Самолеты F/A-18E/F Block III для ВМФ США готовятся встать на палубу авианосцев

Не так давно компания Boeing завершила производство и поставки истребителей-бомбардировщиков F/A-18E/F Super Hornet серии Block II. Теперь развернуто строительство самолетов новой версии Block III. Первые машины этой серии несколько дней назад покинули сборочный цех, и вскоре начнут службу в одной из эскадрилий ВМС США. За ними скоро последуют новые. Проект F/A-18E/F Block II был создан в первой половине двухтысячных, и в 2005 г. стартовало серийное производство. Компания «Боинг» регулярно передавала заказчику новые самолеты, но теперь их производство остановлено. Последнюю машину 2-й серии сдали флоту несколько недель назад. 17 апреля был подписан акт о передаче самолета F/A-18E с серийным номером «E322», завершающим серию Block II. К настоящему времени машина передана в состав 34-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи морской авиации и готовится к полноценной службе. С 2005 по 2020 г. компания-производитель передала ВМС 322 одноместных самолета F/A-18E и 286 двухместных F/A-18F. К моменту завершения производства 2-й серии «Боинг» и смежные предприятия перестроили производственные цепочки и начали строительство первых истребителей следующей модификации.

Один из первых самолетов Block III

«Блок-3»

В марте 2019 г. ВМС США и Boeing заключили контракт на строительство и поставку новых самолетов F/A-18E/F новой серии Block III. Соглашение предусматривало скорый запуск производства с поставкой техники в 2020-2024 гг. Пентагон желает получить 78 самолетов новой серии. Основную массу поставок, 61 единиц, составят одноместные истребители F/A-18E. Двухместные «F» заказаны в количестве 17 штук.

Общая стоимость контракта – ок. 4 млрд долл. Таким образом, средняя стоимость машины 3-й серии достигает 51,3 млн долл. Для сравнения, производство F/A-18E/F Block II обходилось менее чем в 50 миллионов.

8 мая компания «Боинг» вывела из сборочного цеха два первых самолета F/A-18F новой серии. После испытаний их передадут заказчику для ввода в строй и полноценную эксплуатацию. Приемка состоится в течение двух месяцев.

Изображение F/A-18F из рекламных материалов

Параллельно с производством новых самолетов Block III будет осуществляться модернизация имеющихся Block II. Начиная с этого года, ВМС планируют ежегодно делать заказы на ремонт и обновление истребителей из наличия. До 2033 г. такую модернизацию пройдут все строевые самолетов предыдущей серии. Это позволит нарастить боеспособность морской авиации без крупных затрат на строительство требуемого числа самолетов последней модификации.

Особенности серии

Модификация Block III отличается существенными изменениями планера, общесамолетных систем и радиоэлектронного оборудования. Доработки направлены на рост основных тактико-технических и эксплуатационных характеристик. Вновь строящиеся самолеты будут изначально обладать всеми этими качествами, а бывшие Block II получат их по результатам капитального ремонта.

За счет доработок планера и отдельных систем обеспечивается рост ресурса с 6 до 10 тыс. летных часов. Обеспечено некоторое снижение эффективной площади рассеяния. Сверху на фюзеляже устанавливаются конформные баки на 3500 фунтов (1589 кг) горючего в дополнение к внутренним на 6200-6600 фунтов, что обеспечивает рост дальности полета без ощутимого ухудшения аэродинамики.

Главные особенности модернизации Block III

Проведена глубокая модернизация бортового комплекса электроники. В состав БРЭО введены новые приборы спутниковой связи. Улучшены сетевые возможности, связанные с обменом данными. Прицельно-навигационный комплекс получил возможность работы с подвесными контейнерами инфракрасной разведки. Часть имевшихся агрегатов сохранена, но с повышением основных характеристик. Сформирована «стеклянная кабина». Ее основой является жидкокристаллический экран размером 19х10 дюймов (482х254 мм), занимающий большую часть приборной панели.

Боевая нагрузка и номенклатура применяемых вооружений не изменились, F/A-18E/F версии «Блок-3» может нести то же оружие, что и Block II. При этом подвесные контейнеры, новые средства связи и управления и т.д. упрощают его применение и повышают общие боевые качества.

Взлетно-посадочные характеристики остались на уровне предыдущих модификаций и обеспечивают полноценную эксплуатацию на авианосцах. Дополнительное топливо позволяет увеличить дальность и/или продолжительность полета, нагрузку и т.д.

Перспективы парка

С 2005 по 2020 г. компания Boeing и субподрядчики построили более 600 самолетов F/A-18E/F Block II в двух модификациях. Часть этой техники была потеряна или списана в прошедшие годы. По открытым данным, на службе остается 540 самолетов этого типа, из них ок. 400 ед. готовы к эксплуатации.

Новое оборудование кабины

В новой 3-й серии пока готовы только два самолета. Сейчас они проходят испытания и оправятся на службу только летом. После этого в течение нескольких следующих лет ожидается строительство еще нескольких десятков машин – в общей сложности 78 ед.

В обозримом будущем доля самолетов Block III будет постепенно расти – как за счет строительства новых, так и при помощи модернизации наличных Block II. Нынешние планы Пентагона предусматривают формирование флота из 618 самолетов последней модификации, однако на это уйдет 12-13 лет. По итогам этих работ палубная авиация останется без самолетов 2-й серии.

Самолеты для экспорта

Основным заказчиком истребителей-бомбардировщиков F/A-18 всех модификаций всегда были ВМС США, однако существенное количество такой техники отправилось зарубежным заказчикам. Новая версия Super Hornet вряд ли станет исключением.

Создание проекта Block III, а именно некоторых компонентов модернизации, частично оплачивалось Кувейтом. В марте 2018 г. эта страна заказала 28 самолетов двух модификаций: 22 одноместных «E» и 6 двухместных «F». Контракт предусматривает строительство техники, сочетающей в себе приборное оснащение и возможности «блоков» II и III. Выполнение контракта начнется в ближайшее время.

Самолеты F/A-18E/F Block II на палубе авианосца

В качестве потенциального заказчика рассматривается Германия. ВВС Бундесвера планируют отказаться от устаревших самолетов Panavia Tornado, и их место могут занять американские F/A-18E/F, в т.ч. последней версии Block III. Также «Боинг» участвует в тендерах ВВС и ВМС Индии, однако они еще далеки от завершения, а их результат труднопредсказуем.

Таким образом, с точки зрения компании-производителя проект F/A-18E/F Block III уже является успешным. Получен крупный контракт Пентагона на производство и ожидаются заказы на модернизацию. Имеется зарубежный заказ на «гибридные» самолеты. Даже если Германия или Индия не пожелают покупать самолеты, Boeing не останется без прибыли.

Проект особой важности

Хорошо известно, что авианосный флот и палубная авиация является одним из главных инструментов вооруженных сил США. Их развитию придается особое значение, и результаты такого подхода можно наблюдать прямо сейчас. Всего несколько дней назад начались испытания палубных истребителей-бомбардировщиков новой серии, и в ближайшем будущем они начнут службу в ВМС.

Согласно планам Пентагона, к середине тридцатых годов весь парк самолетов F/A-18E/F будет соответствовать самой новой модификации Block III, имеющей значительные преимущества. Это позволит повысить боевые качества отдельных самолетов, авиационных групп авианосца, ВМС и вооруженных сил в целом. Таким образом, недавняя выкатка пары серийных самолетов оказывается важнейшим событием как для заказчика, так и для производителя.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!