Производство новых комплектующих для отечественной авиационной и космической техники запущено на ПАО “Завод Атлант”

Фото:  © stavminprom.ru. ПАО «Завод Атлант» в городе Изобильном запустил производство новых комплектующих для отечественной авиационной и нашей космической техники. Разработанная линейка радиочастотных соединителей уже поставляется на отечественные рынки для использования в гражданской и военной технике. Производство новых моделей радиочастотных соединителей было освоено в 2020 году. Разработка новых разъемов для высокоскоростной передачи электрических сигналов проводилась в рамках опытно-конструкторской работы. Всего предприятие разработало более 150 типоконструкций вилок, розеток и адаптеров с диапазонами частот до 32 ГГц. Новая линейка радиочастотных соединителей создана специально для монтажа как под отечественные, так и под импортные платы, кабели и панели приборов. Новые модели сверхвысокочастотных разъемов разработаны с учетом высоких требований качества, устойчивости к воздействию внешней среды, ударных и вибрационных нагрузкок для бесперебойной работы в авиационной, космической аппаратуре, железнодорожном оборудовании и автомобильной электронике.

 © stavminprom.ru

Справка:

В середине прошлого столетия Ставропольский край, и в том числе Изобильненский район, имел сельскохозяйственную направленность и занимался в основном животноводством и растениеводством. В Изобильном, как и в близлежащих к городу населённых пунктах,  отмечался переизбыток рабочей силы. Вот тогда Изобильненский райком партии  и принял решение обратиться в Ставропольский краевой комитет КПСС с просьбой создать в городе промышленное предприятие с целью развития промышленности и создания рабочих мест в городе.  Крайком КПСС, в свою очередь, обратился в Министерство электронной промышленности СССР с ходатайством о создании в г. Изобильном завода. И 24 декабря 1966 года министр электронной промышленности СССР А.И. Шокин издал приказ №665 об организации в г. Изобильном филиала №3 Ставропольского трансформаторного завода по производству штепсельных разъёмов в соответствии с планом развития отрасли радиокомпонентов.

Изобильненцы восприняли создание нового завода как надежду на будущее и, когда началось его строительство, местная ребятня, да и школьники постарше часто прибегали посмотреть, как идет здесь работа, а впоследствии многие из них пришли сюда трудоустраиваться.

Первым директором предприятия в начале 1967 года был назначен энергичный, очень трудолюбивый и требовательный руководитель В.Д. Кузьмин, которому пришлось его основывать практически на пустом месте, имея в своем распоряжении несколько небольших строений, переданных ему с баланса совхоза «Изобильненский».

Организационную структуру завода на тот момент составляло: руководство предприятия (директор, главный инженер и заместитель директора по общим вопросам); персонал руководителя (инженер по спецработе и кадрам, заведующий хозяйством, табельщица, секретарь-стенографистка, машинистка и инженер по технике безопасности); отделы: планово-производственный, бухгалтерско-финансовый, технический, материально-технического снабжения, комплектации и сбыта, главного механика и главного энергетика, технического контроля, капитального строительства, центральная заводская лаборатория, бюро инструментального хозяйства; основные и вспомогательные цеха и участки.

Первыми специалистами, принятыми на предприятие, были старший инженер по спецработе и кадрам П. Ф. Черпаков, главный механик А.К. Цвентарный, главный технолог А. П. Орехов, начальник отдела снабжения и сбыта А. И. Примаков, старший инженер ЦЗЛ Н. И. Осадчий, конструктор В.А.Фисенко, старший бухгалтер Е. С. Петриченко, инженер по снабжению К. И.Вахромеев, старший инженер-экономист Л. К. Мезенцева, начальник бюро инструментального хозяйства А. М. Попов, секретарь-стенографистка Т. А. Терентьева. Также в самом начале становления завода были приняты на работу начальники первого, второго, третьего, четвёртого, восьмого и 12 –го цехов: Н. И. Илющенко, В.Д. Давыдов, И. М.Фурман, Ю. В. Кузин, А. С. Клименко, В. И. Лосберг.

