Опыт реорганизации ремонтных служб в ОЭМК – Металлоинвест: интервью из первых уст

Снижение затрат на техническое обслуживание и плавное повышение уровня надежности технологического оборудования являются основными и приоритетными задачами любого производственного комплекса. Очень часто руководители предприятий обращаются к консалтинговым компаниям для теоретического расчета необходимых ежегодных затрат на производство, ремонт и диагностику технологического оборудования. Главная цель масштабных преобразований — повышение эффективности службы технического обслуживания и ремонтов (ТОиР). О различных аспектах масштабной ремонтной реформы мы побеседовали с директором по оборудованию ОЭМК Александром Юдиным. Современный уровень развития технологий промышленных предприятий предъявляет высокие требования к надежности оборудования, а также эффективной и экономичной работе технологического оборудования при минимальных затратах времени и средств. Ситуация, сложившаяся в различных отраслях промышленности с системой технического обслуживания и ремонта (ТОиР), – неоднозначна. В связи с оптимизацией технологических процессов, реструктуризацией всех секторов промышленности и внутренних подразделений предприятий на первое место выходят два ключевых фактора – это используемое технологическое оборудование и система ТОиР имеющегося оборудования.

Металлоинвест повысил производительность установки металлизации №2 ...

В связи с финансовыми трудностями используемое технологическое оборудование обновить не представляется возможным, поэтому система ТОиР во всех отраслях промышленности выходит на приоритетное первое место. Эта проблема напрямую оказывает влияние на эффективную деятельность предприятий.

Для нивелирования проблем и определения подходов к организации структуры техобслуживания промышленного оборудования (отдел) необходимо определить ключевые факторы, обеспечивающие надежность и работоспособность машин и механизмов (например, динамического оборудования – насосов, вентиляторов, электродвигателей, редукторов, компрессоров и др.).

Надежность оборудования базируется на обязательном применении новейших средств, методов контроля и наладки промышленного оборудования и требует комплексного подхода к решению инженерно-технических проблем.

Работоспособность машин и механизмов (т.е. способность удовлетворять заданным техническим характеристикам в течение определенного момента времени) и восстановление их основных характеристик обеспечивается на предприятиях установленной системой ТОиР.

Согласно ГОСТ 28.001–83 целью системы ТОиР является управление техническим состоянием изделий в течение всего срока их службы (или ресурса до списания), позволяющее обеспечить заданный высокий уровень их готовности к использованию по назначению и работоспособности в процессе эксплуатации при минимальных затратах как времени, так и средств на выполнение ТОиР изделий.

— Александр Станиславович, с чем связано столь серьёзное внимание, которое уделяется реорганизации ремонтных служб?

— Сегодня мы являемся участниками трансформации всех бизнес-процессов компании, направленных в первую очередь на повышение эффективности работы и производительности каждого звена в огромной и сложной цепочке компании «Металлоинвест». Естественно, это касается и ремонтной деятельности. И ключевые вопросы, которые возникают в связи с этим, — качественно ли мы, ремонтники, выполняем свои обязанности, объективны или нет затраты на ремонт, насколько эффективны мы в производственном процессе компании. Так как же мы можем повлиять на эффективность своей работы? В первую очередь это увеличение объёмов производства за счёт сокращения и минимизации аварийных и внеплановых простоев основного оборудования, сокращения времени текущих и капитальных ремонтов, увеличения межремонтного периода, а также за счёт грамотной оптимизации эксплуатационных затрат.

— Каким образом вы планируете провести «перезагрузку»? И что уже сделано в этом направлении?

— Сделано, на самом деле, немало. В прошлом году мы провели полную реорганизацию ремонтных структур, при этом акцент был сделан на чёткое разделение и выделение в отдельные функциональные вертикали таких направлений, как надёжность, планирование, обеспечение, исполнение. По каждому из них были подготовлены и введены в действие регламентирующие документы. С 1 июля ОЭМК перешёл на новую ERP-платформу с полным охватом всех ремонтных воздействий. Мы приступили к реализации программы по оснащению ремонтников современным инструментом и средствами механизации. Сейчас активно занимаемся развитием диагностики с закупкой современного прогрессивного инструмента.

— Развитие ремонтной службы неразрывно связано с надёжностно-ориентированным техническим обслуживанием. Как эта модель реализуется на нашем предприятии?

