организация, такой организации может быть делегировано право формулирования закупочной стратегии.

Методологическое сопровождение закупок

Данный аспект закупочной деятельности не анализировался глубоко, т.к. он находился вне основного фокуса исследования, однако, определенное внимание ему все-таки было уделено.

Уровень методологического сопровождения закупок вполне объективно можно было оценить по основному документу организаций, регулирующему процессы закупок– положению о закупках. В соответствии с требованиями и 44-ФЗ, и 223-ФЗ, организации, действующие в контексте соответствующего регулирования, обязаны размещать в ЕИС закупок свои положения о закупках. Именно по степени проработанности этих документов можно судить об уровне методологической работы в организациях.

Безусловно, примерами лучших практик в этом аспекте могут служить положения о закупках крупнейших организаций-закупщиков – Госкорпорации `Росатом`, Группы `Газпром`.

Централизация

Централизация закупочной деятельности в крупных хозяйственных структурах на сегодняшний день считается одной из лучших практик (а зачастую – просто неизбежной мерой), позволяющей избежать неэффективного расходования средств, проблем со своевременностью поставок необходимых товаров, работ и услуг в требующихся объемах и номенклатуре, обеспечивающей необходимый уровень контроля и соблюдения регуляторных требований.

Поскольку закупки являются многоаспектной деятельностью, централизация может в разной степени затрагивать каждый из аспектов – методологический, организационный, экономический, технический, аналитический и пр.

Как правило, полностью централизованы методологическая деятельность в закупках, мониторинг и контроль закупок.

Еще два аспекта, практически всегда являющиеся централизованными – это закупки товаров и услуг, стратегических для деятельности организации, и закупки со стоимостями, превышающими определенный лимит.

Для организаций, практикующих управление категориями закупок, часто встречается централизация по отдельным категориям, например, закупки ИТ-товаров и услуг. В большинстве крупнейших госкомпаний и госкорпораций централизованные ИТ-закупки осуществляются дочерними компаниями, являющимися инсорсерами ИТ-услуг. Примеры – Сибинтек, Гринатом, `Газпром Информ`, `РТ-Информ` и др. Подходы заказчиков к централизации закупок подробнее рассмотрены в подразделе «Централизация закупок – приоритет заказчиков».

Аутсорсинг закупочной деятельности

Аутсорсинг закупочной деятельности является частным случаем более общей концепции аутсорсинга бизнес-процессов в организации. Плюсы и минусы аутсорсинга достаточно хорошо изучены. Однако, учитывая особенность организаций-объектов настоящего исследования (государственная и государственно-корпоративная структура собственности), приходится констатировать, что примеров достаточно объемного – по реализуемой функциональности – аутсорсинга на рынке САЗД выявлено не было.

Объяснений такой ситуации несколько:

  • регуляторные требования, которые сложно транслировать в SLA для провайдера аутсорсинговых услуг
  • ограничения, связанные с конфиденциальностью информации

Пример частичного аутсорсинга – компания `Селдон»: Хотя большая часть услуг «Селдон» ориентирована на бизнес-заказчиков, есть примеры (ФГУП «ГК по ОрВД»), когда ее услугами пользуются именно госзаказчики:

  • Разработка и подготовка документации о закупке,
  • Юридические консультации (актуальные требования НПА, особенности регулирования)
  • Аналитические услуги
  • Проверка контрагентов

Аналогичные услуги часто оказывают и ЭТП (собственно, `Селдон` сам является выходцем с ЭТП). Аналитические услуги оказывают также информационные агентства – `Контур.Закупки`, `Спарк-Интерфакс`. Юридические услуги – разработчики ПО правовых систем (`Гарант`, `Консультант`)

Уполномоченные организаторы) закупок (УОЗ используются наиболее крупными организациями, однако, практически никогда это не бывают сторонние организации. Например, в ЕОС закупок `Росатома` специально отмечено, что УОЗ может быть только организация из отрасли.

Не исключено, что в обозримом будущем аутсорсинг закупок может быть реализован на уровне ФОИВ. Сейчас уже есть пример такого аутсорсинга (он называется централизацией, но это именно аутсорсинг) по части закупок в ИТ – ПП 658. Пока там не все гладко, но если апробация в части закупок по системам бюджетного учета даст положительные результаты, то вполне возможно распространение этой модели и на САЗД.

Облачные решения

Концепция использования облачных решений (IaaS, PaaS, SaaS) уже более полутора десятков лет является одним из стратегических императивов в бизнес-применении ИТ. Естественно, она не могла обойти стороной и сферу автоматизации закупок. Правда, до настоящего времени ни один из российских вендоров САЗД не предложил собственное полнофункциональное решение для «облака». Все известные в данном направлении проекты носили экспериментальный характер (иногда даже – с явным уклоном в маркетинг).

Единственное работающее решение данного типа принадлежит компании SAP – это известная платформа SAP Ariba. В России имеются внедрения Ariba, правда, не в секторе госзакупок (см. подраздел «Облачные платформы АЗД»).

Продолжение следует …

Источник: http://www.tadviser.ru/
Авторство: TAdvider

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!