Соответствует ли Су-30МКИ современным требованиям к многоцелевому истребителю 21-го века: мнение профессионала

Авторитетное военное издание Jane’s привело небезынтересную оценку российского многоцелевого истребителя четвертого поколения Су-30МКИ, высказанную отставным маршалом Военно-воздушных сил Индии Далжитой Сингхом. Если кратко, то самолет уже нельзя считать передовым, причем речь идет о ключевых показателях эффективности. Вообще, резкие оценки истребителей, в том числе российских, далеко не редкость. Но недавнее заявление интересно по двум причинам. Во-первых, столь высокопоставленные (пусть даже и в прошлом) лица не часто откровенничают о современной технике. Во-вторых, Су-30МКИ — знаковая машина. Пожалуй, это вообще самый знаковый российский боевой самолет из числа современных. Причин опять же несколько. Поскольку рынок современной боевой авиации крайне узок, то с учетом поставленных Индии 250 Су-30МКИ машину вполне можно назвать «бестселлером». Если говорить про относительно современные отечественные боевые машины этого класса, то сравнить его, в общем-то, не с чем.

Картинки по запросу "СУ-30 МКИ"

Взять, к примеру, Су-35 (не путать с более ранним Су-27М). Хоть изначально его и видели «экспортным», но непосредственно на экспорт поставили всего лишь 24 единицы. Все машины пошли в Китай; причем эксперты считают, что причина сделки не столько в самих авиационных комплексах, сколько в двигателе АЛ-41Ф1С, технологии которого китайцы отчаянно хотели заполучить, хотя и не показывали это на публике.

Вторая причина — непосредственно роль машины в ВКС России. Напомним, что «русифицированная» версия машины имеет обозначение Су-30СМ. Сейчас общее количество таких машин перевалило за сотню, что делает этот самолет де-факто основным для России средством завоевания господства в воздухе. Наравне с несколько более новым и технологичным Су-35С, которых пока что меньше. Хотя в текущем году вроде бы планируется заключение нового контракта на 50 новых Су-35С.

Лучше новых двух?

В случае с Индией все еще более интересно: Су-30МКИ был, есть и будет основой военно-воздушного флота этой страны. Напомним, что Индия вышла из программы создания российско-индийского истребителя пятого поколения на базе Су-57, известного ранее как Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA). А число закупаемых французских Dassault Rafale снизили до 36 единиц: «контракт века» (MMRCA) закончился, можно сказать, бесславно. Остальные истребители ВВС Индии, если говорить прямо, устарели и очень сильно. Это касается и МиГ-29, и Mirage 2000, и МиГ-21.

Что же думают в Индии про свой основной истребитель?

«Сухой, безусловно, является превосходной и мощной платформой. С точки зрения боевой нагрузки и дальности полета она имеет высокую ценность, но реальность такова, что программа первоначально была введена в действие в 1997 году, и с тех пор произошли многочисленные технологические достижения, которые требуют обновления для самолета»,

— заявил вышеупомянутый маршал ВВС Индии Далжит Сингх.

Военный считает, что два ключевых элемента в Су-30МКИ, радиолокационная станция и комплекс радиоэлектронной борьбы, отстают от современных аналогов и требуют модернизации. Напомним, что РЛС Су-30МКИ/СМ — это Н011 «Барс» с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР). Ее базовую модификацию создали на основе РЛС Н001 с щелевой антенной решеткой и обводным каналом для режима «воздух-поверхность». Нужно сказать, что сейчас на Западе даже истребители четвертого поколения (не говоря уже о пятом) активно снабжают более технологическими передовыми РЛС с активными фазированными антенными решетками, которые, несмотря на их высокую стоимость, обеспечивают более высокую надежность и эффективность обнаружения целей. Именно новую РЛС с АФАР Сингх предложил в качестве варианта для оснащения Су-30СМ. Впрочем, без указания конкретной станции и сроков.

При этом в Jane’s считают, что вопросы, связанные с комплексом радиоэлектронной борьбы, представляют собой еще более сложный вызов, поскольку большие размеры самолета (при условии отсутствия технологии стелс) делают его удобной мишенью. Нынешний комплект радиоэлектронной борьбы самолета представляет собой вариант российской системы САП-518, который может быть дополнен контейнером радиоэлектронного подавления для групповой защиты самолетов САП-14. «Основное назначение САП-518 — индивидуальная защита самолета, — заявил в 2018 году военный обозреватель Алексей Леонков. — Система работает по принципу антирадара. То есть постоянно выдает локаторам противника искаженную информацию: отражает сигнал с задержкой, путает измерение дальности до объекта, скорость и угловое положение. Это мешает РЛС обнаруживать цели, определять их параметры и формировать необходимые данные для систем вооружения».

В целом информация о российских комплексах радиоэлектронной борьбы противоречива и зачастую носит пропагандистский характер. Стоит также сказать, что в 2017 году Министерство обороны РФ впервые получило новейшую станцию радиоэлектронного подавления САП-518СМ, которая предназначена для Су-30СМ.

А что с вооружением? Ранее у индийцев возникли претензии к российским ракетам Р-77. Якобы Су-30МКИ, вооруженные ракетами Р-77, не смогли эффективно противостоять пакистанским F-16 в феврале 2019 года. Если ракета AIM-120 могла быть запущена на дальности 100 километров, то Р-77 можно было запускать с расстояния не более 80 километров. Правда это или нет — сложно сказать, однако известно, что ранее Су-30МКИ решили оснастить израильскими ракетами I-Derby. Согласно данным из открытых источников, дальность полета ракеты составляет 100 километров. Ее, кстати, выбрали в качестве основной системы вооружения класса «воздух-воздух» для индийского боевого самолета HAL Tejas.

Ударное вооружение Су-30МКИ выглядит более чем солидно. Достаточно вспомнить, что недавно первая эскадрилья Су-30МКИ, вооруженная новой сверхзвуковой противокорабельной ракетой «Брамос», поступила на вооружение ВВС Индии. Если верить СМИ, ракета весит 2,5 тонны, ее скорость в 2,8 раза превышает скорость звука, а дальность стрельбы составляет около 400 километров. Один Су-30МКИ может нести до трех ракет «Брамос»: таким противокорабельным возможностям позавидует любой российский истребитель: хоть Су-30СМ, хоть Су-35С, хоть Су-57.

Что дальше?

Как мы видим, самолет Су-30МКИ не полностью отвечает требованиям XXI века, поэтому рассчитывать на новые контракты на сотни машин уже нельзя. Однако, что справедливо в отношении Европы и США, не всегда справедливо в отношении менее развитых регионов. Проще говоря, несмотря на критику самолета, он есть и в обозримом будущем останется одним из самых мощных истребителей Южной Азии.

Напомним, что такие страны, как Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Непал, Мальдивы, Пакистан и Шри-Ланка, не имеют истребителей пятого поколения: ни своих, ни закупаемых за границей. В то же время общее количество Dassault Rafale недостаточно для региональной «революции», хотя машины и могут сказать свое слово в рамках локального конфликта. Кстати, может быть, правы индийцы, ограничившись 36 «французами». В большой войне, судя по всему, не заинтересованы ни Индия, ни Пакистан, ни какая-либо другая страна региона.

Автор: Илья Легат
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!