Помимо того что новое предприятие пришлось создавать практически с нуля, более серьёзной проблемой при основании завода являлось то, что не было специалистов, в первую очередь по металлообработке. Из числа наиболее способной рабочей молодежи отбирали тех, у кого было желание связать свою судьбу с заводом,  и направляли их на учёбу в Казань, где находилось мощное, аналогичное по профилю предприятие электронной отрасли. Решено было подготовить по одному — по два специалиста на каждую операцию (проточка, расточка, штамповка, резьба и т.д.).

В мае 1967 года туда была отправлена первая группа в составе 22 человек с руководителем группы инженером-технологом Л.В. Коневой.

И таких групп в течение 1967-1968 г.г. было несколько. Также командировали людей на учёбу в города Краснодар и Одессу. Одновременно с этим вели обучение кадров нужных специальностей на месте. В июне 1967 года была создана квалификационная комиссия по определению и установлению разрядов рабочим. Возвратившись осенью с учёбы, первая группа квалифицированных работников приступила к выполнению своих обязанностей.

Параллельно с обучением кадров руководство предприятия приглашало на работу специалистов (токарей, фрезеровщиков, слесарей-инструментальщиков и других) из разных городов нашей страны. К примеру, только из Грузии в г. Изобильный переселились 33 семьи – отличных специалистов Тбилисского авиационного завода, мастеров своего дела, внесших огромный вклад в развитие предприятия. В основном все они стали наставниками молодежи, передавали молодым рабочим свои знания и опыт.

Закреплению кадров способствовал и созданный по инициативе партийной и профсоюзной организаций общественный отдел кадров, который проводил индивидуальную работу с каждым, кто поступал на завод. Общественники старались изучить деловые качества нового работника, его характер и склонности, помогали новичку найти в коллективе своё место.

Ощутимую помощь в становлении и развитии предприятия оказывал краевой комитет КПСС в лице заведующего промышленным отделом И.С. Брагина, а также Изобильненский райком партии под руководством первого секретаря Г.К.  Горлова.

За первые полгода с момента создания завода были приняты около 200 человек. А через полтора года численность работающих здесь достигла свыше 700 человек, средний возраст которых был около 30 лет.

1 февраля 1967 года было организовано бюро инструментального хозяйства (БИХ), в задачи которого входило бесперебойное и комплексное обеспечение всех подразделений предприятия инструментом и технологической оснасткой.  На завод было завезено необходимое оборудование, которое установили на месте бывшей дойки совхоза «Изобильненский». На данном участке, руководил которым А.М. Попов, назначенный впоследствии на должность главного экономиста, занимались выпуском нестандартного оборудования: делали верстаки, винтовые стулья, решётки, ограды, силосные бункеры, кормушки и поилки  для колхозов и совхозов как Ставропольского, так и соседнего, Краснодарского, краёв. Рабочим и инженерно-техническим работникам даже удалось создать огнемёт по уничтожению сорняков.

Одновременно с этим велось строительство корпусов завода, и осуществлялась подготовка  основного производства.

Изделия – цилиндрические герметичные соединители серии 2РМГ – производили в цехе №3, который в первый год создания завода был единственным, а название «третьего» он получил по аналогии с заводом «Элекон» в г. Казани. Первым начальником цеха был назначен И.М. Фурман. За всю 50-летнюю историю в разное время цех возглавляли 20 его руководителей. Позднее от цеха №3 отделились первый и второй цеха, начальниками которых были назначены Н.К. Илющенко и В.Д. Давыдов.

В 1967 г. был создан цех №4 по изготовлению комплектации для прямоугольных и цилиндрических соединителей. Начальником подразделения в ноябре 1968 г. был назначен Ю.В. Кузин. Для бесперебойной и высокопроизводительной работы цех имел несколько участков: механический, штамповочный, автоматный, ремонтно-инструментальный. В его состав входили также производственно-диспетчерский отдел и планово-экономическое бюро.