— До реорганизации ремонтных служб система техобслуживания и ремонтов базировалась на принципах проведения плановопредупредительных ремонтов. Подобная модель в полной мере обеспечивала требуемый уровень работоспособности оборудования, однако не являлась оптимальной для ремонтного бюджета комбината. Поставленная задача по оптимизации затрат на ремонты и содержание оборудования привела к необходимости пересмотреть подходы к системе планирования ремонтов. Изучив передовой опыт российских и зарубежных предприятий, компания приступила к внедрению надёжностно-ориентированной модели организации технического обслуживания и ремонтов. Это комплексный инженерный подход, цель которого — выполнение всех работ, необходимых для обеспечения высокого уровня надёжности оборудования при минимальных затратах на его обслуживание. При данном подходе подразумевается, прежде всего, категоризация оборудования с учётом его критичности, изучение показателей его работы, диагностика дефектов и прогноз их развития, предупреждение поломок. Все эти тонкости дают возможность выделить группы оборудования, обслуживание которого может происходить по трём направлениям: планово-предупредительный ремонт, обслуживание по техническому состоянию и наработка до отказа. Оценкой и категоризацией оборудования занимаются специалисты по надёжности ремонтных служб подразделений.

— Как вы определяете техническое состояние оборудования, и что для этих целей имеется на ОЭМК?

— Сегодня на нашем комбинате создан диагностический центр, который объединил бюро по надзору за механическим оборудованием УГМ и участок диагностики ЦЭТЛ. Приобретены современные диагностические портативные приборы, позволяющие специалистам центра вести периодический мониторинг состояния основного и вспомогательного технологического оборудования методами неразрушающего контроля: проводить вибродиагностику, осуществлять балансировку рабочих колёс механизмов в собственных опорах, проверку центровки валов механизмов, экспресс-анализ масел в редукторах. Планируем закупить оборудование для проведения тепловизионных обследований температуры подшипников и подшипниковых опор, приборы по толщинометрии отдельных узлов и деталей агрегатов для поиска скрытых дефектов. В ближайшем будущем предстоит закупка и монтаж новых стационарных систем с возможностью автоматической диагностики оборудования и увеличением количества охватываемых агрегатов, объединением всего объёма диагностических данных в единую систему, интегрированную в ERP.

— Проводилась ли подобная диагностика на нашем предприятии раньше?

— На нашем комбинате диагностика использовалась всегда, только охват оборудования был значительно меньше. Сегодня с помощью специалистов диагностического центра мы ежегодно увеличиваем перечень обследуемого оборудования, стараясь охватить наиболее критичное, а такое имеется во всех основных подразделениях. Нужно сказать, что такой способ полностью себя оправдывает.

— Сейчас много пишут и говорят о таком инструменте, как мобильный ТОиР. Планируется ли внедрять это на ОЭМК?

— Мобильный ТОиР — отличный инструмент повышения эффективности ремонтных процес сов. Он основан на использовании мобильных устройств для получения заданий и фиксации факта их исполнения при техническом обслуживании и ремонтах оборудования. С внедрением данного инструмента мы сможем более рационально распределять персонал, определять нормативы времени на выполнение обходов и осмотров, проводить первичную диагностику оборудования с моментальной фиксацией нарушений. Сейчас на горнорудных предприятиях Металлоинвеста проходит пилотное внедрение проекта, в ходе которого будут определены поставщики мобильных терминалов и радиометок, а затем будем тиражировать эти мероприятия на ОЭМК. В настоящий момент мы занимаемся подготовкой к развёртыванию мобильного ТОиР, специалисты подразделений готовят базы нормативно-справочной информации, формируют технологические карты на обходы и осмотры оборудования, разрабатывают маршруты обходов. Кроме того, мы подробно изучили опыт внедрения мобильного ТОиР на родственных предприятиях — Евраз, Северсталь, НЛМК, Волжском трубном заводе. Это хороший механизм, который помогает экономить время и правильно распределять ресурсы.

— Раз уж мы заговорили о таких сложных понятиях, поясните, что значит предиктивная аналитика, и используется ли она на нашем предприятии?

— Если коротко, то предиктивная, или прогностическая аналитика, в ремонтной службе — это моделирование изменения технического состояния оборудования на основе анализа статистических данных, получаемых при его эксплуатации. Первые шаги в этом направлении мы уже сделали — внедряем математический аппаратно-программный комплекс. Данный комплекс в автоматическом режиме формирует генерацию отчётов о состоянии механизмов с учётом параметров их работы. Отчёты предоставляются в текстовой или графической форме. В будущем, когда объём информации станет достаточно полным, это позволит моделировать возможный сценарий работы оборудования, и система будет сообщать о малейших нарушениях в работе того или иного механизма задолго до его отказа. Это одно из направлений цифровизации ремонтных процессов, цель которого в автоматическом режиме предсказать развитие изменения состояния оборудования на основе регистрации отклонений от установленной математической модели, помочь принять своевременное и правильное управленческое решение.