В числе первых цехов, появившихся на заводе, были вспомогательные девятый и десятый цеха, строительная служба, службы главного механика и главного энергетика. Девятый цех (ремонтно-механический) возглавлял главный механик А.К. Цвентарный. Осенью 1967 г. заводом была выпущена первая продукция, предприятие стало набирать темп. Со временем, износ оборудования приводил к поломкам. Слесари-ремонтники, токари и шлифовщики ремонтно-механического цеха оперативно и качественно ремонтировали и изготавливали запасные части. Периодически сотрудники отдела выезжали в командировки на машиностроительные заводы страны для приобретения запасных частей и комплектующих для ремонта и монтажа. Роль отдела главного механика в деятельности только что созданного предприятия сложно было переоценить, она действительно была очень велика. Здесь обеспечивалась своевременная  установка и сдача в эксплуатацию как приобретенного технологического оборудования, так и изготовленного руками заводчан.

От грамотного выполнения поставленных задач сотрудниками девятого цеха, а также специалистами отдела главного энергетика во многом зависела бесперебойная и безаварийная работа всех основных подразделений завода.

Отдел главного энергетика с энергоремонтным цехом был создан 18 июня 1967 г. Задачей этой службы был учет энергоресурсов и ремонт сетей, коммуникаций и вентиляционных систем.

Главным энергетиком 27 февраля 1968 г. был назначен И.И. Побощенко, отработавший в этой должности два десятилетия и внесший огромный вклад в становление и развитие энергетической службы. Под его руководством все работы выполнялись оперативно, без остановок и нарушений технологического процесса. Обслуживание оборудования проводилось энергетиками  круглосуточно и в любую погоду: дождь и снег, жару и метель.  И не случайно среди награжденных правительственными наградами были специалисты энергослужбы: И.И. Побощенко, Ю.А. Анисимов, Н.И. Федоров, Ю.И. Шеметов, Г.И. Абрамчик, И.Я. Недобуга.

В целях технологического обеспечения производства продукции в марте 1967 г. был организован технический отдел (ТО) с функциями конструкторско-технологического сопровождения изделий. Его первым начальником приказом по заводу был назначен А.П. Орехов, конструктором по серийному сопровождению – В.А. Фисенко,  технологом – З.М. Булюбаш. В дальнейшем в состав отдела вошло несколько бюро: конструкторское бюро по сопровождению серийных изделий, конструкторское бюро по проектированию технологической оснастки, инструмента и приспособлений, технологическое бюро по разработке серийных технологических процессов, бюро по нормированию материалов.

Главным энергетиком 27 февраля 1968 г. был назначен И.И. Побощенко, отработавший в этой должности два десятилетия и внесший огромный вклад в становление и развитие энергетической службы. Под его руководством все работы выполнялись оперативно, без остановок и нарушений технологического процесса. Обслуживание оборудования проводилось энергетиками  круглосуточно и в любую погоду: дождь и снег, жару и метель.  И не случайно среди награжденных правительственными наградами были специалисты энергослужбы: И.И. Побощенко, Ю.А. Анисимов, Н.И. Федоров, Ю.И. Шеметов, Г.И. Абрамчик, И.Я. Недобуга.

В целях технологического обеспечения производства продукции в марте 1967 г. был организован технический отдел (ТО) с функциями конструкторско-технологического сопровождения изделий. Его первым начальником приказом по заводу был назначен А.П. Орехов, конструктором по серийному сопровождению – В.А. Фисенко,  технологом – З.М. Булюбаш. В дальнейшем в состав отдела вошло несколько бюро: конструкторское бюро по сопровождению серийных изделий, конструкторское бюро по проектированию технологической оснастки, инструмента и приспособлений, технологическое бюро по разработке серийных технологических процессов, бюро по нормированию материалов.