— Александр Станиславович, людей волнуют предстоящие изменения, они интересуются, что будет меняться в вопросах оплаты труда, будут ли сохранены грейды?

— Процедура грейдирования персонала ремонтной службы была инициирована по завершению перехода к новой организационной модели. И такая работа была организована на всех предприятиях компании. С целью установления справедливого уровня оплаты труда специалисты дирекции по оборудованию и дирекции по персоналу управляющей компании провели подробное описание функционала вновь созданных структур, обозначили уровень требуемой компетенции и ответственности должностей, входящих в ремонтную службу. По итогам оцифровки этих данных были получены уровни грейдов. Однако имеются некоторые вопросы, требующие дополнительного изучения и корректировки, и в течение марта–апреля все спорные моменты будут утрясены. Наша задача, чтобы люди ни в коем случае не потеряли в зарплате.

— Что вы можете сказать о процессе оптимизации численности ремонтного персонала?

— Оптимизация — довольно непростой процесс, связанный с вопросом повышения производительности. За последние три года численность ремонтного персонала снизилась, что произошло в первую очередь за счёт естественной убыли. Сегодня нам необходимо проанализировать ситуацию, определить самые узкие и проблемные места и провести определённую перестановку персонала. Например, одно из узких мест — дефицит таких специалистов, как гидравлики и приводчики, поэтому будем набирать недостающих сотрудников. Но в первую очередь, конечно, будем проводить обучение работников дополнительным видам профессий.

— Что представляет собой ремонтная служба ОЭМК в настоящее время?

— На мой взгляд, это команда высококвалифицированных профессионалов и единомышленников, готовых выполнять работы любой сложности по своевременному и качественному ремонту всех видов оборудования. У нас имеется неплохая материально-техническая база, которую стараемся обновлять, в том числе и в рамках инвестиционных проектов по механизации и автоматизации функции ТОиР. Можно выделить два направления: централизованная ремонтная служба (ремонтно-механическое управление и управление по ремонту электроэнергетического оборудования), а также машиностроительный блок, в который входит управление по производству запасных частей (цех металлоконструкций и механический цех) плюс — ремонтный персонал, находящийся в штате производственных подразделений. Общая численность ремонтников на ОЭМК составляет около 2 600 человек.

— Сегодня молодые работники хотят активно учиться и повышать квалификацию…

— Без сомнения, наши ремонтники тоже стремятся повышать свою квалификацию. Развитие и повышение компетенций ремонтного персонала — одно из важнейших направлений деятельности дирекции по оборудованию. Мы уделяем этому особое внимание: весь персонал проходит плановое обучение и аттестацию в зависимости от функционала и предъявляемых требований к должностям. В рамках реорганизации службы мы реализуем проект «Факультет ремонтов». Основной его целью является расширение профессиональных компетенций работников, повышение управленческих компетенций и эффективности ремонтного производства, внедрение политики непрерывных улучшений в системе обучения и развития персонала. В четвёртом квартале прошлого года обучение инструментам бережливого производства, планированию эффективности ТОиР, охране труда прошло около 40 сотрудников ремонтной службы комбината. В этом году будут рассмотрены такие направления, как повышение эффективности и надёжности производственных активов, диагностика оборудования, улучшение личной эффективности. Всё это направлено на расширение навыков и областей знаний нашего персонала.

— Планируются ли в связи с реорганизацией ремонтной службы вывод ремонтного персонала в отдельное общество или отделение на аутсорсинг?

— Могу уверенно сказать — такую возможность мы не рассматриваем. В настоящее время на Михайловском ГОКе внедряется пилотный проект по централизации ремонтного персонала производственных подразделений в дирекцию по оборудованию в виде сервисных центров. После того как будут проанализированы все плюсы и минусы проекта, будет принято решение по его внедрению на других предприятиях Металлоинвеста. Глобальных изменений не планируется, мы выберем наиболее приемлемый вариант централизации, чтобы не разрывать устоявшиеся связи между ремонтниками и производственниками и иметь собственную сильную ремонтную службу. Это приоритетное направление. В компании готовится очередной этап большой программы трансформации функции ТОиР, который планируется реализовать в течение ближайших трёх лет. Мы уже начали этот процесс, выполнили часть мероприятий, но очень многое ещё предстоит сделать, и назад дороги у нас нет.

Автор: Оксана Черных
Фото: Валерия Воронова
Источники: http://www.up-pro.ru/, http://chemtech.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!