В целях обеспечения цехов и отделов завода всеми необходимыми видами материалов и комплектующих изделий для выполнения производственной программы и опытно-конструкторских работ был создан отдел материально-технического снабжения и сбыта. 1 апреля 1967 г. его руководителем был назначен А.И. Примаков,  его заместителем – Л.С. Друкер. В соответствии с планом производства, отдел занимался обеспечением поставок комплектации, сырья и материалов.

Для обеспечения единства измерений была создана центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ), в которую входили также лаборатория линейно-угловых измерений, лаборатория металловедения, КИП и химлаборатория. Она была утверждена в структурной схеме завода 21 июня 1967 г. В этом подразделении начинал свою трудовую деятельность инженером Н.И. Осадчий, ставший впоследствии генеральным директором предприятия. Его усилиями активно шло оснащение лаборатории необходимыми средствами измерения, приборами и рабочими эталонами, были выделены дополнительные помещения.

Первым начальником центральной заводской лаборатории в 1967 г. был назначен В.Ф. Ефимов. Ему огромную поддержку в организации ЦИЛ оказывал главный инженер завода В.П. Рюмин. Основными задачами службы являлись осуществление метрологического обеспечения производства средствами измерений, их поверка, калибровка, техническое обслуживание и аттестация испытательного оборудования.

За качеством выпускаемой продукции также строго следил коллектив ОТК (отдел технического контроля), который был создан практически одновременно с заводом. 20 июня 1967 г. был принят контрольным мастером Е.А. Гриценко, а в июне 1968 г. его перевели старшим контрольным мастером. На плечи Е.А. Гриценко легло много забот, так как  производство было в стадии становления. Ему приходилось осваивать профессию самостоятельно в процессе своей деятельности, и вместе с тем он многому смог научить своих подчиненных.

Вопросы качества продукции, обеспечения удовлетворения требований потребителей в этой области всегда считались основными в деятельности предприятия как важнейшие факторы роста эффективности производства. В первые месяцы существования завода начался набор кадров в отдел технического контроля. Учениками контролеров была принята большая группа женщин, которых руководство предприятия направило на обучение на завод радиокомпонентов «Элекон» в г. Казань.

Это были А.П. Обмочиева, Г.Г. Третьякова, Р.П. Окишева, Р.Г. Мамедова, П.П. Гринченко, И. Норенко. Вслед за ними уехала вторая большая группа, в составе которой были А.С. Щербакова, Л.В. Сверлова, В.М. Злядина, А.А. Таран, В.А. Мозжилина, Р.И. Дереганова, А.А. Гладских, Г.А. Смолянинова и другие. По возвращении с учебы работницам был присвоен квалификационный разряд,  и они приступили к самостоятельной работе.

Каждые по-своему были важны и другие цеха и службы. В цехе №5, который также являлся одним из самых ответственных производств, с первых лет существования завода внедрялась и отрабатывалась технология гальванопокрытия изделий 2РМГ. Впоследствии, по мере увеличения номенклатуры продукции,  выпускаемой  заводом «Атлант», стали применяться новые виды покрытий и модернизированные технологические процессы, совершенствовались серийные производственные работы, изготавливалось или приобреталось новое оборудование, расширялись рабочие площади. Наряду с традиционными ваннами колокольного типа внедрялись линии гальванических покрытий, ряд из которых работают до сегодняшнего времени.

Для планомерной работы завода ежедневно начальником производственно-диспетчерского отдела (ПДО) В.Д. Тимачевым (отдел был создан 20 июня 1967 г.) проводились производственные совещания, на которых присутствовали начальники всех цехов и отделов, связанных с производством. В ходе этих совещаний выяснялись нужды подразделений, регулировалась связь между цехами основного и вспомогательных производств. Главной задачей отдела было обеспечение ритмичной работы производственных подразделений. Постоянно анализировалась их деятельность по выполнению планов производства по объему, номенклатуре, ритмичности, выявлялись «узкие места» и принимались меры к их устранению.

Для того чтобы ускорить сроки ввода в эксплуатацию производственных помещений и их ремонт, 21 июня 1967 г. в структурной схеме завода появился ремонтно-строительный цех. Были приняты на работу плотники, столяры, каменщики, штукатуры, маляры, которые занялись ремонтно-строительными работами на недостроенном коровнике и инкубаторе. Впоследствии специалистам этого цеха зачастую приходилось трудиться бок о бок со своими коллегами из ПМК-20 «Ставропольпромстрой», которые вели строительство нового завода, ввиду того, что данная организация не обладала необходимыми производственными мощностями и людскими ресурсами.

19 августа 1968 г. Приказом №460/к на заводе была образована контрольно-испытательная станция (КИС) для проведения всех необходимых видов испытаний, которые могли гарантировать высокое качество, надежность и прочность выпускаемых изделий до того, как они будут отправлены заказчику.

С 1994 г. завод занимается разработкой и серийным изготовлением аналогов импортных комплектующих для системы впрыска топлива и жгутов проводов электронной системы управления двигателями автомобилей, выпускаемых открытыми акционерными обществами «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «ГАЗ», «УАЗ». Изделия, изготовляемые для автомобильной промышленности, относятся к продукции двойного применения и востребованы для нужд оборонной отрасли.

В тот период произошло акционирование предприятия: 25 мая 1994 г. завод «Атлант» в соответствии с распоряжением №434-р главы администрации Изобильненского района Ставропольского края был преобразован в Акционерное Общество Открытого Типа «Атлант».

Спустя пять лет после того, как прошла реорганизация предприятия, 29 июня 1999 г.,  АООТ «Атлант» на основании распоряжения главы Изобильненской районной государственной администрации №745-р было зарегистрировано как Открытое Акционерное Общество «Завод Атлант». В это время уже шел подъем производства, начавшийся в 1996-1997 годах. И к 1998 г. объем производимой продукции вырос до 30 миллионов рублей в год. По итогам конкурсов, проводимых Правительством Ставропольского края в начале 2000-х годов, предприятие в разные годы было удостоено таких знаков престижа, как «Рубиновый крест», «Сапфировый крест», «Жемчужный крест», «Платиновый орден», «Золотой орден» – за высокое качество производимой продукции. Награждение проводилось в Правительстве края в торжественной обстановке в присутствии большого количества гостей, съехавшихся со всех городов и районов Ставрополья. Этими же знаками престижа награждался директор завода Н.И. Осадчий за умелое руководство коллективом, за инновации в производстве, развитие мощностей возглавляемого им предприятия.

С 2004 г. на заводе началось серийное изготовление пружинных шинных клемм ШК-2,5, которые применяются в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики (муфты, путевые и трансформаторные ящики, стативы) и в других объектах народно-хозяйственного назначения.

В 2006 г. предприятию было присвоено звание «Лидер качества Ставрополья» с вручением денежного вознаграждения для технического перевооружения. Изделие «Сапфир», производимое на заводе «Атлант», по итогам Российского конкурса признано одним из ста лучших товаров России.

В 2008 г. страну постиг экономический упадок, который привел резкому сокращению количества заказов на предприятии. Необходимо было искать новых заказчиков, приходилось выполнять даже частные заказы по изготовлению жгутов и ремкомплектов.

В сложных условиях рыночной экономики предприятие смогло сохранить не только производство, но и социальную инфраструктуру. На заводе действует врачебный медицинский пункт, оснащенный современным диагностическим и физиотерапевтическим оборудованием, комната психологической разгрузки, база отдыха на Новотроицком водохранилище и многое другое, что помогает делать жизнь работников интереснее и насыщеннее.

В настоящее время публичное акционерное общество «Завод Атлант», а именно так оно переименовано на основании приказа №79 от 22 июня 2015 г., возглавляемое с 2013 г. генеральным директором В.Д. Даниловым, – одно из самых крупных и значимых  предприятий как в Изобильненском районе, так и в Ставропольском крае в целом, прославившееся своими трудолюбивыми и ответственными людьми. Достойнейшие примеры – начальник КТО Р.А. Бочкарева, мастер В.М. Девочкина, инженер-конструктор М.Ю. Вешкурцев, инженеры-конструкторы К.А. Антипов, В.И. Быков, наладчик С.П. Тарасов, штамповщик А.В. Андреев и другие.

От более опытных коллег успешно принимает эстафету молодое поколение технических специалистов: руководитель технологической службы О.И. Шарыкин, начальник инструментального производства В.А. Макаров, мастер Д.В. Мороз, инженеры-конструкторы А.П. Месилов, С.Н. Бочкарева, Л.А. Кулабухова, инженеры-технологи С.С. Ионова, О.В. Вакуленко, слесарь-инструментальщик С.И. Богословский, фрезеровщик В.А. Куликов и многие другие. Каждый из них вносит огромный вклад в развитие предприятия и внедрение современных принципов разработки и освоения серийного производства новой продукции.

Публичным акционерным обществом «Завод Атлант» принята программа развития на 2014-2016 годы, согласно которой для предприятий военно-промышленного комплекса, а также для гражданского использования разрабатываются цилиндрические и прямоугольные соединители нового поколения с высокой степенью надежности и улучшенными электрическими параметрами. Идет освоение одно- и многомодовых оптических соединителей для передачи значительного объема данных. Завод расширяет линейку существующей номенклатуры соединителей и разрабатывает принципиально новые типоконструкции.

В 2013-2016 годах предприятием проведены работы по постановке на производство соединителей СКЦ102, СНЦ160 с твинаксиальными и квадраксиальными контактами для передачи информации со скоростью до 100 Мбит/с на частотах до 3 ГГц. В 2015 г. освоено производство прямоугольных низковольтных низкочастотных соединителей РП15 и цилиндрических радиочастотных триаксиальных соединителей СРТ-75, предназначенных для работы в диапазоне частот от 0,5 до 1,5 МГц в мультиплексной линии информационного обмена. В  рамках опытно-конструкторской работы «Соединитель-2» выполнена разработка и постановка на производство 15 типов соединителей с гиперболоидными гнездами: ГРПМ2А, ГРПМ9А, РПМ8А, РППМ8А, ГРПМ16А, РППМ18А, РППМ19А, РППМ20А, ГРППМ5А, ГРППМ6А, ГРППМ7А, ГРППМ8А, ГРППМ10А, ГСНП34А, ГСНП58А. В рамках опытно-конструкторской работы  «Клемма 5» и «Деталь-45» выполнена разработка и освоение производства пружинных клемм для установки на рейку монтажную и в печатную плату.

Впереди завод ожидает еще много новых разработок, производство более совершенных изделий, но неизменным остается одно – трудолюбие, высокая сознательность каждого работника, их самоотверженный и добросовестный труд во благо родного предприятия.

За свое 50-летнее существование заводом было освоено и в настоящее время  производится более 2400 типономиналов изделий в системах отображения данных, бортовых системах управления и связи, системах контроля и телерадиометрии, беспилотных системах в авиационной, вертолетной, ракетно-космической, морской и бронетанковой технике, а также в объектах гражданского назначения.

И, что самое главное, здесь помнят каждого труженика, золотыми руками которого создавалось производство, налаживался быт, устраивались праздники. Здесь знают прошлое, живут настоящим и работают на будущее. Пройдет время, и история предприятия впишет новые страницы своих трудовых будней, которыми будут по праву гордиться все последующие поколения работников ПАО «Завод Атлант».

Источники: https://sdelanounas.ru/, http://zavodatlant.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!